Министерство транспорта РФ

Крылья над рекой: как открытие мостов меняет жизнь в городах и селах

Мосты являются одним из древнейших инженерных изобретений человечества, актуальность которого с течением времени ничуть не уменьшилась. Благодаря им загруженность городских магистралей снижается, становится удобнее передвигаться между разными районами внутри больших городов, а также между соседними населенными пунктами. От качества мостовых переходов и путепроводов зависит выполнение задач разного масштаба: это и стабильное развитие экономики, и посещаемость туристических объектов, и спасение пациентов медиками, и многое другое. По данным Минтранса РФ, в этом году уже 414 мостов и путепроводов сданы в эксплуатацию по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», который реализуется по решению Президента России Владимира Путина.

Подробнее о том, как возводят и ремонтируют большие и малые мосты, читайте в нашем материале.

Объекты, важные для всех

Прежде всего, при проектировании, строительстве и дальнейшем обслуживании мостов обязательно учитываются нагрузка на сооружения и интенсивность дорожного движения. Практически повсеместно мостостроители применяют новые материалы и передовые технологии. А в результате после сдачи мостов в эксплуатацию решаются актуальные проблемы огромного числа людей.

К примеру, в Иркутской области недавно после реконструкции принят в эксплуатацию мост через реку Куту на автомобильной дороге Усть-Кут ― Омолой. Общая протяженность сооружения ― 169 метров. Все годы, пока проезд по нему был запрещен из-за аварийного состояния, жители поселка Закута и микрорайона Приленского с трудом добирались до центральной части города Усть-Кута, чтобы попасть в поликлиники, больницы, детские сады и школы. Горожанам же приходилось делать крюк в несколько километров, чтобы доехать до садоводческих товариществ, которых за мостом насчитывается почти три десятка.

«Завершение реконструкции моста через реку Куту ― долгожданное и радостное событие. В 2013 году мост повредило ледоходом, рухнул пролет. Долгие годы никто не верил, что его восстановят. Тем не менее нам удалось получить поддержку из Федерального дорожного агентства и начать работы. Поздравляю жителей с открытием долгожданного моста», ― сообщил губернатор Иркутской области Игорь Кобзев.

В ходе реконструкции специалисты установили две береговые и шесть русловых опор, а также семь пролетов по 24 метра каждый. Потребовалось также сделать гидроизоляцию конструкций, уложить асфальт, провести наружное освещение. Установлены линии электропередач и связи, а с обеих сторон моста смонтированы лестничные сходы. 

В Губахинском городском округе Пермского края после ремонта введены в эксплуатацию мостовой переход через реку Косьву, а также железнодорожные пути. Эти дорожные объекты находятся на трассе Кунгур — Соликамск в районе съезда к популярному всесезонному курорту «Губаха». На мосту выполнили фрезерование старого асфальтобетонного полотна и уложили новое, включая тротуары. На нем также отремонтировали деформационные швы, уложили гидроизоляцию для защиты пролетов от вредного воздействия осадков, а также заменили перильные и дорожные ограждения. Работы проводились поочередно в каждом направлении, это позволило не перекрывать полностью движение транспорта. Кстати, этот мост стал самым высоким искусственным сооружением, отремонтированным в регионе в текущем году: его высота ― 21 метр, а длина ― более 300 метров. 

В приемке объекта в эксплуатацию участвовали не только представители государственных ведомств, но и общественники. 

«В этом году я выезжал на несколько мостов в составе приемочной комиссии. Мы со специалистами краевого управления дорог очень внимательно проверяем каждый объект. Для меня как для общественного контролера в первую очередь важно удобство для пешеходов и автомобилистов: чтобы отремонтировали пешеходную часть, сделали ливневку, чтобы были ограждения», ― рассказал общественный контролер из Пермской области Александр Васнецов.

Крылья над рекой: как открытие мостов меняет жизнь в городах и селах
Министерство транспорта РФ

Преодолевая расстояния

Мостостроители Якутии гордятся осуществленной в этом году реконструкцией двухполосного моста через реку Нюю в Ленском районе республики на 114-м километре трассы «Мухтуя». Как подчеркнули в региональном министерстве транспорта и дорожного хозяйства, это искусственное сооружение имеет огромное значение для развития Западной Якутии не только с экономической, но и с социальной точки зрения. Оно обеспечивает бесперебойное круглогодичное движение в одном из основных промышленных районов республики, богатом месторождениями нефти, газа и строительных материалов, в котором проживают более 20 тыс. человек.

Протяженность мостового перехода ― 183 метра, его покрытие выполнено из такого прочного стройматериала, как сталефибробетон, соответствующего самым современным требованиям безопасности и надежности.

«Благодаря национальному проекту „Безопасные качественные дороги“ мы за последние годы совершили беспрецедентный скачок как в строительстве дорог, так и в возведении мостов. Непосредственно этот объект строился в крайне непростых климатических условиях и сложной экономической ситуации. Но, несмотря на это, общими усилиями (и в первую очередь усилиями мостовиков и дорожников) объект введен в срок. Его открытие — это поистине историческое событие», — заявил глава Якутии Айсен Николаев.

