
Ирина Стражеско: человек сам рулит своей траекторией старения
Почему мы стареем, как перепрограммировать старение и почему будущее за медициной долголетия, нашему порталу рассказала заместитель директора по трансляционной медицине Российского геронтологического научно-клинического центра, доктор медицинских наук, профессор Ирина Стражеско. Это направление развивается при поддержке нацпроекта «Новые технологии сбережения здоровья», стартовавшего в 2025 году.
— Что такое медицина здорового долголетия, на которой вы специализируетесь?
— Медицина здорового долголетия занимается замедлением старения, продлением периода активной и здоровой жизни человека. Ее задача — не просто предотвращение болезней, а сохранение высокого качества жизни и функциональности организма в пожилом возрасте. Это относительно новая область и следующая ступень после превентивной медицины.
— В чем ее отличие от превентивной медицины?
— Превентивная медицина сосредоточена на выявлении и снижении рисков конкретных заболеваний, например, инфаркта миокарда, рака, диабета, а медицина долголетия стремится влиять на фундаментальные механизмы старения. Подход основан на геронауке, доказавшей, что в основе старения и всех возраст-ассоциированных заболеваний — общие биологические процессы. Воздействуя на них, можно отсрочить или даже предотвратить сразу целый спектр заболеваний.
Задача медицины долголетия — не просто предотвращение болезней, а сохранение высокого качества жизни и функциональности организма в пожилом возрасте
Методы медицины долголетия более технологичны. Они включают анализ биомаркеров старения, метаболическую (показания обмена веществ) и когнитивную оценку (способность получать, обрабатывать и использовать информацию), генетическое тестирование. А также применение ИИ для создания «часов старения» и персонализированных планов его замедления. Основное отличие в подходе: если превентивная медицина реагирует на риски, то медицина долголетия действует проактивно, стремится вмешаться до их появления.
Обычная медицина спрашивает: «Что вас беспокоит?», а медицина долголетия: «Как вы хотите чувствовать себя в 60, 70, 90 и что мы можем сделать уже сейчас?»

— Может ли медицина долголетия изменить здравоохранение?
— Да, и радикально. Медицина долголетия не просто добавляет новые процедуры, она меняет саму модель здравоохранения: от лечения болезней к поддержанию здоровья и функциональности на клеточном уровне. 80% расходов на здравоохранение в развитых странах связаны с хроническими болезнями (диабет, инсульт, болезнь Альцгеймера и другие), которые можно отсрочить или замедлить, воздействуя на старение. Роль врача от лечения болезни сместится к управлению жизненной траекторией пациента. Появятся специалисты по долголетию, работающие с ИИ, биомаркерами, вопросами питания и стресса.
— Как развивается медицина долголетия в вашем центре?
— Мы уже 15 лет изучаем старение человека. В нашем центре создан институт изучения старения, трансляционная клиника медицины здорового долголетия. Мы проводим множество исследований на тему долгожительства. Одно из важнейших — исследование RUSS-AGE: изучаем сценарии старения здоровых людей начиная с 18 лет. Работу будем вести на протяжении долгого времени, чтобы видеть все процессы в динамике.
Такое исследование мы проводим в России впервые, и его результаты очень важны. Люди, проживающие в разных странах, разных местностях, стареют по-разному — везде своя специфика. Поэтому так важны собственные исследования, чтобы знать особенности старения жителей нашей страны. По их результатам мы разработали 10 оригинальных калькуляторов биологического возраста разных органов. Также проводим исследование по влиянию комплекса геропротективных вмешательств — увеличение активности, изменения в режиме питания и сна и так далее — на скорость старения человека.
Еще одно масштабное направление — исследование долгожителей, людей, наилучшим образом реализовавших свою генетическую программу. Предмет изучения — вклад генетики и особенностей образа жизни в успешное долголетие. В исследовании участвуют уже 5000 долгожителей из 7 регионов России.
Главная задача — сократить пропасть между фундаментальными исследованиями и клиническими, между врачами и биогеронтологами. Мы должны понимать язык друг друга, ставить общие задачи и совместно их решать, чтобы сделать медицину долголетия доступной и понятной большинству людей.
В наших фундаментальных лабораториях создают новые геропротективные молекулы, изучают механизмы старения. Сотрудники клинических лабораторий проводят исследования в области медицины долголетия.
