Личный архив Афанасия Винокурова
Молодежь и дети

Мастера: как участники «Профессионалитета» подтверждают высокий уровень

Около 60% заявок на Всероссийский конкурс среди педагогических работников системы среднего профессионального образования (СПО) «Мастер года» прислали преподаватели колледжей, которые входят в проект «Профессионалитет». С 2025 года он стал частью национального проекта «Молодежь и дети», реализуемого по решению Президента.

Конкурс «Мастер года» должен помочь развитию кадрового потенциала системы СПО, повышению престижа педагогической профессии и подготовке востребованных специалистов, продвижению и масштабированию лучших практик преподавания.

Рассказываем, каких успехов достигли учебные заведения, участвующие в федеральном проекте «Профессионалитет».

Конкурс для лидеров

В этом году Всероссийскому конкурсу среди педагогических работников системы СПО «Мастер года» исполняется пять лет, и это событие совпадает с 85-летием российской системы среднего профессионального образования.

Конкурс уже объединил 9831 преподавателя и мастера производственного обучения из колледжей и техникумов всех регионов страны. Итоги его регионального этапа подведены уже в 33 субъектах РФ. Полный список финалистов будет объявлен 1 мая.

Лучшие педагоги СПО встретятся в конце сентября в Курске на финальном этапе. Победитель конкурса «Мастер года 2025» будет определен 2 октября, в День среднего профессионального образования.

Тот факт, что на сегодняшний день больше половины региональных финалистов конкурса представляют колледжи «Профессионалитета», говорит сам за себя. Этот проект стал для колледжей и техникумов стимулом к переоснащению учебно-производственных пространств, а также обучению педагогов новым практическим навыкам. В кластерах федерального проекта трудятся 93,7 тыс. педагогических работников, из них 77,4 тыс. — преподаватели и мастера производственного обучения.

Сегодня более 1,7 млн студентов колледжей и техникумов 81 региона получают рабочие профессии по программам «Профессионалитета»

«Заявки на конкурс „Мастер года“ подали более 5800 преподавателей — это примерно 60% от общего количества участников отборочного этапа. Из девяти уже известных финалистов шестеро работают в колледжах „Профессионалитета“. Федеральный проект, несомненно, выступает локомотивом развития системы среднего профессионального образования. Работа в тесной связке с компаниями-работодателями дает педагогам возможность постоянно совершенствовать профессиональное мастерство, выводить на новый уровень подготовку студентов», — рассказал директор департамента государственной политики в сфере среднего профессионального образования и профессионального обучения Минпросвещения России Виктор Неумывакин.

Сегодня более 1,7 млн студентов колледжей и техникумов 81 региона получают рабочие профессии по программам «Профессионалитета». В этом году завершат обучение и начнут строить карьеру по выбранной специальности 350 тыс. выпускников проекта.

Мастера: как участники «Профессионалитета» подтверждают высокий уровень
Виталий Аньков / РИА Новости

«Поделиться любовью к профессии»

Первым финалистом конкурса стала Анна Красильникова, которая представит в финале Вологодскую область. Она преподает основы предпринимательской деятельности в Вологодском колледже связи и информационных технологий (он входит в образовательный кластер «СМИ и коммуникационные технологии»). Под руководством Анны студенты учатся генерировать бизнес-идеи, находить и решать проблемы потребителя, выстраивать маркетинговую стратегию.

«На начальных этапах конкурса „Мастер года" я создала видеовизитку, написала для нее сценарий и текст, подготовила открытый урок по дисциплине «Основы предпринимательской деятельности». <…> Самой сложной для меня показалась подготовка к открытому уроку, а самым волнительным — этап «Влюбить в профессию». Когда ушло волнение, я почувствовала гордость, получив подтверждение, что действительно являюсь профессионалом своего дела. Теперь я точно знаю, что мои знания и умения важны студентам не только для освоения учебной программы, но и для построения карьеры», — сказала Анна Красильникова.

А преподаватель Майкопского медицинского колледжа (входит в образовательный медицинский кластер «ПрофиМед») Марина Гучетль обучает студентов специальности «сестринское дело». Она стала победителем регионального этапа и вышла в финал под девизом «Выполняй свою работу сегодня лучше, чем вчера, а завтра — лучше, чем сегодня!»

«Для меня участие в этом конкурсе — это не просто возможность заявить о себе, но и шанс поделиться любовью к профессии, наработками и видением развития медицины», — отметила Марина.

Конкурсные задания «Я мастер» и «Мастер-класс» потребовали от будущей финалистки продемонстрировать ключевые профессиональные навыки и личные качества, а также показать глубокое понимание предмета и провести урок с использованием эффективных практик.

«Статус финалиста — это признание и подтверждение того, что я на правильном пути. Это мотивирует двигаться дальше, не останавливаться на достигнутом и постоянно развиваться в своей области. От финала я ожидаю честной и справедливой борьбы, новых знакомств и обмена опытом с талантливыми коллегами. Участие в конкурсе стало важным этапом в моей профессиональной жизни», — рассказала Марина Гучетль.

