Александр Кряжев/РИА Новости

Кампус с видом на море: как получить высшее образование на Дальнем Востоке

Студенческая жизнь в современных кампусах, практика на крупных предприятиях, прямой контакт с работодателем во время учебы — этому и многому другому способствует нацпроект «Наука и университеты». Его задача — обеспечить выпускникам вузов социальный лифт «по месту жительства», что особенно актуально для такого региона, как Дальний Восток. Выучиться на капитана дальнего плавания, золотодобытчика, вулканолога — у абитуриентов-дальневосточников выбор богатый. В этом году большинство бюджетных мест перераспределено на инженерные специальности — те самые направления отраслей, которые активно развиваются на Русском Севере. 

Суровая романтика

Дальний Восток — территория опережающего развития. Почти 3 тыс. инвестиционных проектов создают в регионе 200 тыс. рабочих мест. Новые предприятия требуют кадров, в первую очередь инженерных и естественно-научных. Помимо врачей и учителей в приоритете — экономисты, программисты, работники сельского, лесного и рыбного хозяйств, технологи наземного и водного транспорта, кораблестроители, геологи, нефтяники, геодезисты. На подготовку инженеров в этом году дальневосточным вузам выделено 11 тыс. бюджетных мест, в целом же — свыше 30 тыс., притом что еще в 2019 году было на 4 тыс. меньше.

В лидерах по бюджетным местам — Дальневосточный федеральный университет (ДВФУ) во Владивостоке и Северо-восточный федеральный университет (СВФУ) в Якутске. Причем они же входят в рейтинг лучших вузов России по оценке рейтингового агентства RAEX. Следом идут Тихоокеанский государственный университет, Забайкальский государственный университет и Восточно-Сибирский государственный университет технологий и управления.

«Дальний Восток — это особый макрорегион со своей спецификой и уникальными вызовами, которые в том числе предстоит решать и университетам, — отмечает глава Минобрнауки России Валерий Фальков. — В первую очередь важно сделать так, чтобы у выпускников дальневосточных школ была возможность для развития в родном регионе».

Благодаря инвестиционным проектам на Дальнем Востоке создано 200 тысяч рабочих мест

Хорошая зарплата — лишь часть мотивации молодого специалиста: он должен видеть перед собой четкий карьерный путь. Поэтому ведущие вузы сотрудничают с работодателями, привлекают их к разработке образовательных программ. В списке партнеров ДВФУ — Владивостокский морской торговый порт, «Транснефть», «Русагро-Приморье», «Сахалин Энерджи», Росгосстрах, Сбербанк, с этого года — Приморский океанариум. Партнеры СВФУ — «Якутуголь», «Якутскэнерго», «ЭПЛ Даймонд», «Сургутнефтегаз», «Алроса». Находкинский завод минеральных удобрений вместе с ДВФУ готовит инженеров химической отрасли, не менее заинтересован в амбициозной молодежи судостроительный комплекс «Звезда».

Профильные предприятия поставляют вузам лабораторное оборудование, заключают целевые договоры, выдают именные стипендии, зовут студентов на практику и лучших берут в штат. Такая тактика приносит плоды. В 2020 году лишь 40% абитуриентов-дальневосточников поступили в вузы других регионов, а 60% остались дома. Для сравнения: 10 лет назад до 90% абитуриентов уезжали поступать в центр России и возвращались довольно редко. По данным Корпорации развития Дальнего Востока и Арктики, сегодня до 80% выпускников вузов ДФО предпочитают работать неподалеку от места учебы.

Кампус с видом на море: как получить высшее образование на Дальнем Востоке
Виталий Аньков/РИА Новости

Наводим мосты

Вузы Дальнего Востока все чаще вызывают интерес и у ребят из других уголков страны. Их привлекают направления подготовки, «привязанные» к местной специфике. Где еще изучать вулканы, как не на Камчатке? Камчатский государственный университет им. Витуса Беринга (КамГУ) приглашает геологов-магистрантов на новый профиль «Вулканология и сейсмология». В том же ДВФУ — старейшая школа морской робототехники, бонусом — ультрасовременный кампус на острове Русский. В Бурятии — накопленная экспертиза по озеру Байкал и тибетской медицине: четыре вуза этого региона сообща ищут пути развития медицинского туризма.