Весь наш опыт и знания мы используем в Трансляционной клинике медицины здорового долголетия, где работает мультидисциплинарная команда врачей. У нас есть программы по изучению скорости старения и по замедлению старения сердечно-сосудистой системы, мозга, мышц и костей. В ближайшее время наши возможности будут расширяться благодаря новым калькуляторам старения, основанным на данных исследования RUSS-AGE.

— Почему мы стареем?
— Механизмов старения много — доказано уже 15. Один из важнейших — системное воспаление, не связанное с травмами или инфекциями и протекающее практически незаметно на протяжении всей жизни человека. С возрастом иммунная система борется с повреждениями клеток и тканей все менее эффективно, что приводит к их накоплению и ухудшению функций организма. Это, в свою очередь, ведет к старению и повышает риск развития возраст-ассоциированных заболеваний.
Еще один механизм старения — снижение выработки энергии в клетках из-за митохондриальной дисфункции. С возрастом сокращается длина теломер, расположенных на концах хромосом, — это показывает, что клетки уже не обновляются с прежней скоростью. Нарушается механизм аутофагии, естественный процесс регенерации и обновления, и в организме начинают накапливаться старые клетки.
— Можем ли мы как-то замедлить эти процессы?
— Основные методы связаны с воздействием на механизмы старения. Здоровые питание и сон, физическая активность, снижение уровня стресса — универсальные способы, они замедляют все процессы, ведущие к старению.
Старение — это не просто возраст, а потеря функций. Физическая активность — способ эти функции сохранить
Но есть нюансы. Например, «клеточную уборку», обновление клеток стимулируют интервальным голоданием, физической активностью, а также кофеином и куркумином — это универсальные средства, которые положительно влияют на все процессы в организме. Так что кофе полезен, но в умеренных количествах, не больше 2–4 чашечек в день. А куркумин содержится во всем известной куркуме. Добирать его из еды гораздо лучше, чем из капсул. Для лучшего усвоения куркуму надо смешать с жиром и подвергнуть термической обработке — как принято, например, в индийской кухне, где ее обжаривают на масле, а потом уже добавляют в блюдо. Куркума полезна, если употреблять не больше пары чайных ложек в день. Во всем важна умеренность, золотая середина. Даже полезные молекулы дадут обратную реакцию, если их будет слишком много.
То же и с интервальным голоданием — прежде чем начинать, необходимо проконсультироваться с врачом, чтобы не создать себе медицинские проблемы.
Некоторые способы оздоровления в большей степени влияют на какие-то определенные механизмы старения. Например, аэробная нагрузка, интервальные тренировки и нутрицевтики обеспечивают митохондриальную поддержку. Есть также проверенный метод снижения окислительного стресса с помощью антиоксидантов, которые содержатся в ягодах, зелени, оливковом масле, а также вырабатываются в организме при умеренных физических нагрузках.
— Можно ли оценить скорость старения организма?
— Мы не можем говорить об управлении процессом, если не знаем, как его оценить количественно. В медицине долголетия такой инструмент есть. Это оценка биологического возраста, показателя, отражающего, насколько быстро стареет организм. Он отличается от паспортного возраста и может варьироваться в зависимости от образа жизни, метаболизма, уровня воспаления и других факторов.

— Что такое биологический возраст и чем он отличается от хронологического?
— Хронологический возраст — это ваш возраст по паспорту. Биологический — это то, сколько «лет» вашему телу на самом деле. Он показывает, насколько изношены и как быстро стареют ваши органы. Например, вам 45 лет, но вы регулярно тренируетесь, питаетесь сбалансированно, не курите и хорошо спите. Ваш биологический возраст может быть 38 лет. А если наоборот — хронический стресс, ожирение и гиподинамия, то биологический возраст может быть 55+, несмотря на паспортные 45.
Искусственный интеллект использует данные о биологическом возрасте человека, чтобы определить функциональное состояние его организма, скорость старения. Но это изменчивый показатель — сегодня человек устал, не выспался, переживает и его биологический возраст увеличился, а через неделю он отдохнет, выспится и помолодеет.
Биологический возраст — динамичный показатель, как старение, которое может ускоряться или замедляться. И замеряя время от времени биологический возраст, мы можем оценивать эффективность управления процессом.
— Почему нужно измерять биологический возраст?
