Сергей Ильницкий/EPA/ТАСС

Made in Russia: как и зачем экспортируют опыт российских аниматоров

Минэкономразвития и Российский экспортный центр (РЭЦ) в 2021 году впервые запустили федеральную программу компенсации части расходов на съемки иностранных фильмов в РФ. Компании, которые помогают зарубежным коллегам в производстве кино и анимации, могут рассчитывать, что государство компенсирует до 40% расходов по такому контракту. В киноиндустрии такой кешбек называют рибейтом. Нацпроект «Международная кооперация и экспорт» предусматривает ежегодное выделение на эти цели 100 млн рублей.

Особенным успехом у зарубежных зрителей в последние годы пользуется российская анимация. О том, как отечественные мультфильмы завоевывают популярность по всему миру и как этому способствует господдержка, расскажем в нашей статье.

«Маша и Медведь»

Бывший цирковой артист Медведь и маленькая егоза Маша, чьи проделки не дают скучать лесным жителям, впервые появились на экранах в программе «Спокойной ночи, малыши!» в 2009 году. С тех пор приключения героев московской студии Animaccord не только вошли в топ-10 проектов на телеканалах ВГТРК, но и заговорили на более чем 30 языках и полюбились зрителям более чем в сотне стран. Animaccord занимается лицензионным продвижением своих анимационных проектов по всему миру.

На один только русский YouTube-канал «Маша и Медведь» подписаны 35,7 млн человек. В 2019 году эпизод «Маша плюс каша», набрав более 3,4 млрд просмотров, попал в Книгу рекордов Гиннеса как самый просматриваемый анимационный ролик на YoutTube и стал единственным мультиком, который вошел в топ-5 самых просматриваемых роликов на платформе. А в период пандемии мультсериал попал в десятку самых востребованных детских шоу в мире.

При подготовке очередного эпизода к выходу за рубежом на студии не ограничиваются записью новой озвучки на другом языке. Кроме этого в Animaccord, например, переводят все надписи на латиницу, переделывают мультфильм, адаптируя его для юных зрителей в той или иной стране. В 2021 году на субсидии на адаптацию аудиовизуальной продукции к зарубежным рынкам в России выделено 500 млн руб.

Успех «Маши и Медведя» — один из лучших примеров того, к чему стремится нацпроект «Международная кооперация и экспорт» в отношении отечественной детской продукции на внешних рынках. Чтобы подобных историй становилось больше, студии могут воспользоваться как финансовыми, так и нефинансовыми мерами поддержки. Аниматоров могут проконсультировать торгпреды в разных странах, им готовы помочь с продвижением, адаптацией и подготовкой субтитров.

Made in Russia: как и зачем экспортируют опыт российских аниматоров
Сергей Ильницкий/EPA/ТАСС

«Смешарики»

Еще один «ветеран» современной отечественной анимации — мультсериал «Смешарики» студии «Петербург» (группа компаний «Рики»), который выходит с 2004 года. Именно «Смешарики» в 2008 году стали первым российским анимационным проектом, которым заинтересовались иностранные телеканалы. Тогда право на показ продали в США.

В Америке «Смешариков» знают под названием GoGoRiki. Позже в Европе сериал начал выходить под именем KikoRiki. Всего на сегодняшний день мультик выходит в 70 странах на 15 языках. Изменилось не только название проекта, но и имена героев. Кролик Крош стал Крешем, Ёжик — Чико, баран Бараш — Уолли, а свинка Нюша — Розой. Также аниматоры отказались от части сцен с непереводимым юмором или чисто российским контекстом, который был бы непонятен иностранцам.

С 2016 года «Смешариков» начали показывать в Китае. Сотрудничество «Петербурга» с телеканалами CCTV, Kaku, Toomax, Aniworld и онлайн-кинотеатрами было настолько успешным, что к 2019 году китайская аудитория сериала переросла российскую. В 2021 году состоялась премьера отдельного русско-китайского мультсериала, героями которого стали Крош и Панда Хэхэ. В 2016 году Панда Хэхэ уже становилась героем другого мультсериала-кроссовера, тогда это были истории о приключениях героя с чешским Кротиком.

Кроме Китая «Панду и Кроша» также увидят юные зрители в Бразилии. Соответствующее соглашение с Globosat уже подписано. Благодаря ему дети в Южной Америке увидят также третий сезон «Малышариков» — «Смешариков» для детей от нуля до трех лет.

Made in Russia: как и зачем экспортируют опыт российских аниматоров
Юрий Белинский/ТАСС

«Фиксики»

Московская продюсерская компания и одноименная анимационная студия «Аэроплан», как и «Петербург», входит в группу компаний «Рики». Это один из лидеров анимационной отрасли в России. Лучше всего юным зрителям как в России, так и за рубежом эта студия знакома по мультсериалу «Фиксики» про маленьких волшебных человечков, живущих в технике и приборах. За 11 лет «Фиксики» превратились в целую мультвселенную по мотивам повести Эдуарда Успенского «Гарантийные человечки».

