Личный архив Ксении Шелестюк
Культура

Как библиотекарь Ксения Шелестюк сохраняет журналы из царской коллекции

В отделе ценных и редких книг Новосибирской государственной областной научной библиотеки (НГОНБ) хранится около 24 тыс. редких изданий, и многие из них — единственные в своем роде. Какие-то книги нужно реставрировать, а некоторые попали в библиотеку, например, без титульного листа, и сотрудникам отдела приходится проводить настоящее библиографическое расследование, чтобы установить выходные данные книги и, по возможности, автора. В отделе работают четыре специалиста, последний год его возглавляет историк по образованию и библиотекарь по призванию Ксения Шелестюк.

Прикоснуться к истории

«Когда берешь в руки такую книгу — старинную и уникальную, это волнует, вызывает трепет, ты можешь почувствовать себя сопричастной к истории. Кому еще повезло держать в руках книги, которые читал, например, Николай II, или книги с дарственными надписями знаменитых писателей, поэтов, ученых?», — делится ощущениями Шелестюк.

Она хочет, чтобы удовольствие от встречи с редкой и ценной книгой было доступно каждому, кто любит читать, увлекается историей или занимается наукой. Для этого НГОНБ уже третий год участвует в национальном проекте «Культура» по оцифровке книжных памятников. В 2022-м еще 60 ценных и редких книг станут доступны всем заинтересованным.

Сотрудники отдела ценных и редких книг знают историю каждого издания фонда, это помогает им принять решение, какой книжный памятник оцифровать в первую очередь. Для этого используется профессиональное оборудование, которое позволяет выполнять оцифровку в щадящем бесконтактном режиме.

В библиотеке есть планетарный сканер, не требующий, чтобы издание переворачивали и размещали вниз страницами

А чтобы получились красивые аккуратные страницы, собранные в том, файлы обрабатывают с помощью специальной программы. Участие в нацпроекте позволило библиотеке обновить ПО.

Оцифрованные по нацпроекту документы будут доступны на портале «НЭБ. Книжные памятники». «Главная задача этого проекта — сделать так, чтобы к культурному книжному наследию могли приблизиться не только специалисты-библиотекари, но и все заинтересованные люди. Они могут быть не знакомы с историей книжной культуры, но при этом хотят погрузиться в нее», — рассказывает Ксения.

Всего по нацпроекту «Культура» в России до конца 2024 года должны оцифровать 48 тыс. экземпляров книжных памятников — по 8 тыс. рукописей, книг, плакатов и лубков ежегодно. К ключевым из них напишут 1,2 тыс. аннотаций.

Как библиотекарь Ксения Шелестюк сохраняет журналы из царской коллекции
Личный архив Ксении Шелестюк

Журналы царя

В этом году библиотека оцифровывает годовой комплект журнала La Fotografia artistica за 1910 год из личной библиотеки Николая II. «Это журналы о фотоискусстве, — рассказывает Ксения. — Известно, что император Николай Романов и члены его семьи увлекались фотографией, и он получал журналы, связанные с этим».

По словам специалиста, сохранилась даже картонная папка, обтянутая волнистым красным муаром, в которой хранились журналы. На нее наклеен экслибрис — книжный знак, удостоверяющий владельца книги. По всей видимости, папку изготовили специально для императора, поскольку на нее золотым тиснением нанесена императорская корона и стоит подпись «С глубоким почтением, Аннибале Коминетти» — это имя издателя журнала.

После революции практически все книги царской семьи были конфискованы, потом их направили в Государственный книжный фонд и по книгообмену «рассыпали» в разные библиотеки страны. Так некоторые попали в Новосибирск. Этот комплект журналов с экслибрисом императора существует в единственном экземпляре и хорошо сохранился.

«Доступ к таким изданиям полезен тем, кто исследует историю царской семьи. Есть люди, которые целенаправленно изучают императорские библиотеки. То, что мы эти журналы вводим в научный оборот, публикуем их, важно для восстановления царских библиотек, позволяет выявить максимально полно сохранившиеся экземпляры на территории России», — пояснила Ксения.

Еще один редчайший документ, который появится в общем доступе уже в этом году — ода Михаила Ломоносова по случаю восшествия на российский престол императора Петра III. Супруг Екатерины II пробыл на престоле менее года, поэтому написанная Ломоносовым ода широко разойтись не успела — было продано буквально несколько экземпляров, а судьба остальных остается неизвестной. Ксения предполагает, что издания, ставшие неактуальными, могли пустить на разные цели. «В XVIII–XIX веках листы из ненужных документов часто могли вклеивать в переплеты других книг. Их склеивали, прессовали и получали картонные переплетные крышки. А могли и на бумажную массу переработать», — считает она.

Большое количество прижизненных изданий Ломоносова, в том числе и эта ода, сохранились в книжном собрании Колывано-Воскресенских заводов — предприятий, занимавшихся производством черной меди на базе алтайских месторождений полиметаллических руд в XVIII–XIX веках. После гражданской войны эти книги перевезли в Новосибирск.

Ксения Шелестюк надеется оцифровать все издания и документы фонда. Ведь каждая из книг достойна того, чтобы любой заинтересованный человек мог с ней познакомиться.

Подпишитесь на новости национального проекта