— Это точный параметр для прогнозирования риска развития заболеваний. Зная биологический возраст, можно оценить эффективность геропротективных вмешательств, замедляющих процессы старения — от утренней зарядки и нормализации сна до генной инженерии. Наконец, это мощный мотивационный инструмент. Видимый эффект «омоложения» стимулирует нас к здоровым привычкам.
— Как измеряют биологический возраст?
— Современная наука предлагает несколько подходов. Это анализ крови на биомаркеры: воспалительные маркеры, глюкозу, липиды, креатинин, альбумин и т. д. Также мы можем провести функциональные тесты: оценить силу мышц, выносливость, когнитивные функции. Наиболее точный метод — использование «часов старения» или калькуляторов биологического возраста, которые создают на основе обработанных с помощью искусственного интеллекта «больших данных».
Существуют разнообразные «часы старения». Измерить биологический возраст можно, основываясь на результатах общего и биохимического анализов крови, на основе теста микробиома, функциональных тестов — скорости ходьбы, скорости выполнения когнитивных задач. Есть разные варианты — от самых простых до самых сложных. В перспективе — создание часов старения для каждого органа.
Наиболее точную картину дает учет эпигенетических показателей. В каждой клетке — одинаковый набор генов, какие-то «включены», какие-то «выключены». Это включение/выключение определяют метильные метки, а процесс называется метилированием генов. Пока организм молод, у генов, запускающих процесс старения, есть метильные метки, подавляющие их активность. Под влиянием неблагоприятных факторов метильные метки с вредоносных генов снимаются. Они начинают работать и запускают процесс старения.
Эпигенетические часы оценивают количество заметилированных генов — чем ниже этот показатель, тем вы старше. Так по геному определяют биологический возраст человека. Это точный, но сложный и дорогостоящий процесс.

— Как нужно питаться, чтобы замедлить старение?
— Важно, чтобы питание тормозило воспалительный процесс. Лучшая доказательная база — у средиземноморской диеты, которая состоит из овощей, фруктов, оливкового масла, орехов, рыбы, цельнозерновых продуктов, небольшого количества красного вина и почти не содержит переработанных продуктов. Такое питание снижает риск сердечно-сосудистых заболеваний, улучшает когнитивную функцию, снижает уровень воспаления и биомаркеры старения.
Действенный способ — интервальное голодание. Это не про что есть, а когда. Разумеется, питание должно быть полноценным и разнообразным. Интервальное голодание можно проводить в режиме 16:8 (8 часов ешь как обычно, 16 часов — голодаешь), а также 5:2 (5 дней ешь, 2 дня голодаешь). Интервальное голодание стимулирует аутофагию — «клеточную уборку», повышает чувствительность к инсулину, таким образом снижая риск диабета, а также замедляет возрастные изменения мозга.
Действенный метод — диета с пониженной калорийностью, подразумевающая снижение общего калоража на 15–30% без дефицита витаминов и белка. У животных питание по такому режиму продлевает жизнь на 20–50%, у людей способствует улучшению метаболизма, уменьшает воспаление и биомаркеры старения. Но перед тем, как пробовать на себе голодание или диету, необходимо консультироваться с врачом. Организм человека индивидуален.
— Сейчас рекламируют столько разных методов омоложения — голодные диеты, чудо-таблетки. Это работает?
— Жесткие детоксы, диеты с сильным дефицитом, чудо-таблетки и «антиэйдж-смузи» не дают долговременного эффекта и могут вредить. По-настоящему работает изменение привычек и всего образа жизни на более здоровый.
— Если говорить о физической нагрузке, то какие занятия наиболее эффективны?
— Физическая нагрузка — один из самых мощных и доступных способов замедлить старение, улучшить работу клеток, мозга и митохондрий. Лучше всего сочетать разные виды тренировок. Силовые упражнения предотвращают саркопению — возрастную потерю мышечной массы и силы, а также улучшают гормональный профиль. Аэробные нагрузки поддерживают когнитивную функцию, снижают воспаление. Упражнения на гибкость и баланс уменьшают стресс и риск падений. Интервальные тренировки повышают митохондриальную функцию. Также интервальные тренировки делают нас более выносливыми, но переходить к ним стоит, если уже есть физическая подготовка.
Наилучший подход — комбинация разных видов физических упражнений. Например, в неделю рекомендуют сочетать от 150 минут умеренной аэробной активности, две силовые тренировки и ежедневную растяжку. Старение — это не просто возраст, а потеря функций. Физическая активность — способ эти функции сохранить.