Примечательно, что этот мост стал 50-м, построенным в республике за последние пять лет в рамках нацпроекта «Безопасные качественные дороги». В ходе реконструкции были также заасфальтированы подходы к мосту, протянувшиеся на полтора с лишним километра.

Завершаются работы и в Ивановской области на очень значимом для региона путепроводе длиной 1,3 километра. Он установлен над железнодорожным переездом около местечка Горино, на трассе Иваново — Кинешма. В конце ноября по объекту пустили автотранспорт, а сейчас завершают благоустройство подходов к нему. По просьбе местных жителей в районе поворота на ТЭЦ-3 установят светофор, еще появятся дополнительное освещение и шумозащитный экран.

По этой трассе жители городов Родники, Вычуга, Кинешма и других населенных пунктов ежедневно добираются на работу, доставляется большое количество грузов, приезжают с деловыми и туристическими визитами гости региона. Таким образом, интенсивность движения транспорта здесь достигает 14 тысяч автомобилей в сутки. Новый путепровод избавил автомобилистов от заторов, которых ранее невозможно было избежать, ведь в этом месте по железной дороге ежедневно проходит более 50 поездов.

По трассе за сутки проезжают 14 тысяч автомобилей

Сразу два моста, пребывавших в предаварийном состоянии, реконструированы в этом году в Каргопольском округе Архангельской области. Длина первого из них, через реку Волошку, составляет 110 метров. Он стоит на трассе Долматово — Няндома — Каргополь — Пудож, которая проходит по трем районам области и вдобавок связывает федеральную трассу М-8 с Республикой Карелией. Мостостроители отремонтировали на объекте опоры, дорожное покрытие, установили ограждение и знаки.

Второй отремонтированный мост расположен над рекой Ухтой на трассе Песок — Никифорово. Старое деревянное сооружение сменила современная 90-метровая конструкция на надежных железобетонных опорах, соединившая две части деревни Песок и связавшая их с населенными пунктами Ухта, Тоболкино, Ефремово, Низ, Леонтьево, Юркино и Поганино. 

«Конечно, для нас это очень большое событие. Мы не ожидали, что на месте старого моста будет построен такой широкий и высокий объект, да еще и на бетонных сваях. Благодаря мосту на пять километров сокращается дорога на Каргополь. Выражаем искреннюю благодарность мостостроителям, а также администрации области и округа за такой подарок», ― поделилась радостью председатель Общественного совета деревни Ухты Антонина Полемкина.

Крылья над рекой: как открытие мостов меняет жизнь в городах и селах
Министерство транспорта РФ

На пути из прошлого в будущее

Уточним, что сезон ремонта дорог в большинстве субъектов РФ длится с апреля по октябрь. Однако итоги года, касающиеся строительства и ремонта мостов, подводить еще рано, ведь на таких крупных объектах работы ведутся непрерывно, и на многих из них они как раз вошли в завершающую стадию. По данным Минтранса РФ, к концу 2023 года число искусственных сооружений, построенных, реконструированных и отремонтированных (в том числе капитально) по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», достигнет 750. А на части объектов работы продлятся и в новом, 2024-м году.

В частности, в круглосуточном режиме продолжается возведение моста через реку Обь в районе города Сургута в Ханты-Мансийском автономного округе. Его начали строить в 2021 году. По ситуации на начало декабря были установлены восемь из 16 опор моста, смонтированы пролетные строения длиной более 340 метров при общей протяженности переправы в 1758 метров. 

Сегодня на объекте задействовано более 700 человек и свыше 180 единиц строительной техники. На всех стадиях реализации проекта проводится операционный и приемочный контроль строительно-монтажных работ. Осуществить сопряжение пролетов с противоположных берегов планируется в первом квартале 2025 года.

Мостовой переход имеет стратегически важное значение как для Югры, так и для страны в целом. Он станет частью перспективных магистралей федерального значения Тюмень — Тобольск — Сургут — Новый Уренгой — Надым — Салехард и Пермь — Ивдель — Ханты-Мансийск — Сургут — Нижневартовск — Томск. Эти направления являются элементами транспортных коридоров «Арктика — Азия» и «Северный широтный коридор», поэтому данная стройка находится под постоянным контролем. Впрочем, как и все остальные.

«При развитии единого дорожного каркаса мы уделяем большое внимание достойному качеству дорог и искусственных сооружений, которые являются одними из самых сложных элементов дорожного строительства. Важно, чтобы мосты и путепроводы были комфортными и служили долгое время», — отметил заместитель председателя правительства РФ Марат Хуснуллин.

А мы напоминаем, что национальный проект «Безопасные качественные дороги», утвержденный Президентом РФ Владимиром Путиным, призван сделать дороги страны удобными и безопасными. Одна из основных целей нацпроекта — повышение уровня экономической связанности территорий России. К значимым результатам, достижение которых предусмотрено проектом, можно отнести строительство обходов крупных городов, транспортных развязок, ликвидацию одноуровневых пересечений с железными дорогами, а также строительство и реконструкцию мостовых переходов.

Подпишитесь на новости национального проекта