Архив Свердловской филармонии
Культура

Как директор Свердловской филармонии открыл виртуальные концертные залы

Александр Колотурский — директор Свердловской филармонии, которая еще в 2005 году занялась созданием первых в регионе виртуальных концертных залов и продолжает делать это уже благодаря национальному проекту «Культура».

Первые виртуальные концертные залы в Свердловской области открыли в 2009 году. Тогда их было семь. С тех пор их число выросло более чем в десять раз, и теперь в регионе более ста таких залов. Шестнадцать из них оборудовали уже благодаря нацпроекту «Культура», а в 2022 году при федеральной поддержке в регионе откроется еще один.

«Что такое виртуальный концертный зал? Это тот же самый зал, только с помощью интернета приходящий к людям. Это была революционная идея. И мы решили, что будем создавать именно виртуальный концертный зал, у которого есть своя миссия — соединить творческие и слушательские силы на одной площадке», — рассказал директор.

Теперь в России ежегодно открываются не менее 80 виртуальных концертных залов. Они оборудованы высококачественной звуковой аппаратурой, которая создает эффект присутствия на концерте. Современные экраны и проекторы позволяют смотреть выступления как в прямой трансляции, так и в записи. Особенно это актуально для тех меломанов, у которых большая разница во времени с регионом, где проходит концерт. Так, например, жители Владивостока могут виртуально посетить выступление в Москве, несмотря на разные часовые пояса.

«Три кита» концертных залов

Работа обычных залов, говорит Александр Николаевич, построена на «трех китах»: творческое планирование сезонов, маркетинговый комплекс, который привлекает людей в залы, и организационный комплекс, обеспечивающий качество передаваемой картинки. В 2005 году в Свердловской филармонии решили, основываясь на таких же принципах, создавать и виртуальные концертные залы.

Определить места, где будут открыты такие залы, помогли инициативные люди. Первые площадки появились там, где были яркие лидеры, желающие этого. «Например, в Камышлове была директор библиотеки, которая сразу поняла их пользу, ведь с помощью виртуального зала можно привлечь новых людей в библиотеку», — объясняет директор, уточнив что местный глава, побывав в новом виртуальном зале, стал создавать там необходимые условия. Именно библиотеки и клубы стали теми «опорными пунктами», на базе которых было решено создавать первые виртуальные концертные залы.

Как директор Свердловской филармонии открыл виртуальные концертные залы
Архив Свердловской филармонии

Важным элементом работы виртуальных залов стали филармонические собрания людей, которые были организованы в различных поселках, селах и городах. С лидером заключался волонтерский договор, по которому он должен был взять на себя организаторские обязанности — сформировать план трансляций зала, выбрав из 40 вариантов, предложенных филармонией, и привлечь на них людей. Собеседник портала вспоминает, что виртуальный концертный зал изначально позиционировали как «маленький филлиальчик Свердловской филармонии».

«Когда вышел национальный проект, то наше министерство культуры к нему сделало свой региональный компонент по развитию областных концертных залов. У нас семь залов уже открылись по нацпроекту, но они все вошли в нашу систему общую», — отмечает Александр Николаевич.

Как директор Свердловской филармонии открыл виртуальные концертные залы
Архив Свердловской филармонии

Свои особенности

В филармонии сразу решили, что виртуальный зал должен значительно отличаться от телевидения и просто трансляций в интернете. Для этого было необходимо обеспечить высокое качество передаваемой картинки. По словам директора, для первых залов трансляции и записи велись с семи камер. Качество входящей картинки помогли обеспечить провайдеры цифровых услуг.

Уже в 2021 году виртуальные концертные залы посетило более 31 тысячи человек. Почему даже в условиях цифровизации и интернета у людей есть потребность в создании таких залов? По мнению директора филармонии, дело в человеческом общении. Ведь в виртуальных концертных залах у людей есть возможность не только посмотреть выступление, но и обсудить его с другими. Еще одна причина востребованности подобных проектов — в создаваемом эффекте присутствия.

«Вначале чаще всего виртуальные концертные залы брали у нас трансляции романсов. Постепенно уже начали брать симфонические концерты и концерты современной музыки. Конечно, трансляции звездных исполнителей тоже берут, например, Дениса Мацуева, Владимира Спивакова. Вы можете представить, чтобы в деревню Кузнецово приехал Спиваков? А благодаря виртуальному залу он «приехал»! Наши посетители так это воспринимают», — уверен директор филармонии.

Подпишитесь на новости национального проекта