Мастера: как участники «Профессионалитета» подтверждают высокий уровень
Личный архив Марины Гучетль

Мастер производственного обучения Петрозаводского автотранспортного техникума (образовательно-производственный кластер «САМПО») Жанна Дикевич показала лучшие результаты среди педагогов Карелии по специальности «электроснабжение».

«Обычно я готовлю победителей и чемпионов, а теперь захотелось самой попробовать силы в профессиональном конкурсе. От участия — только положительные эмоции: я ощутила азарт и вдохновение. Этот конкурс стал отличной платформой для самовыражения и роста, — рассказывает Жанна Дикевич. — Профессия педагога уникальна, интересна живым общением со студентами, яркими событиями и впечатлениями. Я с удовольствием проходила конкурсные испытания».

Афанасий Винокуров из Якутского индустриально-педагогического колледжа им. В. М. Членова (кластер «Горно-добывающая отрасль») преподает сварочное производство. Педагог относится к своей профессии творчески и с вдохновением. Он называет сварщиков настоящими художниками.

«Только вместо холста у нас металл, а вместо кистей — сварочный аппарат», — подчеркнул преподаватель.

Афанасий отметил, что региональный этап Всероссийского конкурса «Мастер года» стал для него особенно значимым. В прошлом году педагог принимал участие в отборочном этапе, но не прошел в финал и решил снова попытать удачу в конкурсе.

«По жизни я борец, неудачи меня закаляют, и если у кого-то опускаются руки, то только не у меня. Люблю новые задачи, почувствовать мощный драйв, атмосферу соревновательного духа. Весь год я упорно готовился, совершенствовал навыки, чтобы снова попасть на конкурс. В этом году я стал финалистом, победив во всех трех испытаниях. <…> Конкурс „Мастер года“ — это настоящий трамплин для профессионального роста педагогов», — уверен Афанасий Винокуров.

Мастера: как участники «Профессионалитета» подтверждают высокий уровень
Личный архив Афанасия Винокурова

Преподаватель по специальности «туризм и гостеприимство» Ямальского многопрофильного колледжа (образовательный кластер среднего профессионального образования «Ямальский туризм») Михаил Иванов обошел всех конкурентов из других колледжей региона, победив в двух заочных этапах (урок и видеовизитка) и в шести очных.

Михаил принял активное участие в подготовке мероприятий, посвященных главному региональному празднику Ямала — Дню оленевода. В частности, преподаватель организовал в своем колледже профориентационную площадку «Чум „Профессионалитета“». Гости настоящего чума с очагом узнали о федеральном проекте «Профессионалитет», попробовали национальные блюда и приняли участие в мастер-классах.

Быть финалистом — это не только признание, но и результат работы сильной команды

«Решение принять участие в конкурсе для меня было шагом к профессиональному росту. Быть финалистом — это не только признание, но и результат работы сильной команды: рядом со мной — вдохновляющие методисты, коллеги и студенты, без которых пройти этот путь было бы невозможно», — сказал Михаил Иванов.

Одно из испытаний которое прошел Михаил — проведение мастер-класса на тему «Как правильно уложить туристический рюкзак». Преподаватель представил авторскую методику, основанную на трех ключевых составляющих: принципы, последствия, практика. Этот универсальный подход финалист рекомендует использовать и в других учебных дисциплинах.

Мастера: как участники «Профессионалитета» подтверждают высокий уровень
Личный архив Михаила Иванова

«Самым сложным и волнительным для меня стал отборочный этап, на котором нужно было провести открытое учебное занятие. <…> Конечно, я волновался, но в процессе получил настоящее удовольствие от диалога и обмена опытом. Когда узнал, что прошел на региональный этап, началась работа с еще бо́льшей отдачей. Это уже было испытание на стойкость, концентрацию и стрессоустойчивость», — вспоминает Михаил.

В преддверии финала он ставит перед собой амбициозные задачи: не просто победить, а использовать испытание как стимул для дальнейшего развития, расширить горизонты интересов, укрепить профессиональные связи, рассказать о возможностях, которые дает «Профессионалитет», вдохновить других участников и влюбить в Ямал всю Россию.

А мы напоминаем, что программа «Профессионалитет» нацелена на модернизацию системы среднего профессионального образования и поможет привести ее в соответствие с потребностями рынка труда и современными вызовами экономики. Сегодня кластеры «Профессионалитета» охватывают 24 ключевые отрасли экономики, включая машиностроение, сельское хозяйство, металлургию, транспорт, химию, атомную промышленность, IT. В проекте участвуют 1470 образовательных организаций, а также более 2364 опорных предприятия-партнера в 81 регионе Российской Федерации.

Новый национальный проект «Молодежь и дети» направлен на всестороннюю поддержку молодежи, развитие образования, профессионального становления и активного участия молодых людей в будущем страны.

Подробнее о программе, учебных заведениях и ведущих компаниях-участниках можно узнать на платформе ЯПРОФ.РФ.

Подпишитесь на новости национального проекта