При этом проект с самого начала создавался с расчетом на международный рынок. Например, само слово «фиксик» — адаптация английских слов pixie (название маленького волшебного народа) и fix (чинить, исправлять). К зарубежным зрителям сериал наконец-то попал, когда в России уже начал выходить третий сезон (2015–2019). Студия продала права на него американской компании Condista’s Kids Central, и уже в 2016 году мультсериал включили в США в образовательную программу для младших школьников Discovery Education.

РЭЦ помог группе компаний «Рики» поучаствовать в форуме Kidscreen Summit. Благодаря этому в 2021 году были подписаны в том числе международные сделки, касающиеся «Фиксиков». Azoomee и Da Vinci Media, партнеры компании, будут отвечать за трансляции «Фиксиков» в Южной Африке, Индии, Великобритании, Ирландии, Турции, Испании, Германии, Португалии и Бразилии на английском и ряде других языков. Мультсериал также приобрела платформа PlayKids, которая покажет мультфильм в США, Великобритании, Ирландии, Австралии и Новой Зеландии.

Made in Russia: как и зачем экспортируют опыт российских аниматоров
Гавриил Григоров/ТАСС

«Лунтик» и «Барбоскины»

Московская студия «Мельница» у многих зрителей ассоциируется в первую очередь с серией полнометражных мультфильмов о приключениях русских богатырей. Кто-то также может вспомнить адаптацию сказок Вильгельма Гауфа «Карлик Нос». Однако полнометражными анимационными фильмами в «Мельнице» не ограничиваются.

Сериалы студии «Лунтик» и «Барбоскины» знакомы не только российским, но и зарубежным зрителям. В октябре 2020 года «Мельница» и кинокомпания «СТВ» представили их в рамках бизнес-миссии РЭЦ на объединенном национальном стенде Made in Russia на международном рынке контента MIPCOM Online+. «Мельница» проводила переговоры по поводу новых сезонов с CBBC, Sony Pictures Televisions, KIKA и Turner.

На MIPCOM Junior также был представлен новый полнометражный мультфильм «Барбоскины на даче». Вместе с агентом Ink Group кинокомпания «СТВ» провела переговоры с телевизионными компаниями и VOD-платформами из Восточной Европы, стран MENA, Италии, Франции, Турции и Германии. Дистрибьюторы в США и Китае обсудили потенциальные сделки на данные территории.

Как получить рибейт в 2022 году

Какие иностранные проекты будут профинансированы, решает Экспертный совет РЭЦ. Документальные, художественные и анимационные фильмы оцениваются по 11–15 критериям (в зависимости от того, к какому из этих трех типов относится проект).

В этом «квалификационном тесте» анимационный или художественный фильм может набрать от 0 до 100 баллов, причем 50 из них даются в зависимости от объема запланированных расходов на территории РФ и (для художественного кино) количества сцен, которые, в соответствии со сценарием, будут сняты в нашей стране. Тест для документальных фильмов ограничен 75 баллами, и от объема запланированных расходов зависят 25 из них. Еще одно важное условие: чтобы участвовать в отборе, проект должен набрать не менее 20 баллов без учета очков, которые даются за объем запланированных расходов на территории России.

Made in Russia: как и зачем экспортируют опыт российских аниматоров
Сергей Ильницкий/EPA/ТАСС

В 2021 году период приема заявок на рассмотрение в офисе РЭЦ длился с 30 апреля по 31 мая. Принять участие в отборе могут российские кинокомпании, которые существуют не менее года, уже заключили контракт с зарубежными коллегами и при этом юридически не являются «дочками» иностранных компаний.

Более подробную информацию о проектах, которые могут претендовать на господдержку, и о процедуре рассмотрения заявки перед началом приема заявок публикуют на сайте РЭЦ. Среди необходимых документов в 2021 году были, например, финансовый план и предварительная смета проекта.

«Благодаря запуску программы рибейтов иностранные кинопроизводители смогут возместить часть своих расходов на съемочный процесс в России, при условии что наймут локального подрядчика для сервисных работ, — объясняет генеральный директор РЭЦ Вероника Никишина. — Мы видим спрос на услуги российских специалистов не только в части кинопроизводства, но и анимации, и постпродакшн. Поэтому мы уверены в успехе инвестиций в программу рибейт, в новую для страны нишу — развитие услуг продакшн-сервисов».

А в Минэкономразвития тем временем надеются, что развитие этого направления поспособствует еще и развитию туризма. Локации натурных съемок в России могут стать новыми точками притяжения как для жителей страны, так и для иностранцев.

Подпишитесь на новости национального проекта