Юрий Смитюк/ТАСС

Колесим по России: как отправиться в путешествие по стране на автомобиле

Один из самых популярных форматов поездок по России — автопутешествия. По данным Росстата, знакомиться с новыми уголками родины, передвигаясь на машине, предпочитает каждый третий турист. При этом 96% из них отправляются в компании семьи или друзей, а более половины берут с собой детей.

При этом россияне любят колесить как по хорошо знакомым маршрутам (81%), так и осваивать новые направления (68%). Благодаря поддержке нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства», спланировать такую поездку стало проще. К старту летнего сезона на сайте Национального туристического портала RUSSIA.TRAVEL были опубликованы сразу 133 маршрута по всей России. Среди них есть варианты и коротких вылазок на выходные, и полноценного продолжительного отпуска.

Как подготовиться к поездке и о чем стоит помнить во время нее, расскажем в нашей статье.

Чем хорош автотуризм

Одно из главных преимуществ поездок на машине — практически полная независимость от расписания других видов транспорта (если, конечно, вам не нужно переправляться на пароме) и повышенная мобильность.

«Если не нужно перелетать через океан, то вы получаете доступ к любым достопримечательностям, к которым нет подъезда на общественном транспорте. В машину можно взять столько вещей, сколько хочется — вы не ограничены весом багажа. И, естественно, не привязаны к расписанию общественного транспорта, поездов, самолетов», — рассказывает автомобильный журналист, автор Youtube-канала Autotourist Григорий Алёшин.

Автопутешественница Елена Садовская, тоже рассказавшая нам о своем опыте, отмечает еще и насыщенность поездок.

«Когда путешествуешь другими видами транспорта, обычно есть «пункт А» и «пункт Б». То, что между ними, ты не видишь, не знаешь ничего об этом. Когда же едешь на машине, конечная точка перестает играть решающую роль. Это уже путешествие не «куда-то», а больше «через что-то». Плюс возможности поездок в конечной точке маршрута, мобильность, в том числе, уже в «пункте Б». Я не знаю, какой другой транспорт позволяет строить такие сложные и концентрированные маршруты. К тому же самолетами или поездами это обошлось бы в кругленькую сумму», — рассуждает девушка.

Колесим по России: как отправиться в путешествие по стране на автомобиле
Кольский полуостров
Личный архив Елены Садовской

Путешествия на машине для Елены начались с детских поездок с родителями за полторы тысячи километров из Москвы в Краснодарский край. Получив права в 2018 году, в 19 лет, девушка уже успела объездить практически всю европейскую часть России, исследовать Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа. Летом 2020-го почти доехала на своем стареньком Volkswagen Passat до Салехарда, когда еще не была полностью введена в строй современная круглогодичная трасса, связавшая столицу ЯНАО с большой землей. До цели оставалось всего несколько десятков километров, но там для будущей дороги успели только утрамбовать песок.

Выбираем маршрут

Когда мы попросили наших собеседников назвать топ-3 мест в России, где они побывали и куда обязательно рекомендовали бы съездить, и Григорий Алёшин, и Елена Садовская единодушно назвали Кольский полуостров. Несмотря на холодный климат, этот район они считают обязательным для посещения.

«Посетите полуострова Рыбачий, Средний. Но тут нужно иметь как минимум кроссовер уровня Renault Duster, а не менее проходимый вроде Nissan X-Trail или Toyota RAV4. А еще лучше — полноценный внедорожник. Человеку без опыта туда нужно ехать только на полноприводном автомобиле с дорожным просветом не менее 200 мм. Зато увидите просто фантастические красоты!» — рекомендует Алёшин, добавляя, что внимания заслуживает и дорога к норвежскому Киркенесу.

Елена Садовская, в свою очередь, отметила красоту популярной и доступной, но от этого не менее завораживающей Териберки.

«Летом там красноватые скалы в сочетании с зеленым мхом и морем. Выглядит просто обворожительно! Плюс несколько красивых локаций: водопад, пляж с огромными круглыми камнями. Ну и, конечно же, чудесная тундра: все заросло ягелем, низкая облачность, туман. Ты просто теряешься в этом», — вспоминает девушка.

Впрочем, Кольский полуостров для Григория Алёшина стоит только на втором месте. А номером один эксперт назвал одну из красивейших дорог в мире — Чуйский тракт на Алтае.

«Туда, за Семинский перевал, к перевалу Красные ворота. Есть также перевал Кату-Ярык, который напоминает норвежский серпантин Лестница Троллей. Только у скандинавов асфальтовая дорога, а у нас грунтовка, но она в сухую погоду проезжая. Я ездил там на переднеприводном кроссовере с дорожным просветом 180 мм. Сам Чуйский тракт находится в очень хорошем состоянии до самой границы с Монголией, с которой у нас, кстати, безвизовый режим», — рассказывает Григорий.