Объединили усилия и логисты — Дальневосточный государственный университет путей сообщения и Морской государственный университет им. адмирала Невельского. Они создают учебную программу для подготовки специалистов, способных проектировать новые логистические цепочки на Дальнем Востоке.

Северо-Восточный государственный университет в Магадане делает упор на горнорудное направление, на добычу золота. Горному делу обучают и в Забайкальском государственном университете (ЗабГУ), где ключевой работодатель — «Удоканская медь». Сахалинский государственный университет (СахГУ) отрабатывает заказ от нефтегазохимии, здесь расположены предприятия проектов «Сахалин-1» и «Сахалин-2». На стыке с инженерными решениями студенты-экологи решают задачи углеродной нейтральности.

А Амурский государственный университет готовит кадры для космодрома «Восточный». В прошлом году Амурскую область и Китай соединил автомобильный мост, поэтому спросом здесь также пользуются знатоки торгового дела.

Кстати, владение китайским, японским, корейским языками — немалое преимущество для экономистов, работающих с рынками Азиатско-Тихоокеанского региона, и языковые школы в дальневосточных вузах традиционно сильны. К примеру, КамГУ с прошлого года возобновил практику подготовки специалистов японского языка, китайскому обучает наравне с английским.

Тратим с умом

Чтобы молодые специалисты стремились остаться на Дальнем Востоке, без государственных мер поддержки не обойтись. Вузы получают дополнительные средства на развитие образовательной инфраструктуры благодаря программе «Приоритет 2030».

На старте программы в 2021 году в дальневосточный трек вошли три университета, восемь грантополучателей были отобраны год спустя, а нынешней весной к ним присоединились еще четыре вуза. Таким образом, сегодня в программе участвует почти половина университетов Дальнего Востока — 15 из 36. Суммарный размер грантов для них по сравнению с 2022 годом вырос в 4,5 раза — с 570 млн до 2,5 млрд рублей.

Размер гранта зависит от рейтинга, присвоенного вузу на конкурсном отборе. Так, по 316,2 млн рублей получают Бурятская государственная сельскохозяйственная академия им. Филиппова, Морской государственный университет им. Невельского и Тихоокеанский государственный медицинский университет.

Более чем по 210,8 млн рублей полагается Благовещенскому государственному педагогическому университету и Камчатскому государственному университету им. Витуса Беринга.

Обладатели гранта в 158,1 млн рублей — Арктический государственный институт культуры и искусств, Дальневосточный государственный аграрный университет, Дальневосточная государственная академия физической культуры, Дальневосточный государственный университет путей сообщения, Забайкальский государственный университет, Приамурский государственный университет им. Шолом-Алейхема и Сахалинский государственный университет.

Суммарный размер грантов для университетов-участников программы «Приоритет 2030» на Дальнем Востоке — 2,5 млрд рублей

Еще три вуза — ДВФУ, СВФУ и Тихоокеанский государственный университет — получают базовую часть гранта, по 100 млн рублей.

«Средства гранта позволяют привлечь молодых специалистов и ученых, создать научные лаборатории по лекарственному растениеводству, стандартизации и сертификации лекарственного сырья, развить академическую мобильность обучающихся, научных сотрудников и преподавателей», — рассуждает ректор Бурятской ГСХА Бэликто Цыбиков. На его взгляд, это может способствовать появлению в регионе полноценного биофармкластера.

В Дальневосточном государственном университете путей сообщения на грантовые средства восполнят дефицит трудовых ресурсов. «Мы готовим технологические решения для развития транспортной инфраструктуры, ритмичной работы подвижного состава, организации бесшовной логистики на всем полигоне Азиатско-Тихоокеанского региона, — поясняет ректор ДВГУПС Владимир Буровцев. — Решение этих задач невозможно без своевременного и качественного кадрового и научного сопровождения».

Дальневосточный аграрный госуниверситет создает новые сорта пшеницы, ячменя и сои, предлагая технологические решения для развития семеноводства. При грантовой поддержке вуз уже произвел порядка 255 тонн оригинальных посевных семян.

КамГУ потратит деньги на оснащение лабораторий, чтобы ученые могли проводить востребованные регионом исследования. Кроме того, ожидаются новые образовательные программы по ключевым для Камчатки направлениям: туризм, экология, устойчивая система образования. Большая их часть будет в сетевом формате. «Объединяя усилия с ведущими вузами и научными организациями, в том числе с участниками программы „Приоритет 2030“, мы обеспечиваем высокий уровень преподавания и оптимизируем ресурсы», — отмечает и. о. ректора КамГУ Евгений Меркулов.

