
Как новосибирский подросток разработал систему сервисов для школы
Несколько лет назад ученик новосибирской гимназии Никита Ильтяков изобрел «умный» стул, который помогает школьникам работать над своей осанкой прямо на уроках. Прикрепленные к нему датчики строят трехмерную модель того, в каком положении находится ребенок, и подают сигнал, если он сидит неправильно. Более того, изобретение умеет передавать информацию об осанке детей их родителям и учителям.
Сейчас Никита заканчивает разработку целой экосистемы сервисов для школы, которая включает и нейросеть для распознавания лиц, и модули для самостоятельных ученических занятий. В будущем старшеклассник планирует запустить свой стартап.
По серьезному взгляду из-под очков и не скажешь, что Никите Ильтякову всего 15 лет. Юноша родился в семье учительницы истории и инженера. Он учится в физико-математическом классе новосибирской гимназии № 4 и с детства интересуется программированием и изобретательством. «Меня подвигает заниматься наукой, наверное, интерес. В первую очередь это, конечно, интерес к чему-то новому, а потом это превращается во что-то большее. Когда этим занимаешься и начинаешь что-то понимать, тебе это начинает нравиться как хобби», — объясняет подросток.
По словам Никиты, большую часть знаний о физике и информатике он получил благодаря школьным учителям. Важную роль в увлечении юноши наукой сыграло и участие в олимпиадах и образовательный центр «Сириус», куда Никита ездил на смены уже четыре раза.
Центр «Сириус» создан на базе олимпийских объектов в Сочи по инициативе президента РФ Владимира Путина, который возглавляет его попечительский совет. Центр призван охватить большое число одаренных детей из всех регионов, а также создать систему социальных связей, объединяющую в себе профориентационные, образовательные, спортивные и творческие ресурсы. Ежемесячно в «Сириус» приезжают до 800 детей в возрасте от 10 до 17 лет из нескольких десятков регионов России. Работа центра проводится по нацпроекту «Образование».
Ильтяков считает, что «Сириус» — особое место, где могут собраться вместе единомышленники из разных уголков страны. «Это классное место, потому что ты туда приезжаешь не только учиться, но и у тебя становится гораздо больше знакомств с людьми из этой же сферы. Например, на одной из смен, в которой я участвовал, была лекция директора «Яндекса», — говорит он.

Первый стартап
Сейчас Никита готовится к участию во всероссийском конкурсе научно-технологических проектов «Большие вызовы», который организует центр «Сириус».
«Мой проект — это цифровая система для школы из нескольких комплексов. Один из модулей — для распознавания лиц, который может быть использован при входе в школу и для оплаты покупок в столовой. Еще в эту систему входят несколько Telegram-ботов для удобного коммуницирования со школьной системой, — рассказывает подросток. — Последний модуль, который я сейчас доделываю, нужен для самостоятельных занятий по субботам. На основе нейронных сетей он подбирает задания так, чтобы они были бы максимально сложными, но интересными для учеников».
К созданию такой системы его подтолкнули обычные проблемы, с которыми сталкивается каждый школьник — например, очереди в столовую на переменах. «У нас часто в школе бывают большие очереди к турникетам, многие дети забывают о карточке для прохода, в столовой тоже не совсем удобно оплачивать покупки», — рассказывает подросток.
Второй сервис, разработанный им, позволяет школьникам эффективнее готовиться к экзаменам. Он помогает вспомнить темы, необходимые для успешной сдачи предмета. Сервис представляет собой Telegram-бот, который обобщает ошибки в тестах и подбирает темы для углубленного повторения. «Я ранее проводил тестирование, и люди пользовались модулем, но вот к апрелю хочу запустить их в открытый доступ, чтобы любой мог попробовать», — делится планами юноша.
Решать сложные задачи в повседневной жизни Никите помогает спорт — он с трех лет занимается спортивной гимнастикой. «Сначала я не очень это любил, но с шести лет я хожу на гимнастику с удовольствием. Это очень помогает: после тренировки мыслить и решать задачи получается гораздо быстрее и эффективнее», — считает подросток.
Свое будущее Никита рассчитывает связать с программированием. Если все сложится так, как он задумал, то после школы изобретатель хочет поступить в университет ИТМО в Санкт-Петербурге — один из ведущих вузов России в области информационных технологий. «Я бы хотел остаться в IT-сфере. Если говорить о профессии, то это может быть инженер по информационным системам, возможно, по информационной безопасности или по машинному обучению, а если в принципе как дело жизни, то я хотел бы открыть свой стартап», — говорит школьник.
Подпишитесь на новости национального проекта