
Маршрут построен: как города делают безопаснее для водителей и пешеходов
К концу 2024 года доля качественных дорог городских агломераций в стране достигнет 85%. Привести в порядок улицы населенных пунктов с 2019 года помогает национальный проект «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению Президента РФ Владимира Путина. Со старта нацпроекта доля качественных дорог в городских агломерациях выросла почти в два раза — с 44% в 2019 году до 82% в конце 2023 года. В этом году обновят свыше 3,5 тыс. километров таких дорог.
Вначале реализации нацпроекта больше внимания уделяли центральным площадям и проспектам. Сейчас работы ведутся и в новых микрорайонах, и на проездах в частном секторе. В некоторых регионах работы завершают с заметным опережением графика. Рассказываем, где именно дороги стали безопаснее и качественнее.
Северная столица борется с пробками
Санкт-Петербургские дороги по нацпроекту начали ремонтировать в 2021 году. В 2023-м, на год раньше запланированного срока, в порядок привели 85% улично-дорожной сети агломерации. Теперь главная задача — не снижать этот показатель.
«За три с половиной года мы не только нарастили объем выполняемых работ, но и впервые применили подход маршрутного ремонта, который позволяет снизить временные затраты на переброску техники и материалов между районами города», — отмечает глава Дирекции транспортного строительства Санкт-Петербурга Евгений Варов.
В этом году в Санкт-Петербурге ремонтируют 46 объектов общей протяженностью более 100 километров. В том числе частично обновят несколько крупных магистралей: Приморский и Лиговский проспекты, проспект Испытателей, набережную Макарова, Зеленогорское шоссе. На Свердловской набережной, улицах Гороховой и Будапештской, проспекте Медиков водители уже ездят по свежему покрытию.
Мы впервые применили подход маршрутного ремонта, который позволяет снизить временные затраты на переброску техники и материалов между районами города
Осенью на пересечении Московского шоссе с Дунайским проспектом откроют полуторакилометровую развязку, которая свяжет основные транспортные артерии на юге Петербурга. Развязка также обеспечит выход на трассу М-10 «Россия», по которой можно доехать из Санкт-Петербурга в Москву.
Еще один крупный проект на юге Санкт-Петербурга — реконструкция Петрозаводского шоссе. Рабочие не только обновляют и расширяют существующую дорогу, но и строят новую двухуровневую развязку, чтобы увеличить пропускную способность магистрали в направлении Ленобласти. Помимо этого, водители получат возможность транзитного объезда города Колпино. А новый путепровод над железной дорогой в поселке Понтонном избавит автомобилистов от заторов на переезде.
Чтобы новые дороги служили дольше, специалисты применяют особые технологии. Они заранее моделируют нагрузку на проезжую часть и подбирают нужные характеристики асфальтобетонной смеси. Это называется «объемное проектирование». Часто дорожники используют щебеночно-мастичный асфальтобетон, который отличается высокой прочностью.

Упрощение поездок внутри агломерации
В Пензе и прилегающих к ней населенных пунктах в этом году по нацпроекту планируют обновить покрытие на 132 участках. Суммарно отремонтируют 48 километров проезжей части и тротуаров. К концу года доля безопасных и качественных дорог в регионе должна вырасти с 81 до 85%.
Большая часть работ проходит в областном центре. Ремонт и строительство полностью завершены на 45 из 123 объектов. Один из них — отрезок полуторакилометровой улицы Ахунской. От въезда в город Заречный до поворота в микрорайон Ахуны заменили асфальт на проезжей части, нанесли разметку, а обочины укрепили щебнем.
Также в Пензе обновили 1,3 километра на улице Попова. Там расположены спортивная школа, Губернский лицей, физкультурно-оздоровительный комплекс и центр культурного развития. Это самый короткий маршрут с Окружной улицы на Ленинградскую. Во время ремонта уложили два слоя асфальта, заменили бордюры, улучшили тротуары и съезды.
После строительства новой развязки на трассе М-5 «Урал» между районами Заря и Дальнее Арбеково значительно сократится время в пути. Вместе со всеми примыкающими дорогами и съездами длина развязки составит около 4,5 километра. Для пешеходов там построили просторный надземный переход с подъемниками для людей с ограниченными возможностями здоровья.
Развязки также строят в микрорайоне ГПЗ-24 на пересечении улиц Антонова и Измайлова. Частный сектор Пензы тоже не остался без внимания. По словам председателя Общественного совета при Минстрое Пензенской области Виктора Галкина, в некоторых местах вообще не было асфальта, но до конца лета это исправят.
Дорожный ремонт без лишних неудобств
В Новороссийске и его спутниках уже завершили все дорожные работы, запланированные по нацпроекту в 2024 году. Нормативам там отвечают более 88% улиц.
В этом году обновили семь участков общей протяженностью четыре километра. Специалисты обновили покрытие, устранили просадки дорожного полотна, установили дополнительные дорожные знаки, нанесли разметку и выделили пешеходные переходы.
«Руководство школы № 40, педагоги и родители, и бабушки с дедушками благодарны за ремонт улицы Московской. По этой дороге многие из наших детей идут в школу. Очень грамотно сделан пешеходный переход: нам действительно есть за что сказать спасибо», — говорит директор школы Галина Алейникова.
Очень грамотно сделан пешеходный переход: нам действительно есть за что сказать спасибо
На улицах Пархоменко и Цедрика в этом году заменили бордюры, обустроили парковки у магазинов и социальных учреждений.
Жители Новороссийска благодарны рабочим, которые действовали оперативно и старались проводить ремонт с минимальными неудобствами.
«Каждый день я проезжала по улице Волочаевской и удивлялась, насколько быстро, можно сказать, не доставляя никаких неудобств, ремонтировали эту дорогу, — вспоминает жительница улицы 13-е Ущелье Ольга. — Более того, здесь много примыканий к дворам частного сектора, в домах живут в основном пожилые люди, пенсионеры. Со всеми подрядчики согласовывали свои действия, выслушивали пожелания и предложения людей. Мы благодарны за то, что не стали делать реверсивное движение, работы шли таким образом, что было удобно и жителям, и водителям».
Благодаря нацпроекту «Безопасные качественные дороги» за качеством ремонта и исполнением пожеланий местных жителей следят не только профессионалы, но и независимые активисты — общественные контролеры. Стать одним из них может любой россиянин. Для этого нужно обратиться в региональное профильное дорожное ведомство, в областное отделение Народного фронта или связаться с единомышленниками в соцсетях.
Подпишитесь на новости национального проекта