Однако добавляет, что ехать на Алтай из средней полосы России — это отдельный труд, к тому же на такое путешествие лучше всего отвести месяц.

А Елена Садовская первым делом вспомнила юг Урала — Долгие горы в Оренбургской области. «Там, где Уральские горы уже практически спадают, есть совсем небольшая складчатость. Но в совокупности со степной местностью это выглядит очень красиво. Мы оказались там на закате после дождя. И атмосфера была просто божественная», — рассказывает девушка.

Колесим по России: как отправиться в путешествие по стране на автомобиле
Долгие горы
Личный архив Елены Садовской

Кроме того, путешественница предложила поехать на Ямал, чтобы добраться до ранее почти недоступной достопримечательности — так и не достроенной в ХХ веке Трансполярной железнодорожной магистрали.

«Раньше туда возили только на вездеходах, а сейчас построили дорогу, и теперь можно добраться на легковушке. С 1950-х сохранились и рельсы со штампами самых разных лет, даже XIX века, и мосты старые деревянные. Есть даже лагеря, где жили заключенные и рабочие, строившие эту дорогу», — советует Елена.

По словам девушки, в Надыме легко можно найти энтузиастов, которые своими силами пытаются сохранить объекты, связанные с так называемой 501-й стройкой. Они с удовольствием расскажут желающим об истории этого места.

На какие расстояния?

Как считает Григорий Алёшин, водителям, для которых 200 км — уже большой отрезок пути, ранее не выезжавшим далеко из своего города, лучше начинать с относительно коротких маршрутов. Например, отправиться куда-нибудь на выходные на расстояние до 500 км в одну сторону. Это позволит адаптироваться к ритму путешествия, который сильно отличается от городских рваных поездок с небольшим пробегом и многочисленными остановками.

Впрочем, если соблюдать осторожность, никто не запрещает сразу попробовать преодолеть за день и большее расстояние.

Ведь, в конце концов, все когда-то бывает в первый раз.

«Главное — понимать, куда вы едете и зачем, рассчитывать маршрут по дням. Просто учитывайте, что вам понадобится довольно много времени — наша страна очень большая. Даже у путешественников с опытом, чтобы доехать, например, из европейской части России до Алтая, уходит несколько дней», — рассказывает эксперт.

Как отметила Елена Садовская, проезжать в день больше 1000 км даже двум водителям, сменяющим друг друга, может быть сложно и некомфортно. «Больше можно, но после этого нужен серьезный отдых и такой темп трудно держать долго», — поделилась своими ощущениями девушка.

Готовим машину к путешествию

«Никакой особенной подготовки автомобиля к путешествию, если вы не собираетесь ездить по серьезному бездорожью, не требуется, — уверен Григорий Алёшин. — Нужно, чтобы машина была в технически исправном состоянии, чтобы все жидкости, все расходники были свежими. До ближайшего ТО, если не планируете проходить его в пути, должно оставаться как можно больше километров».

Главное, по словам эксперта, иметь в багажнике все необходимое, чтобы в случае непредвиденной ситуации иметь возможность оказать первую помощь и людям, и автомобилю.

«Взять «Набор автомобилиста» и огнетушитель. Проверить запасное колесо и накачать его. Положить домкрат. Единственное, что стоит добавить в путешествии к обычному набору, который положено держать в машине, это компрессор или хотя бы ручной насос, а также набор для самостоятельного ремонта покрышек на случай, если вы окажетесь в местности, где нет шиномонтажей на длинном перегоне, а запасное колесо уже использовано», — советует Алёшин.

Личный архив Елены Садовской
Личный архив Елены Садовской
Личный архив Елены Садовской
Личный архив Елены Садовской

Кроме того, стоит заменить стандартный трос из «Набора автомобилиста» более прочным, купленным в специализированном магазине для внедорожников. Также стоит взять с собой налобный фонарик и положить в багажник складную саперную лопатку и небольшой топорик. Они пригодятся, если машина застрянет на плохой дороге. Запас таких расходных материалов, как масло и антифриз, тоже не будет лишним.

Что касается аптечки, то ее стоит дополнить не только лекарствами, которые постоянно принимают участники поездки, но и средствами от расстройства желудка, чтобы не бояться пробовать незнакомую пищу.

Дорожные сложности

Как отмечает эксперт, на популярных трассах в европейской части России (в частности, ведущих к южным курортам) инфраструктура хорошо развита. Нет недостатка ни в официальных сервисных центрах, где можно отремонтировать автомобиль, ни в местах для ночлега и питания на любой кошелек. На более же «диких» направлениях планировать поездки нужно внимательнее.

