Константин Михальчевский/РИА Новости

Комфорт и безопасность: на ПМЭФ обсудили развитие придорожного сервиса в РФ

Комплексное развитие территорий позволит в ближайшие годы построить в различных регионах страны современные многофункциональные зоны придорожного сервиса. Появление новой инфраструктуры призвано поднять популярность автомобильного туризма. Аудитория такого формата путешествий в России самая широкая. Он особенно выгоден для семей, ведь при расчете на трех-четырех человек бюджет поездки оказывается на 30-40% ниже, чем при использовании других видов транспорта. Кроме того, собственная машина дает возможность посетить за короткое время больше достопримечательностей и получить от отпуска максимум ярких впечатлений.

Правительство рассматривает туризм как одну из ключевых потенциальных точек роста отечественной экономики. В третий день Петербургского международного экономического форума, который проходит в Северной столице на этой неделе, основным вопросам развития автомобильных путешествий по России и придорожного сервиса посвятили отдельную сессию деловой программы. Дискуссия имела самый высокий уровень.

Сделать поездки комфортнее

По итогам 2022 года автомобильный поток в России превысил 500 млн человек. К 2035 году он, по прогнозам, может вырасти почти до 700 млн.

«Президент поставил нам задачу разработать концепцию развития автотуризма в России в этом году. Я сказал: „Давайте сделаем маршрут от Санкт-Петербурга до Владивостока. Уж точно им покроем всю нашу страну“. Президент поддержал этот подход», — открыл сессию Дмитрий Чернышенко, который стал ее модератором.

Как сообщил вице-премьер, вдоль трассы «Восток‎»‎ планируется построить 276 многофункциональных зон дорожного сервиса (МФЗ). Сейчас такие уже можно встретить в европейской части страны, и их уровень соответствует лучшим мировым практикам. Но пока таких точек всего 80 и расположены они в основном на платных трассах, на которые приходится 10% перевозок. Для сравнения, в США подобных зон около 7 тыс.

Вдоль трассы «Восток‎»‎ планируется построить 276 многофункциональных зон дорожного сервиса

Ощутимо отличается и среднее количество длительных автомобильных путешествий, которые совершают в год жители этих стран. Если американцы в среднем ездят по 9-10 раз в год, то наши соотечественники — 0,5. Некоторые россияне просто не выезжают за пределы своего региона, опасаясь низкого уровня придорожной инфраструктуры, отсутствия надежных АЗС и плохого состояния самих трасс.

Рабочая группа по разработке модели управления туристической отраслью «Логистика», созданная при правительстве РФ и Минэкономразвития, подготовила для ПМЭФ доклад. Согласно ему с проблемами сталкиваются более 70% водителей и их пассажиров.

«Мы опросили почти 60 тыс. респондентов с просьбой указать проблемы, с которыми они столкнулись во время турпоездок. 44% при поездках на автобусах отметили, в первую очередь, низкий уровень инфраструктуры и бытовые проблемы. 72% путешествующих на личном автомобиле сказали, что качество дорог плохое, отсутствуют заправки и другие инфраструктурные объекты», — представил результаты исследования руководитель департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Москвы Максим Ликсутов.

По его словам, создание современных МФЗ — то, что действительно может повлиять на рост количества поездок как на автомобилях, так и на автобусах.

Комфорт и безопасность: на ПМЭФ обсудили развитие придорожного сервиса в РФ
Виталий Белоусов/РИА Новости

Отточенная технология

Многофункциональные зоны дорожного сервиса располагают по принципу коридора — с обеих сторон трассы. В среднем их строят вдоль дороги через каждые 65 км. Это позволяет избежать пустых зон, где нельзя безопасно остановиться.

«Все примыкания на дороге — площадки отдыха, объекты сервиса, эксплуатационные предприятия — собираем на одном участке. Это позволяет увеличить среднюю скорость потока и значительно сократить аварийность, не говоря уже о том, что пользователю это очень удобно», — рассказывает генеральный директор «Автодор-Девелопмент» Анастасия Козлова.

Все МФЗ типовые. Благодаря этому, посетив такую зону хотя бы раз, в дальнейшем человек с легкостью будет ориентироваться в другой подобной локации. Важно, что для автобусов и автодомов предусмотрена возможность подключиться к водопроводу и откачать санузел. Для электрокаров — подзарядиться.

Мы стали отталкиваться от потребностей пользователя. Все, что ему нужно, — ехать с максимально возможной безопасной скоростью и хорошо отдыхать, получая качественный сервис

«Компания „Автодор“ сегодня смотрит на дороги не как на километры, а как на услугу. Это важный сдвиг в восприятии. Мы стали отталкиваться от потребностей пользователя. Все, что ему нужно, — ехать с максимально возможной безопасной скоростью и хорошо отдыхать, получая качественный сервис. Потому что отдохнувший водитель — безопасный водитель», — подчеркнула Анастасия Козлова.

