
Когда хочется вернуться: в чем суть национальных туристических маршрутов
В нашей огромной стране, помимо всем известных Санкт-Петербурга, Золотого кольца и Сочи, есть масса других уникальных локаций. Увидеть и оценить их должны помочь национальные туристические маршруты, являющиеся одним из индикаторов выполнения нацпроекта «Туризм и индустрия гостеприимства». К 2030 году должно быть утверждено и запущено в продажу более 150 таких маршрутов. О том, как эти маршруты получают свой статус и в чем их основная задача, в своей колонке для портала национальныепроекты.рф рассказала исполнительный директор Ассоциации туроператоров России (АТОР), сопредседатель экспертного совета при Ростуризме по утверждению и развитию национальных туристических маршрутов Майя Ломидзе.
От брендовых к национальным
Национальные туристические маршруты стали продолжением проекта по импортозамещению, который АТОР инициировала еще в 2015 году. Запрос от рынка сформировался уже тогда — нужен был продукт в регионах, который расширил бы ассортиментную линейку продавцов маршрутов по стране.
Мы в АТОР начали думать, а какой туристический продукт в нашей стране можно было бы хотя бы сопоставить с такими классическими непляжными направлениями, как Рим, Венеция, Флоренция. Что у нас есть помимо Москвы, Санкт-Петербурга, Калининграда и Казани? И поняли, что интересный продукт можно создать практически в каждом регионе, но нужна помощь в его формировании и запуске в полноценную продажу. Речь идет о маршрутах, куда люди захотели бы вернуться. Кроме того, ставилась и другая задача — выстроить такое взаимодействие власти и бизнеса, чтобы проект стал точкой роста для региона. Забегая вперед, отмечу, что это получалось в полной мере в тех регионах, которых раньше не было на туристической карте, либо они были представлены крайне скудно.
Мы предложили Минкультуры РФ проводить экспертизу туристических продуктов в регионах и разработать так называемые брендовые туристические маршруты, которые могли бы привлечь дополнительные туристические потоки. Наша инициатива была поддержана, при министерстве был создан специальный комитет по импортозамещению и сформирован алгоритм оценки маршрута. Мы рассматривали заявки, эксперты-туроператоры выезжали в регион, чтобы увидеть все своими глазами, делали свои замечания, давали подробные рекомендации по доработке маршрутов. В результате в период с 2016 по 2019 год мы оценили более 60 маршрутов в 44 регионах, из них статус брендовых получили 54, которые мы со своей стороны продвигали.
В 2019 году новая команда Ростуризма также оценила преимущества этого проекта. А впоследствии оказалось, что концептуально брендовые маршруты идеально укладываются в идеологию создаваемого нацпроекта по туризму, так как в широком смысле позволяют повысить доступность поездок по стране, и с точки зрения цены, и с точки зрения понимания, что и где можно увидеть.
Суть проекта осталась та же, но его масштаб был существенно увеличен. Словосочетание «брендовый маршрут» не имело правового обоснования, поэтому было решено ввести новый термин «национальные туристические маршруты».

Правительство утвердило специальные критерии для получения маршрутом статуса национального. Например, он должен обязательно включать в себя туристический объект федерального или международного значения, быть «комплексным, всесезонным». Кроме того, на устранение проблем поддерживающей инфраструктуры предполагается софинансирование из федерального бюджета.
Планируется также более системное продвижение маршрутов, получивших статус национальных. Это самый волнующий вопрос для регионов, поскольку зачастую у властей, не говоря уже о принимающих туроператорах, недостаточно средств и инструментов для того, чтобы об их маршруте узнали по всей стране. Переоценить значимость продвижения в туризме невозможно, так как это один из ключевых «столпов» успеха.
Строгий отбор
Для того, чтобы получить статус национального, маршрут должен успешно пройти три этапа. Первый подразумевает подачу заявки от регионального органа власти, в которой обязательно должен быть полностью описан маршрут, обозначены места проживания и питания туристов, указан принимающий туроператор и другие важные подробности.
Документы, необходимые для подачи заявки, вывешены на сайте Ростуризма и АТОР. Ее рассматривают участники рабочей группы экспертного совета, в которую входят представители туроператорского сообщества. Они внимательно изучают присланный тур на предмет того, насколько такой маршрут современен, удобен, интересен и мог бы продаваться.
В подавляющем большинстве случаев маршрут требует доработки: изменения логистики, включения или исключения каких-либо объектов показа. Бывали случаи, когда регион из лучших побуждений вставлял в маршрут все, что только можно показать туристам, 15 усадеб, храмы, музеи, чтобы ни одной свободной минутки не было. Очевидно, что такой тур продаваться не будет.
Ценность обратной связи от рабочей группы экспертов как раз в том, что они готовят рекомендации и помогают доработать маршрут до состояния близкого к оптимальному.
После того как рекомендации учтены, маршрут присылается и рассматривается еще раз, и в случае отсутствия замечаний готовится экспертная поездка. Это как раз второй этап работы над национальным маршрутом. Экспертная группа в составе 3-5 представителей туроператоров проходит весь тур как туристы: живут в тех же отелях и едят в тех же ресторанах, которые будут предложены участникам этого маршрута в будущем. Как правило, после экспертной поездки тоже формируется целый список рекомендаций. Они касаются не только содержания маршрута, но абсолютно всех элементов, которые позволяют сделать тур комфортным: санитарные остановки, информационные указатели, тексты и подача экскурсий, транспорт, соотношение цена-качество.

По итогам экспертной поездки проводится круглый стол, где все плюсы и минусы маршрута подробно обсуждаются со всеми заинтересованными сторонами. И тут со стороны экспертного совета к регионам есть настоятельная просьба, чтобы на этой итоговой встрече присутствовали руководители, отвечающие за развитие туризма. По опыту могу сказать, что те регионы, где выстроено взаимодействие отрасли и власти, быстро достигают успеха. Так, например, Самарская, Тюменская и Томская области показали хорошие результаты в развитии национальных турмаршрутов.
Финальный этап — это защита на экспертном совете. Регион должен представить итоговую презентацию, где указывается целевая аудитория, планируемый туристический поток, зафиксирована цена, которая не должна меняться в зависимости от того, набралась или нет полная группа, и т. д. И в целом представление маршрута должно увлечь членов совета, которые там не были, они должны захотеть поехать туда. На этом этапе также возникает много вопросов. И далеко не всегда маршрут получает статус национального.
Таким образом, финальную стадию может пройти только действительно хорошо продуманный и разработанный маршрут.
Проложить колею и поставить паровоз
Сейчас число утвержденных национальных туристических маршрутов составляет 21. Их главная задача — привлечь туристов в регион и подарить им такие впечатления, за которыми потом захочется вернуться.
На каждом заседании экспертный совет рассматривает не более пяти маршрутов, таким образом, до конца текущего года их число может значительно увеличиться. По нацпроекту с 1 июля 2022 года национальные туристические маршруты получат дополнительные возможности для продвижения.
Задача проекта — проложить колею и поставить паровоз на рельсы. И этим паровозом как раз является туроператор, тем не менее в определении национальных туристических маршрутов прописано, что туристы в любом случае могут пройти его сами, как частично, так и полностью. Таким образом, они не отсекают самостоятельных путешественников и не лоббируют интересы туроператоров, а позволяют регионам выйти на новый уровень с точки зрения размера туристического потока и качества обслуживания.
Подпишитесь на новости национального проекта