Виктор Гохович
Образование

Как Анастасия Храмцова запускает со школьниками модели космических ракет

Заместитель технического директора Центра проектной деятельности Дальневосточного федерального университета (ДВФУ) Анастасия Храмцова — инициатор проекта «Моя ракета — мой путь в космос». С ним она стала финалисткой XVIII Всероссийского конкурса молодежных авторских проектов и проектов в сфере образования «Моя страна — моя Россия», направленных на социально-экономическое развитие российских территорий. Проект знакомит школьников и студентов Владивостока с историей отечественной космонавтики и позволяет ребятам самим собирать и запускать модели ракет.

«Мы ежегодно в ДВФУ празднуем День космонавтики запуском макетов ракет. В 2021-м, когда отмечалось 60-летие пилотируемой космонавтики, реализовали проект «Моя ракета — мой путь в космос», а в этом году он получил не только новое название — «Доступный космос 2022», но и финансовую поддержку вуза в рамках конкурса студенческих инициатив», — рассказывает Анастасия.

Год назад она решила поучаствовать во всероссийском конкурсе «Моя страна — моя Россия», который проводится по нацпроекту «Образование». Тогда организаторы отметили ее как автора одной из наиболее актуальных инициатив в номинации «Моя страна. Моя история. Мой космос». Это позволило Храмцовой дважды поучаствовать в разработке и проведении междисциплинарной проектной школы Всероссийского детского центра «Океан» для детей, которые тоже участвовали в конкурсе «Моя страна — моя Россия». Но если в прошлом году она помогала в составлении программы и проведении смены, то в этом уже стала ее программным директором.

Идея ежегодного конкурса заключается в привлечении молодежи к решению острых вопросов развития российских городов и сел. При этом предложения участников нередко находят применение сразу в нескольких регионах страны. Тем самым конкурс дает старт амбициозным проектам, объединяет участников, помогает им найти единомышленников и начать работу в дружном сообществе.

Лети, ракета!

В образовательную программу разработанного Храмцовой проекта входит экскурс в историю космонавтики и ракетной промышленности России. Затем дети получают навыки проектирования ракет, учатся рассчитывать их полетную траекторию, программировать микроконтроллеры и разрабатывать полезную нагрузку для ракет. Обучение в среднем занимает пять дней, на это время школьники и студенты приезжают в университет.

Под присмотром команды проекта (двух руководителей, волонтеров, нескольких сотрудников Департамента довузовского образования ДВФУ и работников Центра проектной деятельности вуза) ребята конструируют модели ракет, чтобы запустить их на высоту до 500 метров. Причем у каждой из них есть свое задание — сбор данных о полете.

«Ракеты делают из готовых наборов — картонных труб и пластиковых деталей, которые мы печатаем на собственных 3D-принтерах. Главное различие между ними — «начинка»: одни устанавливают внутрь ракеты камеру, другие — просто датчики, третьи — датчики с передачей данных. Это решают сами ребята. В ходе прошлогоднего проекта «Моя ракета — мой путь в космос» они запустили в воздух 16 моделей, — говорит Храмцова. — В этом году уже был дан старт десяти ракетам, а запуск еще пяти-шести намечен на октябрь».

Как Анастасия Храмцова запускает со школьниками модели космических ракет
Виктор Гохович

Инженерное творчество

Цель этого «космического» проекта — возрождение инженерного творчества молодежи. «Если вспомнить историю развития российской науки и технологий, то это, прежде всего, были группы энтузиастов, которые сначала развивали местечковые темы, а потом вырастали в крупные производственные объединения и конструкторские бюро. Мы ставим задачу познакомить молодых людей с темой космоса, дать им возможность прикоснуться к созданию ракет, чтобы они увидели возможность дальнейшего участия в российских соревнованиях и развивались в этом направлении», — говорит автор проекта.

Храмцова отмечает, что разработки, которые она вместе с другими энтузиастами — студентам ДВФУ — начинала, учась в магистратуре, сегодня развиваются. «У нас возобновила работу станция спутникового мониторинга, пострадавшая в 2020 году от ледяного дождя. Тогда у нее отказал двигатель, и мы его долго меняли. Сейчас уже налажен прием и обработка спутниковых данных до уровня L2 — это данные, которые используются метеорологами и исследователями окружающей среды», — уточняет Храмцова.

Другой проект с давней историей — «Солнечный парус». Это модуль, который позволяет выводить малые космические аппараты на нужную орбиту без использования двигателей. За прошедшие годы у него появилась предсерийная модель, которую разработали участники одной из смен образовательного центра «Сириус» в Сочи.

Кроме активной просветительской работы Анастасия ведет и научную деятельность, являясь аспиранткой Дальневосточного отделения Российской академии наук. В ее планах — повышение интереса молодежи к космическим технологиям не только на Дальнем Востоке, но и во всей стране. В этом, она уверена, ей помогут возможности, предоставляемые нацпроектами.

Подпишитесь на новости национального проекта