
Как приближали Победу в тылу: на заводах, в шахтах и в лабораториях
Вспоминая о подвигах советских людей на фронтах Великой Отечественной войны, нельзя забывать и тех, кто в тяжелейших условиях трудился в тылу. Предприятия, перевезенные через всю страну, возводили и запускали на новом месте за считанные месяцы. Ученые, конструкторы, инженеры, рабочие направляли все силы, чтобы обеспечить фронт надежным вооружением. В мирное время промышленные центры развивались и стали основой для восстановления экономики. Многие работают и сейчас и, как другие предприятия в нашей стране, могут рассчитывать на поддержку по нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».
Заводы едут на восток
Эвакуацию важнейших предприятий начали в первые дни войны — на линии фронта оказались тысячи заводов. Нужно было не только срочно демонтировать и перевозить технику, часто под обстрелами, но и организовать работу на новом месте — построить здания или приспособить уже имеющиеся, оборудовать цеха.
За годы войны на востоке страны появились 3,5 тысячи заводов — в основном металлургических и машиностроительных. Также строили электростанции, наращивали разведку и добычу сырья. В 1941–1945 годах бурили в полтора раза больше нефтяных скважин, чем в предыдущие мирные пять лет. Значительно выросли разработка и добыча угля, марганца, молибдена и других металлов.
Для строительства заводов, а затем и для работы на них остро не хватало людей, и ушедших на фронт мужчин заменяли женщины, старики и подростки. Чтобы наладить выпуск продукции на новом месте, в Сибирь, на Урал и Крайний Север отправлялись ученые, конструкторы и инженеры высокого класса.
Ученые, конструкторы, инженеры, рабочие направляли все силы, чтобы обеспечить фронт надежным вооружением
Так, например, на Магнитогорский комбинат доставили оборудование более чем 30 заводов. Работать туда приехали специалисты и их семьи — более 20% жителей города в годы войны составляли эвакуированные люди. Такая концентрация лучших умов и ресурсов обеспечила быстрый рывок в развитии «Магнитки».
Комбинат перешел на изготовление броневой стали — впервые ее выплавили уже 23 июля 1941 года — и прокатку броневого листа. За разработку марок стали уникальной прочности, аналогов которым в мире тогда не было, и оперативную организацию производства коллектив металлургов в апреле 1942 года получил государственную премию.
В это же время запустили завод металлоизделий, сеточный завод имени Лепсе, в октябре — Магнитогорский калибровочный завод. К концу года запустили крупнейшую в стране домну номер 5, а в декабре 1943-го первый чугун выдала новая шестая домна.
От Урала до Заполярья
В Челябинске новый трубопрокатный завод на базе эвакуированного из Мариуполя предприятия возвели за первые пять месяцев войны, а в 1943 году всего за 200 дней построили мартеновский цех — с того момента завод не только изготавливал корпуса авиабомб, но и плавил для них металл.
Завод «Амурсталь», который планировали запустить в 1943 году, из-за войны сдали на год раньше. Уже в феврале 1942-го предприятие выдало первые 90 тонн стали.
Единственным предприятием, производящим алюминий, в годы войны был Уральский алюминиевый завод. На УАЗ эвакуировали Днепропетровский завод имени Кирова, Тихвинский глиноземный завод, Волховский, Канакерский, Кандалакшский, Ереванский алюминиевые заводы. За годы войны выработка УАЗа выросла с 20 тысяч до 75 тысяч тонн.

