Личный архив Ярослава Боровика
Образование

Как школьник Ярослав Боровик попал на олимпиадную программу центра «Сириус»

Ярослав Боровик — ученик одиннадцатого класса гимназии № 1 в Биробиджане. Он учится в профильном медицинском классе и уже пять лет всерьез изучает биологию, чтобы реализовать свою мечту и заняться развитием фундаментальной науки. В сентябре прошлого года школьник стал участником олимпиадной программы по биологии образовательного центра «Сириус» в Сочи, где при поддержке кураторов — педагогов и студентов сильнейших вузов страны — углубил свои знания.

«Интересоваться биологией я начал еще в шестом классе, но на олимпиадном уровне предмет мне тогда не давался. Я стал последним призером школьного этапа — занял третье место, но понял, что не нужно расстраиваться. И уже в седьмом классе я стал победителем муниципального этапа», — говорит школьник.

Высокий результат позволил Ярославу поехать на региональный этап Всероссийской олимпиады школьников (ВСОШ). По итогам этих соревнований юноша снова стал победителем и оказался на заключительном этапе ВСОШ.

Ярослав признается, что биологию изучает из интереса, а участие в олимпиадах помогает выявить пробелы в знаниях. «Я запоминаю, с чем не справился, и потом нахожу разбор заданий. Проверяя пробелы, могу выяснить, что целый раздел «выпадает». Допустим, у меня сильные проблемы с биохимией, хотя она является одним из моих любимых разделов. Школьная программа не дает многих деталей, разбора частных случаев, представленных в заданиях, и отстает от современной науки, а вопросы олимпиады составляются по современным тезисам», — объясняет старшеклассник.

По его словам, каждый олимпиадник читает не только школьные учебники, но и университетские пособия по конкретным профилям и разделам.

Возможность для развития

Став участником заключительного этапа ВСОШ, Ярослав Боровик получил право подать заявку на участие в олимпиадной программе «Сириуса». Этот центр создан на базе олимпийских объектов в Сочи по инициативе президента РФ Владимира Путина, который возглавляет его попечительский совет. Центр рассчитан на большое число одаренных детей из всех регионов. Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 800 учеников в возрасте от 10 до 17 лет со всей России. Работа со школьниками в центре идет по нацпроекту «Образование».

Как школьник Ярослав Боровик попал на олимпиадную программу центра «Сириус»
Личный архив Ярослава Боровика

Ярослав стал единственным участником олимпиадной программы «Сириуса» из Еврейской автономной области на своем потоке, но за несколько дней нашел друзей, с которыми его объединил интерес к биологии. «С некоторыми из них мы иногда переписываемся в соцсетях, можем объяснить друг другу те темы, с которыми не удается разобраться самостоятельно», — говорит школьник.

Старшеклассник рассказывает, что участников программы разделили на команды по аналогии с отрядами в лагерях, только вместо вожатых были кураторы. С командой из 17 учащихся он посещал занятия, которые вдохновили его на более подробное изучение нескольких предметов.

«Преподавателями по молекулярной биологии у нас были аспиранты Московского государственного университета, они провели для нас настолько интересные практические занятия, что я начал самостоятельно изучать эту науку», — вспоминает одиннадцатиклассник. Так, под руководством педагогов дети учились работать с фрагментами ДНК бактерий — ставили эксперименты, которые в обычной школе сделать невозможно.

«Каждый день в «Сириусе» был полезен, нам давали огромное количество новой информации, поскольку лекции проходили почти в вузовском формате. По уровню знаний я отставал от большинства членов своей команды, и мне были полезны все занятия», — делится Ярослав.

Фундаментальные планы

Среди научных интересов юноши не только молекулярная биология и биохимия. «Мне очень нравится раздел, который, как правило, отталкивает своей сложностью — это физиология растений. Тот же фотосинтез различается у экологических групп растений, и сам каскад реакций сложно понять, многим проще его зазубрить. Мне интересно разобраться в строении первой и второй фотосистем, найти взаимосвязь», — отмечает школьник.

Летом юноша планирует поступать на биологический факультет, после окончания которого хочет заниматься фундаментальными исследованиями. «Так как не получилось стать призером заключительного этапа ВСОШ, я буду поступать по экзамену, а там уже выберу тот вуз, в который приведут баллы», делится планами Ярослав.

Подпишитесь на новости национального проекта