— Насколько возможность стать долгожителем зависит от генетики?
— Генетика определяет около 20–25% продолжительности жизни. Остальное — образ жизни, поведение и окружающая среда. Это убедительно показали научные исследования близнецов. Даже долгожительство у родителей не гарантирует детям долголетие, если они не придерживаются здорового образа жизни, который и определяет работу генов.

— Получается, что вредные привычки повреждают гены?
— Гены «включаются» и «выключаются» в зависимости от образа жизни. Например, функции генов долголетия можно активизировать или подавить. Длина теломер, концевых участков хромосом, состоящих из повторяющихся последовательностей ДНК, определяет возможность клеток делиться и имеет важное значение в клеточном старении. С каждым делением теломеры укорачиваются. Как только они достигают критически малых значений, клетка уже не может делиться и становится старой — сeнесцентной, такие называют «зомби-клетками». Они накапливаются и становятся источником хронического воспаления, передавая воспалительные сигналы другим клеткам.
Если теломеры достаточно длинные, то на повреждение тканей они отвечают делением клеток. От нашего образа жизни во многом зависит длина теломеров и как долго они сохраняют способность делиться, восстанавливая наши органы и ткани. Так же, как активизация «плохих» генов и торможение работы «хороших».
Генетика определяет около 20–25% продолжительности жизни. Остальное — образ жизни, поведение и окружающая среда
В результате люди со слабой генетикой, но здоровым образом жизни живут дольше, чем те, кто разрушает здоровую наследственность вредными привычками. Вопрос регуляции работы генов — поле взаимодействия генетики и образа жизни. Гены дают старт, но человек сам рулит своей траекторией старения. Даже при неблагоприятной генетике можно достичь долголетия, если вести здоровый образ жизни.
— Есть ли инновационные методы, которые позволяют замедлить процесс старения?
— Частично «перепрограммировать» старение можно. Есть несколько способов — от эпигенетических вмешательств до использования клеточных технологий, которые позволяют изменить биологические процессы в клетке и «откатить» ее к более молодому состоянию.
Возможность эпигенетического перепрограммирования (Yamanaka-факторы) подтвердили в 2006 году. Взрослые клетки можно вернуть в состояние «нулевого» возраста. Японский ученый открыл четыре белка, которые в эксперименте при добавлении к культуре клеток возвращали уровень их метилирования к эмбриональному состоянию. Таким образом он доказал, что клетку можно омолодить внешним воздействием, процесс обратим, и с этим связаны надежды на клеточную терапию. Клетку можно вернуть к состоянию «нулевого» возраста, а затем превратить в любую другую. Например, в клетку миокарда, и заменить ей утраченную — сердце будет работать лучше.
Но в этой универсальности нулевой клетки кроется и опасность — она способна стать какой угодно, например, раковой. Важно получить возможность проводить такое обновление без потери клеточной идентичности.
Еще один метод — удаление «зомби-клеток». Они стареют и отравляют окружающие клетки через воспалительные сигналы. Уже получены данные, что некоторые препараты помогают удалить эти клетки у мышей и улучшать функции сердца, легких, почек.
В фундаментальных исследованиях изучили несколько сотен молекул и получили отличные результаты. К сожалению, добиться их в отношении человеческого организма пока удается нечасто. Еще предстоит провести клинические исследования по специально созданным протоколам с использованием калькуляторов биологического возраста, чтобы доказать их способность замедлять старение у человека.
Важно понимать, что все эти результаты — только эксперимент и тема для дальнейших исследований, как такие методы могут действовать в человеческом организме. Процент трансляции, то есть шанс успешно повторить такой опыт на человеке, равен 10%. Пока волшебного средства не существует. Важно запомнить, что старение — это процесс, который мы сами можем перепрограммировать уже сегодня, но не таблеткой, а набором правильных решений.
А мы напоминаем, что благодаря комплексу мер «Новые технологии сбережения здоровья» медицинские исследования и разработки становятся эффективнее. Создаются условия для их использования на практике. Одна из основных целей — достижение технологического суверенитета в производстве лекарственных препаратов, продуктов тканевой инженерии и медицинских изделий. Обновленные нацпроекты реализуются по решению Президента РФ Владимира Путина с 2025 года.
Подпишитесь на новости национального проекта