
Как растет IT-будущее: итоги и перспективы на форуме «Цифровая экономика»
На выставке «Россия» на ВДНХ 6 февраля состоялся форум «Цифровая экономика», организованный Минцифры РФ. Главными темами обсуждения стали итоги нацпроекта «Цифровая экономика», который по решению Президента России Владимира Путина реализуется с 2019 года, а также развитие IT-образования.
Формируя тренды
Программа форума включала 51 мероприятие на 18 площадках: лекции, квизы, мастер-классы, паблик-токи и сессию, посвященную цифровым кафедрам российских вузов. Особое внимание организаторы уделили образованию будущих специалистов, формированию новых цифровых профессий и интернет-безопасности пользователей всех возрастов.
Свежей информацией и прогнозами о развитии цифровых технологий и месте человека в новом мире поделились более 70 спикеров, среди них директор по дизайну «ВКонтакте» Артемий Лебедев, руководитель направления коммуникации Sber AI Ксения Кузнецова, завкафедрой ИКТ НИТУ МИСИС Александр Крайнов, директор по развитию технологий искусственного интеллекта, руководитель направления по детской онлайн-безопасности «Лаборатории Касперского» Андрей Сиденко.
Обучению IT-технологиям посвящен федпроект «Искусственный интеллект», который развивается как одно из направлений нацпроекта «Цифровая экономика». Для подготовки востребованных в цифровой экономике специалистов создается серьезная инфраструктура. Более 100 вузов запустили программы бакалавриата и магистратуры в области искусственного интеллекта, на которые поступило свыше 8 тыс. студентов.
Министр цифрового развития РФ Максут Шадаев, открывая свое выступление на форуме, отметил, что в нацпроекте «Цифровая экономика» участвуют более 50 федеральных ведомств и все регионы.
Образование, связанное с цифровыми технологиями, программированием, робототехникой, пользуется повышенным спросом у младших школьников, которые хотят научиться программировать, придумывать и собирать роботов, управлять беспилотниками. Обучение IT начинается с «Кванториумов» и «IT-кубов» и продолжается в вузах и колледжах. Однако, несмотря на популярность цифровых направлений образования, специалистов все равно недостает.
К 2024 году на бюджетные места по IT-специальностям планируется принять не менее 500 тысяч человек
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко, выступая на форуме, подчеркнул: «Потребность в IT-кадрах сохраняется, но мы ежегодно увеличиваем количество бюджетных мест в высших учебных заведениях. В 2023 году оно выросло до 470 тысяч. Ежегодно растет и количество IT-специальностей, охватывая все новые направления современного IT-образования».
Более 250 тыс. школьников и студентов колледжей проходят курсы программирования, а в вузах на IT обучаются 278 тыс. человек. К 2024 году на бюджетные места по IT-специальностям планируется принять не менее 500 тыс. человек.
Цифровизация стала частью повседневной жизни. Подтвержденные учетные записи на «Госуслугах» имеют уже 110 млн человек, а ежедневная аудитория ресурса превышает 11 млн человек. В 2023 году на портале было оказано свыше 340 млн услуг. Интернет-трафик ежегодно растет на 30–50%. Разработчики отечественного ПО сделали настоящий рывок: зарегистрировано уже 19,8 тыс. программных продуктов и баз данных.
Дмитрий Чернышенко подчеркнул: «Россия не просто следует трендам, но и сама задает их. Это стало возможным благодаря технологическому заделу, который мы накопили и проработали в рамках нацпрограммы „Цифровая экономика“».

В будущее без угроз
Участники форума не только подвели итоги, но и заглянули в будущее. В лектории Wink ученый в области искусственного интеллекта Никита Моисеев прочитал лекцию «Настоящее и будущее искусственного интеллекта в России и мире». Он рассказал о типах машинного обучения и о том, какое будущее с искусственным интеллектом нас ждет — обо всех преимуществах и опасностях IT.
Борьбе с цифровыми угрозами и не в будущем, а уже в настоящем, был посвящен паблик-ток компании «Авито» «Как крупные интернет-компании защищают пользователей».
О том, как уберечь себя от угроз в интернете самостоятельно, распознать фишинг, кардинг и прочие мошеннические схемы, надо знать не только взрослым, но и детям. На форуме портал «Учи.ру» провел квиз «Безопасный интернет». Кто-то закрепил знания, а кто-то узнал о новых угрозах и методах защиты от них.
Российская ассоциация электронных коммуникаций провела для детей «Цифровой диктант», с которым большинство участников справились на отлично. А «Яндекс» представил увлекательный мастер-класс по созданию электронного игрового кубика.
Более серьезная программа была представлена в павильоне D для студентов. Начальник отдела молодежных инновационных программ и проектов Фонда содействия инновациям Наталья Чернихова рассказала о федпроекте «Платформа университетского технологического предпринимательства» и конкурсе «Студенческий стартап», который дает шанс стать успешным IT-предпринимателем, не дожидаясь окончания университета.
Победители конкурса провели для участников встречи мастер-класс «Бизнес со студенческой скамьи: разработки будущего».
Конкурс «Студенческий стартап» дает шанс стать успешным IT-предпринимателем, не дожидаясь окончания университета
На форуме можно было пообщаться с победителями и партнерами цифровых хакатонов, а еще присмотреть для себя вуз. Представители МГИМО, МФТИ, Московского Политеха и Университета Иннополис рассказали школьникам о своих цифровых кафедрах. Благодаря нацпроекту «Цифровая экономика» студенты могут получить в вузе одновременно два образования, при этом дополнительная IT-квалификация бесплатна. Это прекрасная возможность повысить свои шансы на трудоустройство в ведущие российские компании.
Шансы найти занятие в цифровом мире будущего есть даже у гуманитариев. Руководитель управления спецпроектов ТАСС Алексей Бутенко рассказал, что выбор профессий довольно широк: это журналистика и креативные индустрии, блогинг, промпт-инжиниринг.
Большую программу о промпт-инжиниринге, который, похоже, скоро станет востребованной специальностью, подготовил Сбербанк. О том, как использовать искусственный интеллект для работы и обучения, промпт-инженер Ольга Дмитриева рассказала на примере GigaChat — языковой нейронной модели, которая может генерировать тексты, сказки, квесты и изображения. В перспективе для управления такими системами и обучения им будет требоваться все больше промпт-инженеров и других цифровых специалистов, для профессий которых, возможно, еще не придуманы названия.
Больше узнать о нацпроекте «Цифровая экономика» можно по ссылке.
Подпишитесь на новости национального проекта