
Как изменялась сталь
Металлолом — это вторсырье, которому всегда находилось место в производстве. Даже когда еще никто не задумывался об ответственном отношении к окружающей среде, железяки исправно собирали во дворах и отправляли прямиком на переплавку, чтобы дать металлу новую жизнь. Лом — ценное сырье для металлургических заводов, которое используют для производства высококачественной стали. При использовании лома в качестве сырья существенно снижается расход энергии, то есть полученный металл можно считать более экологичным, чем выплавленный из железорудного концентрата. Сейчас утилизация металлоемких изделий вышла на новый уровень, предприниматели разрабатывают технологии, которые позволяют меньше металла переплавлять и больше — использовать повторно.
Транспортное машиностроение — отрасль, занимающая, пожалуй, лидирующее место среди потребителей черных металлов. Продукция для железной дороги — рельсы и вагоны — служит долго, но рано или поздно и ей приходится отправляться на утилизацию.

Транспортное машиностроение — отрасль, занимающая, пожалуй, лидирующее место среди потребителей черных металлов
Ежегодно в стране списываются в связи с окончанием срока службы или из-за серьезных поломок 24–25 тыс. вагонов. На первый взгляд — много, почти 370 грузовых составов. Но на самом деле — это меньше 4% от всех вагонов, используемых в России. Хоть максимальный срок их службы составляет 28 лет, на практике вагоны редко служат так долго. Со временем, из-за активной эксплуатации, чинить вагон становится дороже, чем купить новый. И тогда списанные вагоны, ремонт которых слишком дорог, направляются на утилизацию.
«Переработка вагона начинается со снятия пригодных для дальнейшего использования запчастей. Остатки же режутся на металлолом. Чем больше на вагоне годных запчастей и чем лучше утилизирующая компания разделит остаток на разные типы металлолома, тем выше будет остаточная цена вагона, которую получит собственник, — объясняет Артур Нурмухамедов, основатель компании «Находка», специализирующейся на утилизации вагонов. — Глубина переработки вагона напрямую зависит от его типа».
Самые простые, полувагоны, утилизируются практически на 95%. А для переработки пассажирских вагонов требуются значительные трудозатраты, и утилизировать получится лишь 75%. Это связано с тем, что при их производстве используется много различных материалов (в первую очередь пластик), не предназначенных для вторичной переработки.
Утилизируя пассажирский вагон, можно демонтировать много годных, работоспособных элементов внутренней отделки — замки, ручки, другую фурнитуру. Но они, увы, не находят покупателя, поскольку поколение вагонов уже сменилось и в новом пассажирском подвижном составе используются уже другие комплектующие.

Не только вагонам можно дать вторую жизнь. Так, Тульский Металлопрокатный Завод (ТМПЗ) совершенствует технологии переработки и вторичного использования рельсов, которых на российских железных дорогах снимается из-за износа до полумиллиона тонн в год.
Обычно рельсы, отслужившие свой срок, переплавляют в печах. Технология ТМПЗ позволяет уменьшить энергозатраты. Рельс разогревается в печи до 1300 градусов (сталь плавится при 1500 градусах), откуда поступает в прокатный стан, где разрезается на полосы, которые формируются в профиль нужного диаметра. Таким образом, 100% металла изношенного рельса используется в производстве конечной продукции. Переработанную рельсовую сталь применяют в строительстве и угольной промышленности.
Подпишитесь на новости национального проекта