
Как Евгения Дони проводит лучшие уроки физкультуры во Владимирской области
Одна из первых ассоциаций, которая приходит в голову, когда слышишь «Муром», конечно же, Илья Муромец. И былинный силач, и его реальный прототип преподобный Илья Печерский родились и выросли в этом местечке на территории нынешней Владимирской области. В Спасо-Преображенском монастыре Мурома хранится часть мощей святого.
Богатыри, прекрасные спортсмены — гордость Мурома и в наши дни. Эта земля — родина олимпийских чемпионов. Здесь родились, например, лыжник Алексей Прокуроров и футболист Виктор Лосев. Их имена в Муроме носят площадь с фонтаном и футбольный стадион.
Конечно, далеко не все муромцы стремятся к олимпийскому пьедесталу. Но горожане поддерживают цели стартовавшего в 2019 году нацпроекта «Демография», и спорт — норма для очень многих из них. Прививать любовь к физической активности и здоровому образу жизни горожанам начинают с самого детства — в школьном спортзале.
Лучше всего это удается педагогам гимназии № 6. Именно их ученики неизменно лидируют на большинстве как городских, так и областных соревнований. Они трижды становились победителями регионального этапа Президентских спортивных игр и дважды, в 2012 и 2018 годах, — участниками всероссийского этапа в «Орленке». Секретами успеха с порталом национальныепроекты.рф поделилась учитель физической культуры высшей квалификационной категории из гимназии Евгения Дони.

Учитель по призванию
Евгения искренне любит своих воспитанников и всегда рассказывает об их победах на своих личных страничках в соцсетях: публикует фотографии учеников, их грамот, дипломов, медалей и кубков. Именно любовь к работе с детьми стала одной из причин, почему 16 лет назад Евгения пришла работать в школу.
«Такой эмоциональной отдачи, которую человек может получить от детей, мне кажется, ни в какой профессии нельзя получить. И профессия учителя будет востребована до тех пор, пока рождаются дети, то есть всегда. Конечно, учителя физкультуры не как тренеры. Они не могут довести до высших рекордов в спорте. Но именно на уроках физической культуры идет воспитание любви к физкультуре, спорту, здоровому образу жизни», — объясняет учительница.
Она уверена, что просто не могла выбрать другую профессию.
«У меня мама является учителем русского языка и литературы. Стаж ее уже 48 лет. Она до сих пор работает. Я практически выросла в школе, и когда встал вопрос о выборе профессии, выбор был один — учитель и всё», — делится преподаватель.
С физкультурой Евгения на «ты» тоже с самого детства. Она занимается спортом с пяти лет и даже была членом сборной Мурома по футзалу (мини-футболу), поэтому выбор специализации тоже не стал большой проблемой.
Такой эмоциональной отдачи, которую человек может получить от детей, ни в какой профессии нельзя получить. И профессия учителя будет востребована всегда

«Хотелось поделиться своими знаниями, умениями», — объясняет Евгения.
Привлекать учеников собственным примером она старается и сегодня. Однажды в 2017 году учительница решила поделиться опытом с коллегами из других школ города. Ее идеи оценили настолько, что она стала не только участником, но и победителем конкурса «Педагог года города Муром 2017». За 27 лет существования конкурса это был первый раз, когда победителем стал учитель физкультуры.
«Для меня это, конечно, было достижением. И для моих учеников тоже стало толчком. Они узнали, что можно не только в каких-то науках достичь успеха, но и в физкультуре. Мои ученики понимают меня и поддерживают во всем, так же как и коллеги в школе и в городе. Ребята большие молодцы», — считает Евгения.
Командная работа
Евгения и ее коллеги стараются поддерживать тесный контакт и с родителями учеников. Заинтересовать детей спортом они стараются совместно. Особенно важным это оказалось в 2020 году, когда из-за пандемии COVID-19 школы перешли на дистанционное обучение.
«Вы сами можете представить себе учителя физической культуры, который ведет свой урок в дистанционном формате. К тому же все семьи разные: у кого-то дом свой, у кого-то квартира, у кого-то маленькая квартира. Было важно заинтересовать детей, чтобы они не сидели, выполняя какие-то теоретические задания. И так было много предметов, для которых они выполняют теоретические задания, сидя за компьютером. У них ограничено движение. Нужно было сделать так, чтобы дети все-таки двигались», — рассказывает Евгения.
Вскоре вместе с родителями учеников доступное и недорогое решение было найдено. Настоящим спасением стали скакалки, с которыми можно прыгать в любой квартире и в любом дворе. В мессенджере Viber были созданы чаты, в которые семьи стали отправлять отчеты

