Артем Геодакян/ТАСС

Изменение курса: как прошел 2022 год для российских экспортеров

Благодаря национальному проекту «Международная кооперация и экспорт» в стране всесторонне поддерживают бизнес при выходе на внешние рынки. Предпринимателям в том числе помогают найти новых партнеров, сертифицировать продукцию, а также принять участие в международных выставках.

О том, каких результатов удалось достичь в прошлом году, расскажем в нашем материале.

Востребованные инструменты

В 2022 году — в новых условиях внешнеэкономической деятельности — отечественной экономике удалось удержать планку 2021-го по объему экспорта несырьевых неэнергетических товаров. Российский экспортный центр (РЭЦ) поддержал более 16 тыс. компаний, благодаря чему предприятия оперативно переориентировались на работу с дружественными странами.

Сейчас быть экспортером — это не просто заниматься этим видом бизнеса, это серьезный вызов. А для нас это еще и подтверждение огромного потенциала, которым обладает Россия, прежде всего потенциала человеческого.

По словам сопредседателя Координационного совета по поддержке экспорта, председателя общероссийской общественной организации «Деловая Россия» Алексея Репика, сегодня востребованность инструментов РЭЦ среди представителей делового сообщества кратно возросла.

«Эта ситуация может быть разрешена или масштабированием универсальных инструментов поддержки экспорта, или внедрением новых механизмов, которые смогут удовлетворить возросшие потребности российского бизнеса», — считает эксперт.

Демонстрационные павильоны

В прошлом году количество демонстрационно-дегустационных павильонов товаров российского агропромышленного комплекса (АПК) увеличилось с четырех до шести. Сегодня отечественные экспортеры имеют возможность представлять свою продукцию в Китае, Вьетнаме, ОАЭ, Египте, Турции и Саудовской Аравии.

Павильоны — удобный выход на новые рынки со всесторонней поддержкой профессиональных операторов. Среди основных преимуществ можно выделить бесплатную инфраструктуру, продвижение и маркетинговую поддержку со стороны РЭЦ, поиск потенциальных покупателей, а также помощь в проведении промоакций.

В зарубежных павильонах представлены сельскохозяйственное сырье и продукты переработки. В их числе, например, иван-чай и мед, готовая мясная продукция, крабы, различные напитки, в том числе минеральная вода, молочная и ореховая продукция.

Отметим, что в программе участвуют как крупные опытные экспортеры, так и небольшие предприятия и индивидуальные предприниматели, которые только начинают развивать экспортное направление.

Изменение курса: как прошел 2022 год для российских экспортеров
ТАСС

Лучшие из лучших

Благодаря национальному проекту учрежден всероссийский конкурс «Экспортер года». Он проводится среди предприятий крупного, малого и среднего бизнеса, индивидуальных предпринимателей, чтобы отметить их достижения в области несырьевого неэнергетического экспорта. Победителей определяет федеральная конкурсная комиссия из представителей профильных министерств, институтов развития и крупнейших бизнес-сообществ.

В прошлом году в соревновании появились три новые номинации: «Ответственный экспортер ESG», «Лучшая женщина-экспортер» и «Лучший молодой предприниматель-экспортер».

В результате голосования выбрали победителей в 19 номинациях. Торжественное награждение состоялось в октябре на форуме «Сделано в России» в Москве.

Женщины в деле

Цифровая платформа «Мой экспорт» обеспечивает бизнесу онлайн-доступ к государственным и другим услугам, сопровождающим выход компаний на внешние рынки. В 24 сервисах предпринимателям доступны 106 уникальных услуг по четырем направлениям: государственные услуги, меры поддержки, бизнес-сервисы и аналитика. Отметим, что за два года работы цифровой платформы количество представленных на ней услуг увеличилось в 7,5 раза.

Выросло и число зарегистрированных на платформе компаний. По данным РЭЦ, за восемь месяцев 2022 года экспортеров стало больше на 1% в сравнении с аналогичным периодом 2021-го и превысило 55 тыс. При этом число женщин-экспортеров в России за это время увеличилось на 8% и достигло почти 10 тыс.

Изменение курса: как прошел 2022 год для российских экспортеров

Например, башкирский агрокомплекс «Авилат», который занимается растениеводством на открытом и защищенном грунте, возглавляет многодетная мать Шафоат Хабибрахманова. В теплицах там выращивают огурцы и томаты, в полях — пшеницу, подсолнечник, рапс, сахарную свеклу, ячмень, рожь. Компания отправляет свою продукцию в Казахстан, а сейчас ищет партнеров в Турции и Китае.

«С 2020 года мы активно начали работать в экспортном направлении. В первую очередь, наши сотрудники прошли несколько программ обучений. Используя программы господдержки, мы впервые отправили семена технической конопли в Казахстан, и сегодня эта страна — наш постоянный клиент и покупатель», — рассказала предпринимательница.

Кстати, в прошлом году РЭЦ запустил проект «Почему женщины экспортируют» — пошаговый разбор реальных кейсов выхода на внешние рынки по онлайн-каналам от успешных предпринимательниц, а также учредил новую — женскую — номинацию в конкурсе «Экспортер года».

Подпишитесь на новости национального проекта