При этом благодаря сочетанию нескольких функций МФЗ становятся точками экономического роста. Здесь можно развивать транспортно-пересадочные узлы и локальный бизнес. Поэтому проекты площадок всегда предусматривают их расширение в перспективе. Вместе с тем МФЗ можно использовать с образовательной и воспитательной целью, например, с их помощью обращать внимание на места исторической памяти и другие интересные локации, расположенные вдоль дорог.

Для подрядчиков, которых привлекают к созданию МФЗ, также есть свои особенности. Торги всегда проводятся по принципу «одна функция — один лот», чтобы объектами управляли именно профессионалы, знающие особенности своего бизнеса. А в договор аренды вшиты инструменты контроля на каждом этапе. Благодаря этому точно нельзя, к примеру, получить лот под отель, а через пару лет построить на участке торговый центр.

Господдержка для мотелей

Развивать инфраструктуру МФЗ позволит сотрудничество Автодора с корпорацией «Туризм.рф». Соответствующее соглашение уже заключили в прошлом году. В первую очередь, партнерство касается создания в многофункциональных зонах мотелей.

«Мы отобрали уже 12 пилотных площадок для строительства мотелей с общим номерным фондом 600 номеров на трассах М-4, М-11 и М-12, — рассказал генеральный директор „Туризм.рф“ Сергей Суханов. — Автодор успел сделать многое: разработаны варианты генплана, базовые показатели проекта. А мы с компаниями ведем работу по созданию бизнес-планов и моделей, чтобы проекты стали окупаемыми и инвесторы были в них заинтересованы».

По словам эксперта, уже в ближайшее время число площадок возможно увеличить до 200. Однако для этого необходимо снять некоторые ограничения. Главное из них — невозможность использовать существующие меры поддержки нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства» для небольших гостиниц на 50 номеров и менее. Кредитные льготы ориентированы на более крупные объекты размещения — от 120 номеров. Кроме того, придорожные комплексы расположены на федеральной территории, а значит, регион не может получить субсидию на строительство обеспечивающей инфраструктуры на этой земле.

Целесообразно поддерживать не бизнесы по отдельности, а создание типовых комплексов для придорожного сервиса в целом

«Мы предлагаем разработать отдельные меры поддержки. Например, правила предоставления для проектов по строительству небольших гостиниц субсидии, льготного кредитования или использования иного механизма доступного заемного финансирования, — обратился Сергей Суханов к вице-премьеру. — Ведь в состав МФЗ входят не только мотели, но и магазины, кафе, инфраструктура автокемпингов для продолжительной стоянки. С учетом этого целесообразно поддерживать не бизнесы по отдельности, а создание типовых комплексов для придорожного сервиса в целом».

Дмитрий Чернышенко обещал дать соответствующее поручение Минэкономразвития. Кроме того, он попросил это ведомство совместно с Минфином просчитать эффект инвестиций для бюджетов субъектов, чтобы можно было обоснованно запросить внесение изменений в законодательство. 

Комфорт и безопасность: на ПМЭФ обсудили развитие придорожного сервиса в РФ
Екатерина Чеснокова/РИА Новости

Региональная инициатива

В то время как на федеральном уровне вопрос только предстоит решить, в Республике Башкортостан уже есть позитивный опыт подобного рода. В 2020 году в регионе приняли концепцию развития придорожного сервиса. Она подразумевает выделение земельного участка для этого вида деятельности без торгов, а также возмещение затрат на инженерные и транспортные расходы (до 30 млн рублей).

«Как правило, подобные инвестиционные проекты предусматривают от 100 до 200 млн рублей вложений, и у нас уже довольно большой пакет таких инициатив — примерно на 12 млрд. Это существенная цифра», — поделился глава региона Радий Хабиров.

Дмитрий Чернышенко призвал все остальные субъекты РФ взять на заметку опыт Башкирии и следовать ее примеру.

Заместитель начальника главного управления МВД по обеспечению безопасности дорожного движения Олег Понарьин, в свою очередь, предложил скоординировать для развития автотуризма нацпроекты «Безопасные качественные дороги» и «Туризм и индустрия гостеприимства».

«Безопасность складывается из трех составляющих: дорога, водитель, транспортная среда. И развитие дорог, на мой взгляд, должно идти опережающими темпами по отношению к развитию туристических объектов», — подчеркнул он.

Напомним, что профильный нацпроект, посвященный развитию туризма и индустрии гостеприимства, появился в нашей стране в 2021 году. Его цель — сделать путешествия по России удобными, безопасными и интересными. Благодаря этой инициативе инвесторы могут получить льготные займы на строительство и реконструкцию гостиниц. Для тех, кто ориентирован на создание быстровозводимых модульных отелей, предусмотрены субсидии. Также действует широкая грантовая программа для проектов в сфере туризма. Кроме того, в 29 регионах развивается программа софинансирования школьных культурно-познавательных поездок для учащихся 5–9-х классов. С июня 2022 года за 7 месяцев она позволила бесплатно отправить в путешествия 100 тыс. ребят. Как ожидается, цифра за 2023 год будет вдвое больше.

Подпишитесь на новости национального проекта