Для одного из классов начальной школы выбрали нейроскакалки — особые скакалки на одну ногу, которые к тому же делают яркими и с красивой подсветкой. Для того, чтобы прыгать через такую скакалку, не нужно использовать руки. Она представляет собой жесткую ось, на одном из концов которой находится кольцо, а на другом — колесико. Кольцо надевают на опорную ногу, и за счет колесика скакалка во время прыжков описывает вокруг нее круг. Свободной ногой в это время нужно переступать через ось.
«Нейроскакалка хороша тем, что задействует два полушария головного мозга. Это полезно не только для здоровья, но и для мыслительных процессов. И она более интересна детям», — объясняет Евгения.
При этом стоимость необычных скакалок не ударила по кошельку родителей. Для их закупки потребовалось всего порядка 200 рублей на человека.
Родители с энтузиазмом присоединились к детям и тоже начали осваивать новый спортивный снаряд. Видеоотчеты в общем чате стали основой для негласного соревнования семей: кто прыгнет больше раз, кто лучше выполнит упражнение, кто интереснее оформит видео. По словам Евгении, домашние уроки физкультуры превращали даже в съемки импровизированных музыкальных клипов.
В результате в 2020 году семья одной из учениц Евгении стала победителем конкурса «Семья года» в номинации «Спортивная семья».
«Родители молодцы! Воспитывают трех девочек-спортсменок и сами активно участвуют во всем и придерживаются здорового образа жизни», — рассказывает Евгения.

Тема урока
Когда ограничения, связанные с пандемией, смягчили, дети вернулись спортивные залы. Теперь нейроскакалки стали постоянным элементом обычных уроков Евгении. На упражнения с ними, которые помогают тренировать не только прыжки, но и ловкость и координацию, выделяют один из трех уроков в неделю.
Другой популярный вид занятий на уроках Евгении — баскетбол. По ее словам, это ее любимый вид спорта, так что среди четырех учителей гимназии за него отвечает именно Евгения.
«Вообще мое профессиональное кредо — «Каждое движение должно быть озарено мыслью», — признается Евгения. — То есть ребенок, выполняя какое-либо физическое упражнение, должен понимать, для чего он это делает и почему. Не просто прыгнуть, бросить мяч, а понимать, осознавать, для чего это в данный момент нужно и как это пригодится в дальнейшей жизни».
Администрация Мурома уделяет большое внимание физической культуре и спорту, старается поддерживать эту сферу. Однако, к сожалению, по сравнению с коллегами из крупных городов у учителя физкультуры в небольшом городе все же заметно ограничены возможности. Все дело в материально-технической базе: инвентаре и спортивных сооружениях. Например, Евгения хотела бы, но не может проводить со своими учениками уроки в бассейне.
«У нас есть небольшой бассейн, но он уже давно не функционирует, — рассказывает учительница. — Конечно, хотелось бы восстановить его. Раньше, когда он работал, детям нравилось заниматься. Умение плавать — очень важный навык. Мы проводили и уроки аквааэробики, и играли в водное поло. Это давало больше возможностей, разнообразило уроки».
Ребенок, выполняя какое-либо физическое упражнение, должен понимать, для чего он это делает. Не просто прыгнуть, бросить мяч, а понимать, осознавать, для чего это в данный момент нужно и как это пригодится в жизни

Физруки
Федеральный проект «Спорт — норма жизни» — одна из частей нацпроекта «Демография». Цель этого федерального проекта — популяризировать любительский, массовый спорт и к 2030 году увеличить количество систематически занимающихся физической культурой и спортом жителей России до 70%.
С июня 2021 года популяризировать спорт помогает совместный документальный проект АНО «Национальные приоритеты» и телеканала НТВ «Физруки. Будущее за настоящим». Цикл из десяти серий рассказывает о ярких, талантливых и самобытных учителях физкультуры из самых разных уголков России.
«Мне очень польстило то, что на одном из центральных телеканалов начали рассказывать про профессию учителя и поднимать престиж профессии учителя, а именно престиж профессии учителя физкультуры», — отзывается о проекте Евгения.
Больше всего ей понравилась история о Фанзиле Крестьяниновой из Башкортостана, которая стала героиней выпуска 24 июля.
«Одно из самых главных достижений — это когда учитель находит контакт с детьми. У нее шикарный контакт с детьми! Они слышат, понимают, видят ее, сопереживают ей, ведут урок вместе с ней. Вот это мне очень понравилось», — делится впечатлениями Евгения.
По ее словам, она тоже стремится к этому — быть с детьми на одной волне.
Подпишитесь на новости национального проекта