Основным поставщиком никеля для военной промышленности стал Норильск. Металлоконструкции нового никелевого завода начали монтировать зимой 1941 года, а первый металл выпустили к 1 мая 1942-го. Позже построили еще несколько предприятий и рудников, запасы руды почти удвоили, а угля увеличили в три раза. Во время войны в Норильске освоили новый открытый способ добычи медно-никелевой руды. В 1941–1945 годах производство меди и никеля здесь выросло в 12 раз.
Помимо промышленных объектов, строили все необходимое для жизни — к 1946 году в Норильске были две школы, семь больниц, клубы, театр, три столовые, две библиотеки. А первую гостиницу открыли в 1944-м, за год до Победы.
Переход в мирную жизнь
После войны Магнитка оставалась ведущим предприятием черной металлургии в стране. Например, здесь впервые в крупных масштабах начали добывать руду открытым способом, разработали технологию выплавки чугуна с низким содержанием марганца, а в 1950-х годах ввели в эксплуатацию более эффективные одноканальные доменные печи. По уровню технического оснащения Магнитогорскому комбинату уступали многие европейские производства.
Страну восстанавливали практически из руин, и для этого требовалось много металла. Продукцию Магнитки использовали для комбайнов и тракторов, автомобилей, заводских станков и строительства таких крупных объектов, как московский метрополитен и Усть-Каменогорская ГЭС.
Сейчас Магнитогорский металлургический комбинат — одно из крупнейших отраслевых предприятий в России. Его продукцию используют в автомобиле- и машиностроении, топливно-энергетическом и жилом строительстве, на предприятиях горно-металлургического комплекса и на железной дороге.
Челябинский трубопрокатный завод после войны стал крупнейшим производством в стране. В том числе там наладили выпуск уникальных больших труб диаметром 1020 мм, которые использовали для прокладки нефтепровода «Дружба».
«Амурсталь» в послевоенные годы постоянно модернизировали — открывали новые цеха, расширяли ассортимент продукции. Сейчас это одно из ведущих высокотехнологичных предприятий, поставляющих продукцию из упрочненной стали для промышленности, дорожной и строительной отрасли. Например, амурский металлопрокат использовали при строительстве космодрома «Восточный».
У Норильска, ставшего в годы войны промышленным центром, в мирное время начался новый этап развития. Уже в 1948 году сдали в эксплуатацию два завода — коксохимический и хлорно-кобальтовый, еще через два года заработал цементный завод. Расширялась разведка и добыча угля.
В 1953 году в Норильск приехали 6 тысяч юношей и девушек, чтобы работать на комбинате. В поселке начали активно строить жилье, открыли первую автоматическую телефонную станцию, новое здание Норильского горно-металлургического техникума, пассажирский железнодорожный вокзал. В том же году поселок Норильск получил статус города.
Современный Норильск — самый большой город за Полярным кругом. ГМК «Норильский никель» стал крупнейшим в мире производителем никеля и палладия. Также он один из лидеров по добыче платины и меди.

Изобретения для победы и мира
Наука в военные годы работала в основном для фронта — требовались новые материалы и технологии для качественного вооружения. Однако многие из этих изобретений после войны успешно использовали для изготовления «мирной» продукции.
В первую очередь нужны были новые прочные сплавы, надежные и экономичные способы обработки металла. Группа выдающегося металловеда Сергея Бочвара в 1942 году запатентовала цинковистый силумин. Из этого легкого и прочного сплава на основе алюминия делали моторы для военной техники. После войны его использовали в авто- и авиастроительстве. А еще для изготовления бытовых приборов, например, мясорубок.
Другое изобретение — бронестекло — в 1942 году представил коллектив ученых под руководством физикохимика Исаака Китайгородского. Оно оказалось в 25 раз прочнее, чем обычное стекло. Из нового материала изготавливали прозрачную пуленепробиваемую броню для боевых самолетов.
После войны Китайгородский продолжил работать с суперпрочными стеклами. В 1950-х годах ученый изобрел кристаллический ситалл. По прочности он близок к алмазу, при этом легкий и термоустойчивый. Ситалл получают из производственных отходов и песка и используют при создании самолетов и ракетной техники. А также в строительстве — например, из него изготовили суперпрочные прозрачные полы внутри Останкинской башни. Из астроситалла сделаны зеркала крупнейших телескопов в мире, и все они произведены в нашей стране.
В 1936 году химик Иван Назаров разработал суперпрочный универсальный клей. С его помощью во время Великой Отечественной войны чинили треснувшие бензобаки, поврежденные корпуса аккумуляторов и другие детали. Клей Назарова до сих пор используют, например, при ремонте мраморных панелей в метро, а также в оптике.

Профессор Евгений Патон, конструктор и ученый, разработал метод сварки под флюсом — это неметаллический материал, защищающий зону сварки. Таким способом скрепляли бронь на танках Т-43. Швы были невероятно прочными, а сам метод настолько эффективным, что сроки изготовления танков сократились в несколько раз. После войны Патон продолжил эксперименты со способами сварки. Один из них до сих пор используют при строительстве газопроводов.
Ученый и авиаконструктор Александр Микулин создал карбюратор и смазочные системы для двигателя внутреннего сгорания. А семейство поршневых двигателей, разработанных коллективом конструкторов под руководством Микулина, включало десятки моделей. Такие двигатели были на бомбардировщиках Туполева, Ил-2, «летающих танках» Ильюшина, истребителях МиГ. Позже один из модернизированных двигателей Микулина установили на Ту-104 — первый советский пассажирский самолет. С 1943 по 1955 год в производство запустили 8 двигателей Микулина, которые успешно использовали в самолетостроении.
Ученые, специалисты и рабочие на заводах и фабриках помогли стране не только добиться Победы, 80-летие которой мы отпразднуем 9 мая, но и восстановиться после войны. Спустя десятилетия основные промышленные центры, созданные тогда, продолжают развиваться. А предприятия увеличивают производство, улучшают процессы — получить помощь они могут по новому нацпроекту «Эффективная и конкурентная экономика».
Подпишитесь на новости национального проекта