
Культурный центр Востока: как живет Приморская сцена Мариинского театра
Владивосток — столица Приморского края и всего Дальневосточного федерального округа, Город воинской славы и настоящий деловой центр, ведь с 2015 года именно здесь проводится Восточный экономический форум. Конечно же, такому статусу должен соответствовать и уровень культурной жизни. Для Владивостока это не проблема: чего стоит одна только Приморская сцена знаменитого Мариинского театра!
Сегодня это один из самых современных театральных комплексов страны с тремя сценами: Большим и Малым залами, а также Летней площадкой. А вскоре их станет еще больше — еще одна сцена войдет в состав культурно-образовательного комплекса, который возводят во Владивостоке по нацпроекту «Культура». Портал национальныепроекты.рф побывал за кулисами театра и рассказывает, как сегодня живет это крупное и современное культурное учреждение.
Мировой уровень
Приморская сцена Мариинского театра строилась в рамках подготовки к саммиту АТЭС-2012, однако впервые открыла свои двери чуть позднее — 18 октября 2013 года. Возведенный в живописном районе знаменитых дальневосточных сопок новый театр оперы и балета прекрасно дополняет внешний облик Владивостока. Сегодня от главного входа в учреждение открывается захватывающий вид на Золотой мост и бухту Золотой Рог с окрестностями.
Новое здание создано по высочайшим мировым стандартам. В нем расположены три подземных и семь надземных этажей, 14 лифтов и 20 гримерных комнат! Представления проходят на двух сценах: в Большом и Малом залах. Первый выполнен в форме подковы и вмещает до 1390 зрителей, а второй (вместимостью 310 мест) уникален тем, что в нем можно вывести на один уровень сцену и партер, создав из них единое пространство. В теплое время года концерты дают также на Летней площадке.
Такой масштаб требует постоянной работы множества людей. По словам руководителя отдела связей с общественностью Приморской сцены Мариинского театра Елены Сабининой, сегодня в учреждении трудится около 600 человек, включая творческий коллектив, технический и административный персонал. Только в балетной труппе состоят около 90 артистов, примерно столько же — в оркестре.
Для постановки каждого произведения на сцене необходимо объединить усилия представителей нескольких десятков профессий. Как рассказала нашему порталу руководитель костюмерной службы театра Жанна Суворова, в среднем на спектакль необходимо по 350 костюмов. А, скажем, на балет «Спящая красавица» с учетом всех переодеваний понадобилось около 400 костюмов.
По словам Суворовой, сшить простой народный предмет гардероба (сарафан или рубаху) можно за три дня, а вот на изготовление сложного образа требуется около недели или даже больше. Причем костюмы создаются так, чтобы взаимодействовать со световыми решениями на сцене, поэтому во время представлений многие из них буквально оживают, переливаясь сотнями огоньков.
А вот образы героев на сцене формируются в том числе благодаря кропотливому труду гримеров. За кулисами Приморской сцены Мариинского театра мы узнали, что артисты обычно начинают собираться за 2-3 часа до спектакля. С солистами стараются работать в отдельных гримерках, в то время как остальная часть труппы по очереди посещает общие комнаты, где одновременно работает до 13 гримеров. На один образ может уйти от минуты (чтобы приклеить бороду и усы) до нескольких часов (например, чтобы прорисовать морщины и искусственно состарить артиста). Поэтому у специалистов по гриму все расписано по минутам.
Интересный факт: все парики в театре из натуральных волос, только не человека, а... буйвола. Изделия из волос (парики, ресницы, усы и бороды) объединяют словом «постиж», создание его — невероятно кропотливая ручная работа.
Оказывается, каждый волос необходимо пропустить через специальное маленькое отверстие в сетке-основе (монтюре), а это — многие часы работы. Во Владивосток некоторые из таких изделий присылают из постижерного цеха, созданного в Мариинском театре в Санкт-Петербурге, а часть бород и усов плетут на месте.
Упор на русскую оперу
Все это богатство цветов и материалов театру жизненно необходимо, ведь в нем одновременно показывают по несколько постановок.
«Этот сезон у нас богат на премьеры: уже начались исторические оперы Петра Чайковского «Мазепа» и Модеста Мусоргского «Борис Годунов». Сейчас театр взял курс на русские оперы: мы представляем большой репертуар исторических наименований. Только в последний месяц, кроме уже упомянутых представлений, мы показали «Царскую невесту» и «Пиковую даму». В декабре к 90-летию Родиона Щедрина, большого друга Мариинского театра и нашего художественного руководителя Валерия Гергиева, будет дан специальный показ его оперы «Очарованный странник». А в конце месяца готовимся представить заключительную премьеру этого года — оперу «Снегурочка» Николая Римского-Корсакова», — рассказала Елена Сабинина.
Также на площадке много постановок для детей и подростков. Театр участвует в программе «Пушкинской карты»: все события, на которые можно потратить ее средства, отмечены на официальном сайте Приморской сцены профилем великого поэта. В декабре это, например, балеты «Щелкунчик» и «Лебединое озеро», оперы «Маленький принц» и «Кот Мурыч», а также оперетта «Летучая мышь».
Артисты Приморской сцены выступают не только во Владивостоке. Так, в прошлом году во время фестиваля «Музыкальный экспресс» труппа, хор и симфонический оркестр театра давали концерты в городах Приморского края. В декабре также планируют концерт в Доме офицеров Уссурийского гарнизона «ДОРА» — это уже традиционная площадка для артистов из Владивостока. Кроме того, симфонический оркестр театра выступает в Дальневосточном федеральном университете, где также планируется выступление в конце месяца.
До конца 2024 года должна добавиться еще одна постоянная сцена — в составе культурно-образовательного комплекса, который возводят во Владивостоке по нацпроекту «Культура».
Всего таких центров будет четыре: кроме столицы Приморья они создаются в Калининграде, Севастополе и Кемерове.
Заказчик строительства всех этих объектов — фонд «Национальное и культурное наследие», учредителями которого выступили Большой и Мариинский театры, Государственный Эрмитаж, Третьяковская галерея. А возведением занимается группа компаний «Стройтрансгаз».
Во Владивостоке культурный кластер разделен на две зоны — образовательная расположилась на острове Русском, и она уже готовится к сдаче в эксплуатацию. А вот вторую часть начали возводить не так давно, однако очертания будущих музейного и театрального комплексов уже обрели вполне конкретную форму. Они расположились в одном из самых живописных мест — на высочайшей точке исторической части Владивостока, сопке Орлиное гнездо. Кроме сцены Мариинского театра, здесь также откроются филиалы Эрмитажа, Третьяковской галереи, Музея Востока, Российского государственного института сценических искусств и школа креативных индустрий. Завершить строительство планируют уже к концу 2024 года.
Подпишитесь на новости национального проекта