
Личная демография: какие планы на рождение детей строят россияне
АНО «Национальные приоритеты» подвела итоги социальной кампании «Счастье там, где семья», в которую входили три атмосферных видеоролика, посвященных семейным ценностям, традициям и преемственности поколений. Цель кампании — вдохновить зрителей на проявление добрых чувств к своим близким и по-другому взглянуть на тему семьи. Опрос по результатам кампании показал, что среди респондентов 18–24 лет стало больше желающих иметь троих детей и заметно меньше тех, кто детей иметь не планирует.
Семейный разговор
Множество мер поддержки семьи с детьми с 2019 по 2024 год получали по нацпроекту «Демография», ключевому в пуле президентских проектов. В 2025 году его сменит нацпроект «Семья», также инициированный Президентом России Владимиром Путиным. Новому нацпроекту, а также завершению Года семьи в России и была посвящена кампания АНО «Национальные приоритеты».
Аналитический центр «НАФИ» собрал данные по итогам кампании в декабре 2024 года, проведя интернет-опрос 1600 россиян, чтобы выяснить, как в разных возрастных группах менялось отношение к семейным ценностям во время проведения кампании с июня по декабрь 2024 года.
Пора за вторым
Среди всех опрошенных на момент проведения четвертой волны исследования большинство респондентов хотели бы иметь двоих детей — 40%, интересно, что за одного ребенка проголосовали всего 13% респондентов, тогда как троих детей хотят иметь 24% опрошенных.
Опрос по результатам кампании показал, что среди респондентов 18–24 лет стало заметно меньше тех, кто детей иметь не планирует
По сравнению с данными на июнь 2024 года доля опрошенных, планирующих иметь троих детей, возросла на 2%. Значительно сократилась доля нежелающих иметь детей среди самой молодой аудитории 18–24 лет — с 22% во время опроса в июне до 14% в декабре.
Среди всех опрошенных, как имеющих детей, так еще не ставших родителями, 39% в целом планируют рождение ребенка или нескольких, причем 46% из них хотят осуществить этот план в ближайший год.

Образ многодетной семьи и многодетной матери у большинства опрошенных всех возрастов вызывает позитивные эмоции — таких от 67 до 83%. При этом 36% считают, что члены многодетных семей счастливее, чем одиночки или люди, имеющие одного-двоих детей. С утверждением, что семья — главная ценность в жизни, согласны 62%.
Количество и качество
Респондентам также приводили высказывания, с которыми они могли соглашаться или не соглашаться. Чаще всего участники опроса соглашались с утверждениями, что дети — способ наделить жизнь смыслом (79%); оставить наследие и передать семейные черты (77%); передать традиции (72%). Причем доля согласившихся с этими высказываниями с июня по декабрь выросла в среднем на 5%.
На более позитивную изменилась реакция за время опроса и на другие утверждения, положительно оценивающие многодетную семью. С тем, что большая семья не мешает жизни, а иногда даже упрощает семейный быт, в декабре согласились 64% респондентов, на 10% больше, чем в марте.
Больше положительных оценок получили также утверждения о том, что многодетная мама — это счастливый и энергичный человек (55%, рост на 10%); воспитывать детей проще, когда их много (38%, плюс 10%); усталость родителей не связана с количеством детей (49%, плюс 9% по сравнению с мартом 2024-го).
С тем, что в настоящее время существует много государственных мер поддержки семей с детьми, в том числе многодетных, согласны 67% респондентов, на 8% больше, чем в марте.
Чаще всего участники опроса соглашались с утверждением, что дети — это способ наделить жизнь смыслом (79%)
Самыми непопулярными оказались высказывания о том, что карьера должна строиться до рождения детей, с этим согласны 45%, а также о том, что воспитывать детей проще, когда их много, — 42% согласившихся.
В ходе опроса выяснилось, что респонденты, которые видели хотя бы один из трех видеороликов кампании, чаще согласны с утверждениями о важности семьи с детьми.
Планируя будущее
Самые заметные изменения между первой и последней волнами опроса произошли в возрастной группе 18–24 лет. С марта по декабрь доля желающих иметь одного ребенка выросла на 5% и составила 23%. Тех, кто планирует иметь не меньше чем одного, стало 29% (больше на 6% по сравнению с опросом в марте). Доля молодых людей, которые вообще не планировали иметь детей, сократилась за то же время на 5% и составила всего 14%. Меньше стало и тех, кто не планировал иметь детей в ближайший год, — таких 36%.
Среди причин, по которым они не планируют иметь детей или откладывают их рождение, молодые люди называли проблемы со здоровьем, с финансами, жильем, а также инфраструктурные проблемы в том месте, где они проживают, желание самореализоваться и неуверенность в будущем/будущей супруге.
Надо отметить, что у респондентов 18–24 лет чаще, чем у опрошенных других возрастов, многодетные семьи вызывают ассоциации со словом «благополучие».
Ролевая семейная модель
Респондентам предложили выбрать из множества положительных и отрицательных качеств те, что ассоциируются у них с многодетной семьей. Судя по опросу, имидж мамы, имеющей больше трех детей, с марта по декабрь изменился для респондентов в позитивную сторону.
Самым главным качеством, с которым ассоциируется многодетная мать у опрошенных всех возрастов, — сплоченность, ее выбрали 88%, на 5% больше, чем в марте. Доброту как одно из качеств многодетной матери отметили 84%, тоже на 5% больше в декабре, чем в марте. С благополучием большая семья ассоциируется у 79% респондентов (больше на 4%, чем в марте).
Опрос позволяет сделать важный вывод: семья, в которой растут дети, была и остается главной ценностью и моделью устройства собственной жизни для абсолютного большинства россиян.
Больше узнать о поддержке семей с детьми по нацпроекту «Демография» можно здесь.
Подпишитесь на новости национального проекта