
Как директор Свердловской филармонии открыл виртуальные концертные залы
Александр Колотурский — директор Свердловской филармонии, которая еще в 2005 году занялась созданием первых в регионе виртуальных концертных залов и продолжает делать это уже благодаря национальному проекту «Культура».
Первые виртуальные концертные залы в Свердловской области открыли в 2009 году. Тогда их было семь. С тех пор их число выросло более чем в десять раз, и теперь в регионе более ста таких залов. Шестнадцать из них оборудовали уже благодаря нацпроекту «Культура», а в 2022 году при федеральной поддержке в регионе откроется еще один.
«Что такое виртуальный концертный зал? Это тот же самый зал, только с помощью интернета приходящий к людям. Это была революционная идея. И мы решили, что будем создавать именно виртуальный концертный зал, у которого есть своя миссия — соединить творческие и слушательские силы на одной площадке», — рассказал директор.
Теперь в России ежегодно открываются не менее 80 виртуальных концертных залов. Они оборудованы высококачественной звуковой аппаратурой, которая создает эффект присутствия на концерте. Современные экраны и проекторы позволяют смотреть выступления как в прямой трансляции, так и в записи. Особенно это актуально для тех меломанов, у которых большая разница во времени с регионом, где проходит концерт. Так, например, жители Владивостока могут виртуально посетить выступление в Москве, несмотря на разные часовые пояса.
«Три кита» концертных залов
Работа обычных залов, говорит Александр Николаевич, построена на «трех китах»: творческое планирование сезонов, маркетинговый комплекс, который привлекает людей в залы, и организационный комплекс, обеспечивающий качество передаваемой картинки. В 2005 году в Свердловской филармонии решили, основываясь на таких же принципах, создавать и виртуальные концертные залы.
Определить места, где будут открыты такие залы, помогли инициативные люди. Первые площадки появились там, где были яркие лидеры, желающие этого. «Например, в Камышлове была директор библиотеки, которая сразу поняла их пользу, ведь с помощью виртуального зала можно привлечь новых людей в библиотеку», — объясняет директор, уточнив что местный глава, побывав в новом виртуальном зале, стал создавать там необходимые условия. Именно библиотеки и клубы стали теми «опорными пунктами», на базе которых было решено создавать первые виртуальные концертные залы.

Важным элементом работы виртуальных залов стали филармонические собрания людей, которые были организованы в различных поселках, селах и городах. С лидером заключался волонтерский договор, по которому он должен был взять на себя организаторские обязанности — сформировать план трансляций зала, выбрав из 40 вариантов, предложенных филармонией, и привлечь на них людей. Собеседник портала вспоминает, что виртуальный концертный зал изначально позиционировали как «маленький филлиальчик Свердловской филармонии».
«Когда вышел национальный проект, то наше министерство культуры к нему сделало свой региональный компонент по развитию областных концертных залов. У нас семь залов уже открылись по нацпроекту, но они все вошли в нашу систему общую», — отмечает Александр Николаевич.

Свои особенности
В филармонии сразу решили, что виртуальный зал должен значительно отличаться от телевидения и просто трансляций в интернете. Для этого было необходимо обеспечить высокое качество передаваемой картинки. По словам директора, для первых залов трансляции и записи велись с семи камер. Качество входящей картинки помогли обеспечить провайдеры цифровых услуг.
Уже в 2021 году виртуальные концертные залы посетило более 31 тысячи человек. Почему даже в условиях цифровизации и интернета у людей есть потребность в создании таких залов? По мнению директора филармонии, дело в человеческом общении. Ведь в виртуальных концертных залах у людей есть возможность не только посмотреть выступление, но и обсудить его с другими. Еще одна причина востребованности подобных проектов — в создаваемом эффекте присутствия.
«Вначале чаще всего виртуальные концертные залы брали у нас трансляции романсов. Постепенно уже начали брать симфонические концерты и концерты современной музыки. Конечно, трансляции звездных исполнителей тоже берут, например, Дениса Мацуева, Владимира Спивакова. Вы можете представить, чтобы в деревню Кузнецово приехал Спиваков? А благодаря виртуальному залу он «приехал»! Наши посетители так это воспринимают», — уверен директор филармонии.
Подпишитесь на новости национального проекта