«Если поехать, допустим, куда-то за Урал, на Алтай, а то и в сторону Владивостока, то там попадаются места, где нет инфраструктуры. Никакой помощи вы не получите! И перегоны длинные. Даже на очень популярном маршруте на Кольский полуостров вы едете по трассе «Кола» и попадаете на участки, где просто не ловит сеть мобильный телефон и АЗС реже, чем вы привыкли — заправляться нужно заранее», — рассказывает Григорий Алёшин.

Впрочем, как признает наш собеседник, с каждым годом ситуация меняется к лучшему. Отметим, что не последнюю роль в этом играют, в том числе, Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры и нацпроект «Безопасные качественные дороги».

«Я оказалась в шоке от дорог Ямала, когда была в тех местах летом в начале пандемии. В тот год не стали ограничивать движение большегрузов, и они совсем разбили дорогу. Я чуть не потеряла колесную балку, об этом даже снял репортаж надымский телеканал, — вспоминает Елена Садовская. — Там 200 км «бетонки», и она «плывет»: вечная мерзлота тает, отдельные бетонные плиты поднимаются, дорога превращается просто в гармошку. Я долго ругалась, а местные рассказали: раньше так было до самого Сургута. И когда понимаешь, что прежде так было 600 км, а теперь лишь 200, можно и порадоваться».

Несмотря на небольшой водительский стаж, наша собеседница уже успела на своем опыте оценить, как российские дороги меняются к лучшему.

«Трассы строят, и это круто, хотя и есть проблемы с вечной мерзлотой на Севере. Очень понравилась дорога в Ханты-Мансийском автономном округе. Она прямо свеженькая! Там развивают дороги и делают это классно. Построили скоростную магистраль Москва — Санкт-Петербург, она экономит очень много времени. «Кола» — тоже отличная трасса. Есть надежда на ту же скоростную дорогу до Казани, еще много других проектов развивается», — рассуждает Елена.

Как отмечает Григорий Алёшин, прежде чем куда-то отправиться, очень важно почитать отчеты других путешественников на специальных сайтах, таких как Drive2 или «Дром». Это позволит получить актуальную информацию о маршруте. «‎Не стесняйтесь спрашивать в личной переписке», — призывает эксперт.

Колесим по России: как отправиться в путешествие по стране на автомобиле
Кольский полуостров
Личный архив Елены Садовской

Один водитель хорошо, а два — лучше!

Путешествие в одиночку дает водителю настоящую свободу: можно ориентироваться только на свои желания и возможности. И даже продолжительное время за рулем для опытного водителя при грамотном планировании маршрута не станет проблемой.

Однако путешествие вместе со вторым или даже третьим водителем, едущем в той же машине, позволяет туристам сменять друг друга за рулем и даже спать, пока автомобиль ведет товарищ.

Во время долгих поездок, например, когда туристы хотят поехать из европейской части России за Урал и наоборот, так можно прилично сэкономить время. Ведь в этом случае не обязательно делать продолжительные остановки, чтобы отдохнуть. То же касается и группы автомобилей, путешествующих вместе: в случае поломок или иных сложностей в пути экипажи всегда могут прийти друг другу на помощь.

«Единственное, группа не должна быть очень большой. Если у вас десяток-другой автомобилей, нужна колоссальная готовность организовать маршрут и бороться с непредвиденными ситуациями», — считает Григорий Алёшин.

Кроме того, как отмечает Елена Садовская, путешествие втроем в одной машине позволит каждому из участников поездки уменьшить расходы на топливо, которое во время автопутешествий становится одной из основных статей расходов.

«Я считаю, что оптимально ездить втроем в машине по загрузке, когда двое водителей. На троих и стоимость бензина хорошо делится, и остается достаточно места в машине. Вдвоем дороговато», — считает девушка.

Оба наших консультанта едины во мнении, что с учетом багажа четверым взрослым в салоне легкового автомобиля будет уже слишком тесно.

«Главное, если путешествуешь не один, отправляться в путь с людьми, которые находятся с тобой на одной волне, — добавляет Григорий Алёшин. — Например, я слушаю хард-рок, а кто-то любит «попсу» или «блатняк». Уже на этой почве могут возникнуть конфликты. Даже если попутчики сами по себе неконфликтные, но интересы противоположные, получится, что люди друг друга терпят, а не получают удовольствие».


Напоминаем, что благодаря национальному проекту «Туризм и индустрия гостеприимства» в России можно получить кешбэк за поездку по стране и за путевку в детский лагерь. Подробнее о возможностях нацпроекта можно узнать в тематическом разделе нашего портала.

Подпишитесь на новости национального проекта