
Лучшая школа конкурса «Большая перемена» получила 2 млн рублей на развитие
Самая большая делегация финалистов, а затем и победителей «Большой перемены», приехала в 2021 году в Артек на закрытие Всероссийского конкурса нацпроекта «Образование» из новороссийской «Гимназии № 1». Именно эта школа возглавила топ-30 образовательных учреждений, чьи ученики решили попробовать себя в роли «авторов перемен».
В числе победителей конкурса, отобранных из 2,5 млн кандидатов, оказались сразу 11 гимназистов из Новороссийска. Они вошли в число 600 школьников и студентов колледжей, придумавших самые интересные проекты, которые призваны сделать Россию лучше.
За это школа получила грант в 2 млн рублей на развитие образовательной среды, а сами школьники — в общей сложности 6,2 млн рублей: 11-классники получили по 1 млн рублей на образование, а ребята из 9–10-х классов — по 200 тыс. рублей, которые они смогут направить на образование и саморазвитие. Отметили и их педагогов: они также получили премии по 150 тыс. рублей каждый.
Какая она, гимназия, где учатся лучшие школьники-новаторы 2021 года? Расскажем в нашей статье.
Первая частная школа в СССР
История «Гимназии № 1» города Новороссийска насчитывает уже 30 лет. С момента основания незадолго до распада СССР и до сегодняшнего дня школой бессменно руководит заслуженный учитель России Татьяна Аветовна Меркулова. Идея открыть первую в стране частную школу тоже принадлежала ей.
Хотя за прошедшие годы частные образовательные учреждения перестали быть в нашей стране диковинкой, новороссийская «Гимназия № 1» остается одной из крупнейших подобных школ. Первый выпуск 1996 года состоял из восьми учеников, а сегодня в гимназии учатся более 500 школьников у 86 педагогов. Учителя и ученики ежегодно открывают для себя новые возможности и доказывают важность существования частных школ как альтернативы государственному образованию.
В основу концепции гимназии легли принципы гуманистической психологии. Здесь уделяют особое внимание индивидуальным возможностям и потребностям учеников, а также развитию их познавательных и творческих способностей. Отношения учителя и ученика в гимназии строятся на базе диалога, взаимопонимания и уважения к личности.
Уже в 1995 году опыт этой школы по достоинству оценили и одобрили в Министерстве образования РФ, а в 1999 году за работу по всероссийской программе «Одаренные дети» гимназия получила от министерства грант.

Теплица для талантов
Работа гимназии строится на основе инновационной системы непрерывного обучения. Ее первые ступени — это не начальная школа, а детский сад и детская академия для дошкольников «Вундеркинд».
Заниматься с детьми на базе «Гимназии № 1» в Новороссийске начинают уже с шести месяцев. Короткие развивающие уроки в небольших группах, конечно же, проходят в присутствии родителей. Главное ноу-хау новороссийских педагогов: любое занятие — будь то игра, связанная со счетом, или создание аппликации — обязательно сопровождается музыкой.
«Совсем еще малыши от полугодика, пусть и оставаясь только слушателями, могут танцевать у мамы на руках. В год они начинают приплясывать, а позже, постарше, исполняют песенки с движениями — сначала со взрослыми, потом сами», — рассказывает о музыкальных уроках в «Вундеркинде» основатель и руководитель детской академии Зоя Меркулова.
С трех лет малышам предлагают в игровой форме заниматься не только познанием мира, но и английским, математикой и чтением в небольших группах. Кроме того, их ждут рисование, музыка, танцы и даже уроки конструирования из Lego.
«С помощью конструктора дети могут создавать свой уникальный мир, осваивать сложные математические знания, развивать двигательную координацию и мелкую моторику, а еще воображение и пространственное мышление», — рассказывает Зоя Меркулова.
В 5–6 лет ребята могут начать заниматься по программе для одаренных детей «Ломоносовская школа», которая помогает им плавно адаптироваться к учебе и научиться жить в коллективе. В первой половине дня детей ждут четыре урока: кроме чтения, математики, английского и азов письма, в расписании — классы робототехники, музыка, ритмика и технология. Учителя часто готовят утренники и конкурсы, в которых дети с удовольствием участвуют.
«Вообще домой никто из учеников не торопится — в спокойной обстановке чувствуют себя как дома, что процессу образования идет только на пользу», — отмечает Зоя Меркулова.

Краевая инновационная площадка
В самой гимназии уже несколько лет действует инновационный проект педагогов школы по созданию мультидисциплинарной образовательной среды, в рамках которого особое внимание уделяется изучению робототехники и иностранных языков.
В гимназии придерживаются так называемой STEM-концепции образования (Science, Technology, Engineering, Mathematics — наука, технологии, инженерия и математика). При таком подходе естественные науки и инженерные предметы объединяют в единую систему. Это учит ребят смотреть на задачи комплексно, а не в узком разрезе только одного предмета. В современном мире это умение — важное условие успешности и востребованности на рынке труда для большинства специальностей.
Естественные науки, технологии, инженерное искусство, творчество и математику здесь рассматривают как связанные, интегрированные друг в друга образовательные области. Кроме того, значимую роль в обучении играет проектная работа школьников.
Так, в школе создана мультидисциплинарная лаборатория по робототехнике. На уроках математики, информатики, физики и даже иностранных языков у учеников формируют инженерную культуру, а старшеклассников профориентируют на технические специальности.
Знание иностранных языков гимназисты могут сразу же пустить в ход. Внеурочные научно-технические проекты в школе мотивируют ребят общаться с единомышленниками не только из России, но и из других стран. Да и для участия в робототехнических соревнованиях международного уровня знание английского языка им точно пригодится.
С 2017 года «Гимназия № 1» получила статус краевой инновационной площадки — так в Краснодарском крае признали и подчеркнули особое значение проекта в создании мультидисциплинарной образовательной среды для обеспечения прогрессивных изменений качества образования в регионе.

Грант «Большой перемены»
По традиции «Большой перемены» участвовавшие в конкурсе ученики, их учителя и директор совместно решили, как использовать грант, который школа получила за победу. В первую очередь гимназия закупит новое оборудование для кружка робототехники.
«Это направление очень быстро меняется, и оборудование требует постоянной модернизации. Среди наших ребят-участников «Большой перемены», победителей и финалистов, часть занимается робототехникой и является победителями конкурсов творческих проектов. Поэтому будем дополнять оборудование этого направления», — рассказывает заместитель директора гимназии по учебно-воспитательной работе Наталия Алешина.
Помимо этого, было решено закупить оборудование для нескольких классов школы. Модернизация ждет кабинеты физики и кабинет начальных классов.
«Необходимо полностью переделать пространство. Мы в прошлом году так сделали современным, с учетом всех программ [Национальной образовательной инициативы, — Прим. ред.] «Наша новая школа», кабинет информатики и то же самое хотим сделать с кабинетом физики», — продолжает Наталия Алешина.
В обновленном кабинете начальных классов также появится оборудование для технического творчества и для научно-естественных исследований: микроскопы и исследовательские лаборатории для уроков окружающего мира.
3D-принтеры, роботы и микроскопы стоят достаточно дорого, но 2 млн рублей гранта «Большой перемены» как раз хватит, чтобы приобрести все необходимое.
«Мы хоть и гимназия, но у нас есть некоторый технический крен. Многие изучают математику, физику дополнительно. Поэтому будем покупать оборудование, направленное на развитие детей, связанное с этими науками», — подвела итог Наталия Алешина.
Подпишитесь на новости национального проекта