
Как Денис Давыдов из Казани завоевал премию «Студент года»
Магистрант Института международных отношений Казанского федерального университета Денис Давыдов впервые услышал о конкурсе «Студент года», еще когда учился на PR-специалиста на первом курсе бакалавриата. Тогда же он выбрал себе номинацию — «Спортсмен года», так как активно занимался спортом в школе, и начал свой путь к мечте. Для этого Денис участвовал в студенческих конкурсах, научных конференциях и спортивных соревнованиях.
Российская национальная премия «Студент года» учреждена в 2014 году и реализуется по федеральному проекту «Социальные лифты для каждого» нацпроекта «Образование». В конкурсе могут участвовать студенты от 16 до 25 лет, у которых есть достижения в учебной, научной, спортивной, творческой и общественной жизни. Конкурс направлен на выявление, поддержку и продвижение талантливой студенческой молодежи. В 2021 году участниками премии стали более восьми тысяч студентов из 75 регионов, а финалистами — 600 человек из 71 региона России.
Денис Давыдов трижды штурмовал премию — на третьем курсе бакалавриата на уровне Республики Татарстан и на четвертом курсе бакалавриата, когда ему удалось пройти в финал и занять призовое место. На первом курсе магистратуры удача ему улыбнулась: он стал победителем на уровне региона и прошел на всероссийский этап. В конце прошлого года Денис Давыдов, будучи студентом второго курса магистратуры, выиграл в номинации «Спортсмен года» и получил гран-при премии, став ее абсолютным победителем.
Преодоление трудностей
Оглядываясь на пройденный путь, Денис понимает, что в первый раз для победы ему не хватило достижений регионального и федерального уровня. Кроме того, студент рассказал, что перед победным конкурсом провел «журналистскую работу» — пообщался с последним победителем номинации «Спортсмен года» и выяснил, на что нужно сделать акцент и чего ожидать на финальных этапах. Помимо спортивных достижений, участники этой номинации должны были правильно себя презентовать, вовлечь других участников в свой интерактив, понравиться жюри и выделить свои сильные качества.
Среди испытаний для участников — умение вести открытые уроки и тренировки в школах, презентация себя и своего проекта перед жюри. Все участники конкурса проходили четыре испытания, последнее из которых было профильным, в зависимости от номинации. В числе этих испытаний были самопрезентация, участие в командной игре, а также разработка теста на тему науки, поскольку прошлый год был объявлен Годом науки и технологий.
Денис вспоминает, что настоящим испытанием для него стал четвертый этап конкурса, на котором нужно было было вовлечь жюри и остальных участников в свой мастер-класс по спортивной теме. Главная сложность была в том, что Денис планировал провести квиз по футболу, но похожее испытание уже было на другом этапе конкурса. На импровизацию у студента оставалось не больше 20 часов, и быстро придумать альтернативу помогли друзья.
«У меня была необычная викторина. Я сделал видеонарезки из футбольных игр и дал ребятам возможность предугадать дальнейшее развитие событий. Например, мяч подлетел к воротам, и нужно предположить, был ли гол, и если был, то как он был забит», — делится Денис. По его словам, сложность конкурса заключалась и в виде спорта, который выбирал участник: ребята активнее включались в мастер-класс, если речь шла о редком виде спорта, однако Денису удалось привлечь внимание участников и жюри благодаря интересному формату.

«У меня была необычная викторина. Я сделал видеонарезки из футбольных игр и дал ребятам возможность предугадать дальнейшее развитие событий»
Лайфхаки от победителя
Победу в премии «Студент года» Денис называет неожиданной, так как стремился для начала выиграть лишь в номинации «Спортсмен года». Однако по итоговой сумме баллов за четыре испытания он опередил участников из других номинаций и оказался на первой строчке рейтинга.
Делясь своим опытом, студент отмечает, что новичкам важно понимать критерии оценки, которым необходимо соответствовать. Еще важно изучить опыт прошлых лет — пообщаться как с победителем, так и с обычными участниками о том, за счет чего удалось выиграть и чего не хватило для победы. Важную роль в конкурсе играют и судьи, поэтому перед конкурсом нужно решить, кого из них и за счет каких деталей можно «зацепить», объясняет победитель.
Четвертый момент, на который необходимо обратить внимание — это максимальная подготовка и продумывание идеи, от ее костяка до мелочей, считает Денис. Без этого идея может «посыпаться» во время конкурса под влиянием триггеров или волнения. Всю эту работу Денис посоветовал не откладывать на потом, а делать сразу.
Главные уроки конкурса
Давыдов считает, что приобретенные в конкурсе навыки пригодятся ему в будущем. Он уже работает в международной компании в сфере онлайн-образования и помогает студентам поступить в университеты за границей, и планирует продолжать развиваться в этой сфере. Денис подчеркнул, что конкурс научил его быстро принимать решения и успевать подстраиваться под ситуацию. «Часто [в жизни] надо будет принимать решение в моменте, перестраиваться, пробовать что-то новое. Самое главное — действовать, а не думать и не откладывать все на последний момент. Время — ресурс ограниченный, и нужно максимально его использовать», — считает победитель конкурса.
Испытания также помогают участникам стать конкурентоспособнее и выделить себя среди остальных. Денис уверен, что это качество пригодится не только в профессиональной деятельности, но и в жизни, так как конкуренция всегда сопровождает людей.
Еще один навык, который приобретают участники премии, это умение публично выступать и презентовать свои идеи. Также конкурс помогает каждому проанализировать свой путь и понять к чему нужно стремиться.
«Даже если ты поучаствовал [в конкурсе] и ничего не выиграл, ты все равно получил такой опыт, который в дальнейшем поможет в работе и учебе», — считает Денис. По словам студента, прошлые победители конкурса регионального и университетского уровня занимают хорошие должности, и, вероятно, конкурс этому способствовал.
Подпишитесь на новости национального проекта