
Комфорт для пассажиров и бизнеса: как в России развивают морские порты
Сегодня при поддержке «Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» в регионах развивают железнодорожную сеть, вводят в эксплуатацию новые терминалы и взлетно-посадочные полосы. Одновременно в стране активно строят морские порты и железнодорожные подходы к ним. Они имеют особое значение как для пассажиров, так и для международной торговли и грузоперевозок, в том числе, сжиженного природного газа (СПГ).
Подробнее о том, как возводят грузовые и пассажирские пристани, — в нашем материале.
Новые комплексы и причалы
Благодаря федеральному проекту «Развитие морских портов» в прошлом году в эксплуатацию ввели несколько компрессионных станций и терминалов, в том числе специализированный угольный перегрузочный комплекс в Приморском крае в районе мыса Открытый мощностью 4,55 млн тонн в год.
Однако в стране не только увеличивают производственные мощности морских портов, но и стараются перевозить граждан с более высоким уровнем комфорта. Так, на Чукотке в поселке Угольные Копи на левом берегу Анадырского лимана в декабре 2022 года возвели паромно-пассажирский причал.
До ввода объекта в эксплуатацию в навигационный период граждан и автомобили перевозили на плашкоутах (несамоходных грузовых кораблях) и катерах. Более того, высаживаться приходилось на необорудованный берег. А когда морские пути закрыты для судоходства, жители выбирали альтернативные виды транспорта: катера на воздушной подушке или вертолеты.
Теперь же для перемещения граждан и грузов с одного берега на другой используют паромы и суда, работающие по расписанию. Благодаря новому причалу пассажирооборот составит 20 тыс. человек в год. Кроме того, ежегодно удастся перевозить порядка 6 тыс. автомобилей.
Универсальный грузовой порт
В Арктике развивается Мурманский транспортный узел. На западном берегу Кольского залива с 2021 года строят морской торговый порт «Лавна». Основной задачей терминала на первом этапе станет перегрузка угля, в дальнейшем его планируют развивать как универсальную грузовую гавань.
В современных реалиях ключевые преимущества порта приобретают особое значение. В первую очередь, это наличие прямого выхода к нейтральным водам. К тому же гавань является глубоководной и незамерзающей, что позволяет круглый год принимать суда с максимальной осадкой (глубиной погружения судна в воду) и грузоподъемностью до 150 тыс. тонн.
На начальной стадии проекта предусмотрено строительство угольного перегрузочного комплекса, а также причального фронта (участка береговой линии для швартовки и стоянки судов) протяженностью 680 метров.
Производственная мощность терминала составит 18 млн тонн угля в год.
По словам генерального директора Государственной транспортной лизинговой компании Евгения Дитриха, порт «Лавна» позволит привлечь в Мурманскую область огромные инвестиции и, самое главное, создаст задел на перспективное развитие Мурманского транспортного узла, больших терминальных комплексов.
«Мы видим, что огромный объем работ уже выполнен. Сейчас проект заново сложен, пересчитана экономика, она абсолютно позитивная», — сообщил он.
Угольный терминал планируется запустить в декабре 2023 года, а ввести в эксплуатацию — в конце 2024-го.

Развитие Северного морского пути
В Камчатском крае также полным ходом идет возведение морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа. Терминал предназначен для перевалки продукции, доставляемой с СПГ-заводов в Ямало-Ненецком автономном округе, с судов-газовозов ледового класса на обычные суда-газовозы для дальнейшей транспортировки топлива в Азиатско-Тихоокеанский регион.
Терминал будет расположен в бухте Бечевинская Авачинского залива Тихого океана. Это позволит оптимизировать маршрут поставок СПГ из Арктики, тем самым стимулировать развитие Северного морского пути и торгово-экономических связей Камчатского края.
В прошлом году специалисты провели дноуглубительные работы на подходном канале к морскому перегрузочному комплексу СПГ. Летом 2023-го завершится модернизация 53-метрового причала в Бечевинской бухте. Реконструируемый причал будет предназначен для вспомогательного флота и размещения на нем систем обеспечения безопасности мореплавания.
А мы напоминаем, что «Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры» включает девять федеральных проектов. Полным ходом идут работы по созданию транспортного коридора «Европа — Западный Китай», а именно скоростной автомобильной дороги М-12. Трасса пройдет по восьми регионам России.
Кроме того, в стране развивают Северный морской путь. В рамках этой работы планируется увеличить грузооборот, а также построить четыре ледокола для круглогодичной отгрузки газа из порта Сабетта.
Подробнее о нацпроекте можно узнать по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта