Как тренер с протезом ноги готовит детей к хоккейной карьере
1 декабря отмечается Всероссийский день хоккея. Этот праздник инициировал легендарный вратарь Владислав Третьяк. Благодаря ему не одна сотня мальчишек взяла в руки клюшку. Вовлечение граждан в регулярные занятия спортом, а также создание для этого всех необходимых условий являются важнейшими задачами федерального проекта «Спорт — норма жизни» нацпроекта «Демография».
Сегодня свой профессиональный праздник отмечает хоккейный тренер из города Тында Амурской области Александр Арефьев. Он обучает маленьких хоккеистов, хотя сам ни разу не касался обеими ногами льда. В детстве Арефьев лишился одной ноги, и ее заменил протез. Но это не помешало Александру не только самому стать успешным хоккеистом, но и ставить на коньки маленьких тындинцев.
Не пасовать
Тренер тындинской спортивной школы № 1 Александр Арефьев защищал честь нашей страны на чемпионатах мира и Европы. Этот человек не привык пасовать перед обстоятельствами, какими бы сложными они ни были.
Александр лишился части конечностей в детстве: тогда все свободное время он проводил с ребятами на улице. Однажды детская шалость привела к трагедии: десятилетний Саша попал под поезд. Опасная игра лишила ребенка половины стопы на одной ноге. Другой не стало ниже колена. Родители повезли сына в Хабаровск на протезирование.
«Врачи сказали не ходить, ждать, пока ноги заживут. Но к вечеру я уже стоял на протезе, на следующий день гулял вокруг клиники. А через пять дней бегал с мальчишками во дворе», — рассказывает Александр.

Личный архив Александра Арефьева
Мечты о спорте
Арефьев с юности грезил спортом. И выбрал, по своему мнению, самый мужественный — отправился на хоккей.
Даже после того, как его взяли в команду, некоторое время Александру удавалось скрывать протез от товарищей и тренера. Он одевал спортивную форму дома и в ней шел на тренировки — не хотел, чтобы узнали о его особенности.
«Но потом, конечно, отправили на комиссию, и там написали, что с ногами проблема. Однако тренер от меня не отказался, — вспоминает хоккеист. — Я занимался со всеми ребятами наравне. Что остальные делали, то и я выполнял. Старался очень. Что-то не получалось — я это делал через боль, плакал даже».
На соревнования Александр тоже выезжал со всей командой. На одном из турниров, в Райчихинске, во время жесткого столкновения у спортсмена отстегнулся протез. Только тогда товарищи узнали о его проблеме.
После окончания спортшколы Арефьеву доверили тренировать детскую команду. Он старался, как мог. Весь день проводил на коньках, а ночью не мог уснуть от жуткой боли.
«Однажды я пришел на тренировку к ветеранам хоккея, они мне говорят: «Саня, в Питере есть команда ребят на протезах — свяжись с ними». Я, конечно, загорелся, нашел контакт, связался, и они сказали приезжать, — рассказывает Александр. — Я дождался времени и поехал. Спасибо моим любимым родителям, сестре — меня отправили в Питер на последние деньги».

Александр Демьянчук/ТАСС
Путь к чемпионству
После нескольких тренировок его включили в команду «Петербургские лоси», созданную на базе «СКА». Коллектив собрался разномастный: это и спортивные инвалиды, и люди, после травм, и ветераны Афганистана. Играли на чемпионате России, в котором тогда выступали лишь две команды. Представляли страну на международных соревнованиях. Стали бронзовыми призерами чемпионата мира. Дважды выигрывали чемпионат Европы.
«В сборную России входили игроки из Москвы, Санкт-Петербурга, Челябинска, Клина и, представляете, из города Тынды», — вспоминает спортсмен.
Но финансирование команды прекратилось. Александр уехал обратно в Тынду. Работал грузчиком, водителем. Накопил денег и вернулся в Санкт-Петербург, где остались товарищи по команде. Снимал комнату, тренировался и работал.
«Как-то мне позвонил менеджер из ханты-мансийской команды «Югра» и предложил попробовать следж-хоккей. Я поехал. Встретили, оплатили все расходы. Жил, тренировался. После двадцатидневных сборов мне предложили остаться, но я отказался. Было тяжело, и следж-хоккей — не мое», — рассказывает Арефьев.
В Санкт-Петербург Александр не вернулся — уехал на родину в Тынду. Стал тренером. «Тренирую четыре группы детей. Численность — 55 человек. Мне очень нравится. Я люблю детей, и они ко мне тянутся. Мы ездим на турниры. Были у нас и вторые, и третьи, и четвертые места. Первых пока нет, но мы стараемся», — делится тренер.
И Александр уверен, все получится. Главное, чтобы желание было, и здоровье. А не пасовать перед трудностями — этому он давно научился.
Подпишитесь на новости национального проекта