
Курс на Азию: где наиболее востребованы российские товары
Российский экспорт сегодня переориентируется на рынки Азиатско-Тихоокеанского региона (АТР). С января по август 2022 года товарооборот увеличился на 31% в годовом исчислении. Отечественная продукция становится все более востребованной, в том числе на китайском рынке.
В нашей стране планируют и дальше активно продвигать товары за рубежом. А успешно развивать сотрудничество с иностранными партнерами по бизнесу помогает национальный проект «Международная кооперация и экспорт».
Высокий спрос
В этом году российские экспортеры несырьевой неэнергетической продукции перенастраивали свой бизнес и перекраивали логистические цепочки. Страны Азиатско-Тихоокеанского региона, в том числе Китай, стали приоритетными для отечественных товаров рынками. Как рассказали нашему порталу в Российском экспортном центре (РЭЦ), сегодня продукция из РФ становится все более востребованной в Поднебесной, и объемы продаж увеличиваются.
«За 2021 год товарооборот увеличился на 35% по сравнению с 2020-м и превысил 140 млрд долларов. За первые восемь месяцев текущего года объем взаимной торговли вырос еще на 31%. Большую отдачу приносят совместные деловые форумы, ярмарки, выставки», — отметил вице-президент РЭЦ Алексей Солодов.
Если говорить о несырьевом неэнергетическом экспорте, то страны АТР и Ближнего Востока традиционно хорошо покупают российскую агропродукцию, так как она вкусная, экологичная, качественная и конкурентоспособная. Именно поэтому РЭЦ создал и развивает систему демонстрационно-дегустационных павильонов АПК за границей — они работают в Китае, ОАЭ, Египте и Вьетнаме. В ближайшее время еще два таких шоу-рума появятся в Турции и Саудовской Аравии.
«Это площадки, предоставляющие экспортерам бесплатную инфраструктуру для продвижения товаров на новом рынке и знакомства с потребителями. Речь идет как о торговых и складских площадях для продукции, так и о помощи в продвижении, маркетинговой поддержке, поиске потенциальных покупателей и проведении промо-акций в павильоне. Это место, где российские производители и иностранные покупатели могут найти друг друга, провести переговоры и попробовать нашу продукцию», — пояснил собеседник.
За 2022 год общий объем продаж всех павильонов превысил прошлогодний показатель в 10 раз, что в очередной раз подтверждает востребованность агропродукции на рынке. Как рассказал Алексей Солодов, на Ближнем Востоке наибольшим спросом пользуется кондитерская продукция, во Вьетнаме — российская сгущенка, а в Египте — подсолнечное масло.
Made in Russia
В нашей стране разрабатывают несколько инструментов для продвижения отечественных товаров на Востоке и в странах АТР. Один из них — участие российских компаний в крупных выставках на национальном стенде Made in Russia. Причем с весны этого года интерес к таким мероприятиям значительно вырос.
«Выставки и бизнес-миссии, наверное, ключевой инструмент, который позволяет нашим компаниям найти партнеров за рубежом. Тем более что мы активно поработали над его оцифровкой: подать заявку на участие, сформировать и подписать все документы, необходимые для участия в мероприятии, можно онлайн на цифровой платформе «Мой экспорт», — сказал Алексей Солодов.
По мнению вице-президента РЭЦ, нельзя не упомянуть программу «Сделано в России» — единую концепцию продвижения национального бренда на внешние рынки. Ключевая цель — повысить доверие иностранных потребителей к продукции из РФ, расширить экспортные поставки и сделать так, чтобы отечественные бренды узнавали всюду.

Кроме того, у РЭЦ открыто 12 представительств за пределами нашего государства. Помимо КНР, они есть в Азербайджане, Армении, Белоруссии, Вьетнаме, Индии, Иране, Казахстане, ОАЭ, Таджикистане, Турции и Узбекистане. Одна из основных задач представительств — поиск потенциальных ниш и организация взаимодействия бизнеса в других странах. Кстати, они работают как на поддержку экспорта, так и импорта.
«Российский экспортный центр поддерживает предпринимателей и в онлайне. Проект развития сети национальных магазинов с отечественной продукцией на зарубежных интернет-площадках — это один из нескольких инструментов, с помощью которых мы помогаем наладить эффективный канал продаж в онлайн-ритейле», — отметил собеседник.
В 2022 году к проекту присоединились четыре новых партнера, готовые предлагать продукцию в 24 онлайн-магазинах на 15 маркетплейсах. Это в том числе Китай и Юго-Восточная Азия.
За время существования проекта там разместили продукцию уже более 200 российских производителей. А первым в 2019 году открылся магазин на китайской розничной электронной торговой платформе Tmall.com.
По словам Алексея Солодова, модель зарекомендовала себя как оптимальный механизм выхода на новый рынок, и потому ее решили масштабировать. С 2023 года национальные магазины будут продвигать под брендом Made in Russia, чтобы он стал более узнаваемым.
«Для компаний, которые получили сертификат «Сделано в России», предусмотрены дополнительные возможности. Одна из них — создание с РЭЦ кобрендингового продукта специально под какой-то рынок. Именно по этому пути мы сейчас пошли с одним из российских производителей мороженого, который хочет запустить продажи в Китае», — заключил эксперт.
А мы напоминаем, что благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» отечественным производителям помогают с поиском иностранных клиентов и анализом зарубежных рынков. Среди мер поддержки экспортеров также механизм финансирования их участия в международных выставках и деловых миссиях для поиска новых рынков сбыта и зарубежных партнеров, выделение транспортных субсидий. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта