Артем Геодакян/ТАСС
Образование

Кадры решают: как в России готовят профессионалов

На Восточном экономическом форуме во Владивостоке одно из семи тематических направлений деловой программы посвятили образованию. Эксперты обсудили, как подготовить квалифицированные кадры для достижения амбициозных целей развития. 

Наша страна вкладывает колоссальные средства в бесплатное профессиональное образование. Однако более 40% выпускников не работают по специальности. Как предположили эксперты, некоторые молодые люди выбирают профессию под влиянием родителей или общества. А затем, в процессе учебы, начинают интересоваться другими направлениями.

Специально для таких случаев в России запускают особые механизмы, которые помогают молодым людям определиться с профессией. Например, обновили правила целевого приема, запустили всероссийский онлайн-навигатор по стажировкам. Кроме того, по национальному проекту «Образование» учебные программы модернизировали с акцентом на практику, как, например, федпроект «Профессионалитет» в колледжах и техникумах. 

Рассказываем, каким эксперты ВЭФ видят будущее российской системы образования.

Целевое обучение доступно каждому

Для молодых людей целевой прием — своеобразная альтернатива учебе на бюджете. Главное отличие — договоренность между работодателем, учебным заведением и абитуриентом. Компания оплачивает обучение, а молодой специалист обязуется хорошо учиться и отработать несколько лет на предприятии, получив диплом. Кроме того, студенту могут выплачивать дополнительную стипендию и предоставлять возможность проходить практику. 

Подготовка к целевому приему начинается почти за год. В начале осени через региональные власти компании подают в Минобрнауки сведения о том, сколько специалистов и по каким направлениям им необходимо подготовить. На основе этой информации формируются квоты на поступление. Далее работодатели выбирают себе будущих сотрудников среди абитуриентов и дают им направление на обучение в определенные вузы и колледжи.

В 2023 году в России появился новый закон о публичном конкурсе на целевое обучение. Теперь работодатели размещают все предложения о заключении договоров на единой цифровой платформе. Она заработала на базе портала «‎Работа России», который развивается по нацпроекту «‎Демография».‎‎ 

Претендентов отбирают не по личной договоренности, а по итогам конкурса аттестатов и баллов ЕГЭ. Одновременно в сервисе «‎Поступление онлайн»‎ на «Госуслугах‎» появилась возможность подавать заявления на целевое обучение в вузах и колледжах.‎ 

Много вакансий, еще больше соискателей

«‎Окно предложений огромное. Уже в этом году у нас было размещено работодателями 166 тыс. предложений. Впервые, помимо врачей и учителей, которые традиционно использовали систему целевого приема, этот механизм опробовали „Росатом“, „Ростех“, „Роснефть“, „Газпром“. „РЖД“ — молодцы и отличники, заявили 5 тыс. вакансий. Все крупные компании показали себя как умные и ответственные работодатели. Мы очень надеемся, что в будущем году себя более ярко проявит судостроительная корпорация (ОСК)», ‎— рассказывает заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая.

Абитуриенты начали активно пользоваться новым сервисом и подали 224 тыс. заявок на целевое обучение. Это почти вдвое больше, чем было предложений от организаций. 

В этом году размещено работодателями 166 тыс. предложений. Впервые, помимо врачей и учителей, которые традиционно использовали систему целевого приема, этот механизм опробовали «Росатом», «Ростех», «Роснефть», «Газпром»

В этом году, например, на целевое обучение по медицинским специальностям квоту закрыли на 89%. Выросло и число будущих педагогов и воспитателей, заключивших контракты — 69%, на 25% больше, чем в 2023 году.

Кадры решают: как в России готовят профессионалов
Заместитель председателя Госдумы Ирина Яровая (в центре) во время пленарной сессии «Как подготовить кадры, которые решают все?» в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.
Евгений Федосков/Фотобанк Фонда «Росконгресс»

По словам Ирины Яровой, в Якутии, Приморском крае, Сахалинской области, Хабаровском крае и на Камчатке увеличилось количество специалистов, которых приняли по целевому набору. Их стало на 30% больше, чем в прошлом году. Это позитивная новость, потому что на Дальнем Востоке пока есть нехватка врачей. 

На Чукотке интерес к целевому обучению вырос на 60%, в Магаданской области — почти вдвое. В Амурской области впервые полностью закрыли квоту для будущих педиатров.

Важно, что благодаря новой электронной платформе целевое обучение стало доступно для абитуриентов со всей страны. Так, например, в этом году учиться по целевому на Камчатку приехали молодые люди не только из соседних Приморья, Хабаровского края, Еврейской автономной области, но и из ЯНАО, Новосибирской, Томской, Челябинской, Ульяновской, Ленинградской областей, Краснодарского края и Северной Осетии. 

«‎Механизм запустил совершенно другую историю качественной внутренней миграции. Это важнейшая задача — приезд на Дальний Восток наших российских ребят из разных регионов», — подчеркивает Ирина Яровая.‎

По ее мнению, обновленный целевой прием станет эффективным инструментом для решения задач нового нацпроекта «‎Кадры», стартующего с 2025 года. Важно, что уже сейчас этот механизм полностью адаптирован для него.‎ 

Планы на будущее

Ирина Яровая также предложила ряд важных идей для дальнейшего развития системы подготовки специалистов. Так, например, главы дальневосточных субъектов должны будут разработать кадровый мастер-план.

«‎Мастер-план для губернатора на Дальнем Востоке означает полное понимание того, какие инвесторы придут к нему на территорию, с какими будущими профессиями и рабочими местами. Нужно свести это с работодателями и вузами в единый план деятельности и максимально информировать жителей не только региона, но и всей страны, используя сайт „Госуслуги“», — уверена зампред Госдумы.‎

Кроме того, по мнению Яровой, необходимо определить стратегические отрасли, в которых можно расширить квоты на целевую подготовку кадров. Главное, чтобы организация была готова предоставить выпускнику рабочее место через несколько лет. 

Заместитель руководителя Роструда Ян Талбацкий подчеркнул, что портал «Работа России» уже имеет необходимые функции. В частности, можно проводить анализ успешности трудоустройства выпускников определенных образовательных учреждений или получивших конкретную специальность. Это позволяет, например, вносить коррективы в программы среднего профессионального образования, если они становятся неактуальными и перестают быть востребованными работодателями.

Сэкономленные средства Ирина Яровая предлагает направить на создание новых колледжей и техникумов.  

«‎‎Президент сказал закладывать в нацпроекты то, что будет давать результат. Вкладываясь в образовательную инфраструктуру, мы точно получим результат. Готова на площадке Парламента это всячески продвигать», — сказала зампред Госдумы.‎

Она подчеркнула, что в каждом регионе Дальнего Востока в обязательном порядке необходимо создать средние профессиональные учреждения, которые будут готовить специалистов для рыбной отрасли. Во многих субъектах это основной источник дохода для бюджета, а кадров, как и по всей стране, этой сфере не хватает.

Кадры решают: как в России готовят профессионалов
Александр Рюмин/ТАСС

Кроме того, Ирина Яровая предложила активнее продвигать профессии, которые Россия планирует развивать.

«‎Если мы не покажем ребятам эти отрасли и не докажем, что они добьются в этих сферах невероятного успеха и сделают успешной нашу страну, нам будет сложно заполнять вакансии по этим специальностям», — констатирует Ирина Яровая.‎‎

Она привела в пример низкий интерес абитуриентов к биотехнологиям при том, что за этой сферой — будущее в области биологической безопасности и активного долголетия.

Грядет перезагрузка вузов

В сфере высшего образования с 2023 года тестируют новую модель обучения. Пилотный проект охватывает шесть вузов: Балтийский федеральный университет, Московский авиационный институт (МАИ), Национальный исследовательский технологический университет «МИСиС», Московский педагогический государственный университет, Санкт-Петербургский горный университет и Национальный исследовательский Томский государственный университет. 

Вместо болонской системы, которая предполагает 4 года бакалавриата и 2  — магистратуры, там используют национальную. Она включает 4-6 лет обучения на базовом уровне и 1-3 года — на специализированном. 

В современной модели высшего образования важное место занимает практика. Все студенты будут проходить ее на реальном производстве

«‎Мы понимаем, что содержание программ образования тоже должно меняться и соответствовать запросам, которые есть к системе образования. Одной из ключевых особенностей новой модели как раз является увеличение практики. И существенная ее часть выносится непосредственно на предприятия», — рассказывает замглавы Минобрнауки Ольга Петрова.‎

В современной модели высшего образования важное место занимает практика. Все студенты будут проходить ее на реальном производстве. Они смогут увидеть перспективы той или иной сферы и понять, где хотят работать после выпуска. 