Кампус с видом на море: как получить высшее образование на Дальнем Востоке
Виталий Аньков/РИА Новости

Вместе веселей

Коллаборация региональных вузов с федеральными дает вполне прикладные результаты. Например, совместно с Высшей школой экономики КамГУ разработал модель компетенций первооткрывателей, которые должны быть сформированы у каждого выпускника. В этом году университет планирует организовать не менее десяти студенческих экспедиций совместно с НИУ ВШЭ и РАНХиГС. Камчатским старшеклассникам читают лекции по физике ученые из Объединенного института ядерных исследований в Дубне, а у будущих вулканологов преподаватели — сотрудники Института вулканологии и сейсмологии РАН.

В свою очередь, Тихоокеанский государственный медицинский университет реализует программу развития в сотрудничестве с Сеченовским университетом, Университетом Иннополис, Медико-генетическим научным центром им. академика Бочкова, НИИ медицины труда им. академика Измерова. «Будут развиваться фронтирные научные направления: персональное и популяционное генотипирование, инновационные цифровые медицинские технологии, технологии укрепления общественного здоровья и медицины труда в условиях ДФО, — делится планами ректор ТГМУ Валентин Шуматов. — Базой послужит цифровая трансформация вуза и создание цифровой экосистемы».

В СахГУ часть гранта тоже направят на цифровые технологии, причем с внедрением искусственного интеллекта. Фокус будет сделан на сервисах для студентов и преподавателей. Образовательные программы при этом «пересоберут» под современный формат при помощи индустриальных партнеров. «В планах — совместное создание учебно-научных лабораторий по таким актуальным для региона направлениям, как аквабиотехнологии, марикультура, строительные технологии и материалы, энергетика, экология и природопользование», — перечисляет и. о. ректора СахГУ Александр Самардак.

Расширять подготовку инженерных кадров новой формации для горной отрасли намерены в ЗабГУ. Все просчитано: в ближайшие пять лет Забайкальскому краю потребуются 43,1 тыс. высококвалифицированных инженеров. Кроме того, вуз создает образовательные программы с усилением практической составляющей по таким направлениям, как востоковедение, педагогика, медиа и социальные технологии. В перспективе — программы по сохранению языков и культуры коренных народов Забайкалья.

Приемная кампания

С 2023 года сроки приемной кампании в вузах стали одинаковы для всех форм обучения. Поступление на бюджетные места будет проходить одновременно на очную, очно-заочную и заочную форму. Старт приема документов — 20 июня, завершение — не позднее 25 июля. У ребят, которые не прошли на очную форму, не будет времени переложить документы на заочную, поэтому следует определиться заранее. У «платников» документы принимают до 20 августа.

 

Можно подать заявления в пять разных университетов, выбрав в каждом до пяти направлений подготовки. Одновременно следует указать свои приоритеты — проранжировать выбранные программы по мере убывания интереса. 

Прием документов у поступающих на бюджетные места продлится до 25 июля, на коммерческие — до 20 августа

Приоритет целевой и специальной квот тоже надо указывать. А вот согласие на зачисление отменено: чтобы подтвердить свое намерение учиться в конкретном вузе, достаточно предоставить оригинал аттестата и не отзывать его до дедлайна, который для «бюджетников» наступит в полдень 3 августа. Абитуриент зачисляется в соответствии с наиболее высоким приоритетом, по которому он проходит по конкурсу. Приказы о зачислении на основном этапе будут опубликованы с 4 по 9 августа.


Для поступления потребуется стандартный пакет документов: заявление, копия паспорта и копия аттестата с приложением. В этом году будут действительны результаты ЕГЭ 2019–2023 годов. Подать документы можно разными способами: очно в приемной комиссии, через личный кабинет на сайте вуза, через третье лицо по нотариальной доверенности или же через сервис «Поступление в вуз онлайн» на «Госуслугах». Там же можно проставить отметку о подаче оригинала аттестата (вписать серию и номер). И не придется лишний раз ехать в приемную комиссию, что весьма удобно для абитуриентов, поступающих в вузы других регионов.

Подпишитесь на новости национального проекта