Работодатели поддерживают идею длительных студенческих практик. Например, в горнорудной компании «‎Быстринская» из Забайкалья за последние годы стажировку прошли свыше 250 человек, 50 из них — трудоустроились‎. 

Комбинат, расположенный в труднодоступной местности Газимуро-Заводского района, ежегодно перерабатывает 10 млн тонн руды, содержащей золото, железо и медь. Чтобы поработать именно на этом предприятии, студенты выстраиваются в очередь — конкурс составляет четыре человека на место.

«‎Спасибо вузам, что идут навстречу: наши сотрудники работают на вахтах, получают практический опыт, а учатся между ними. Из тех 50 человек за два года никто не уволился, — рассказывает директор по персоналу ГРК „‎Быстринское“ Михаил ‎Сальков. — Они уже интегрированы в коллективы, их знают коллеги, они знают технологию, производство, адаптированы к корпоративной культуре. Когда студент закреплен за предприятием, мы берем на работу не „кота в мешке“, а именно того человека, которого отобрали. Проходя практику на предприятии в течение двух-трех лет, к выпускному специалист уже соответствует требованиям».‎

Кадры решают: как в России готовят профессионалов
Замглавы Минобрнауки Ольга Петрова во время пленарной сессии в рамках Восточного экономического форума во Владивостоке.
Сергей Отрошко/Фотобанк Фонда «Росконгресс»

Колледжи присматриваются к целевикам

На практику сделан упор и в новых учебных программах «‎Профессионалитета». Колледжи и техникумы разрабатывают их совместно с работодателями. В то же время, как и в вузах, в СПО растет популярность‎ целевого обучения.

«Честно скажу, для системы среднего профессионального образования целевой прием был достаточно неотработанным механизмом, — отмечает первый замглавы Минпросвещения Александр Бугаев. — Но стоило совместно поработать, и у нас в этом году уже больше 11,5 тыс. предложений от работодателей на целевой набор в системе СПО. Было подано более 34 тыс. заявлений. Это данные портала „Работа России“. Для нас это очень большие цифры, хоть они пока и невелики».

Еще недавно выпускники школ в основном стремились поступать в вузы. В то время колледжи и техникумы испытывали серьезную нехватку студентов. Однако сейчас ситуация изменилась. В этом году на программы среднего профессионального образования приняли 1,2 млн человек, а выпустили 760 тыс. 

«‎Система образования от детского сада, через школу, СПО и вуз — единая. Сейчас больше 60% выпускников девятых классов и значительная часть выпускников даже одиннадцатых классов выбирают продолжать образование в колледжах и техникумах. Но многие из них, получив специальность, поработав на производстве, продолжат учиться и получат высшее образование. В советские годы часто так и было, и это очень правильно», — уверен ‎Александр Бугаев.

Раньше выпускники системы СПО в основном выбирали профессии, не связанные с промышленностью. Однако сейчас интерес растет именно к таким рабочим специальностям. 

«‎Мы должны проводить информационную кампанию, стимулировать молодых людей работать в нужных областях. Проект „Профессионалитет“, который реализуется в нашей стране, безусловно, направлен на это. В этом году 56% контрольных цифр приема составили востребованные для промышленности специальности, прежде всего инженерные. И это, безусловно, не предел», — сказал замглавы Минпросвещения.‎ 

Отметим, что в этом году приемную кампанию в колледжи и техникумы продлили до 25 ноября. На «‎Профессионалитет» можно поступить в 1,2 тыс. учреждений СПО в 79 регионах, в том числе ЛНР и ДНР. Готовить молодых специалистов помогают эксперты 1,8 тыс. компаний-работодателей. 

Полный список учебных заведений и предприятий — участников программы собран в удобном онлайн-навигаторе. Всего в стране действуют уже 370 образовательно-производственных кластеров. Каждый из них специализируется на обучении кадров для одной из 24 приоритетных отраслей экономики. 

Чтобы подать документы на поступление, не обязательно приезжать в колледж или техникум. Их можно отправить заказным письмом с уведомлением о вручении или по электронной почте. А с прошлого года это можно сделать еще и через специальный сервис на портале «‎Госуслуги». Главное, чтобы у выпускника школы была подтвержденная учетная запись.‎

Подпишитесь на новости национального проекта