
Игры разума: какие обучающие проекты связаны с искусственным интеллектом
Школьники, студенты и действующие специалисты участвуют в образовательных проектах в сфере искусственного интеллекта (ИИ), которые этим летом проходят по всей стране. Главная цель обучающих программ, разработанных при поддержке федпроекта «Искусственный интеллект» национального проекта «Цифровая экономика», — поиск и привлечение талантливых специалистов, которые потом активно включатся в процесс цифровой трансформации российской экономики.
«Президентом поставлена задача обеспечить рост экономики. Внедрение ИИ в корпоративные и технологические процессы компаний будет способствовать повышению производительности труда в целом. И тогда мы сможем достичь необходимых показателей», — заявил заместитель министра экономического развития Максим Колесников на Петербургском международном экономическом форуме.
Подробнее об образовательных проектах для айтишников и о том, как принять в них участие, читайте в нашем материале.
Билет в мир высоких технологий
Одна из главных площадок для подростков, увлеченных ИИ, — Всероссийская олимпиада по искусственному интеллекту. С 1 июля по 9 сентября проводится ее тренировочный этап. В нем могут принять участие все желающие. Но возможность пройти в следующие этапы соревнований получат лишь ученики 8–11-х классов.
Тренировочные упражнения можно найти на официальном сайте олимпиады. Их составили на основе задач предыдущих сезонов. Там же можно посмотреть видеозаписи, которые помогут не только подготовиться к предстоящим испытаниям, но и больше узнать о том, как проходит олимпиада.
«Это уникальная возможность, позволяющая каждому участнику подготовиться к отборочному этапу, больше узнать о новых технологиях в сфере искусственного интеллекта. Не сомневаюсь, что олимпиада, которая проводится с 2021 года, может стать для ребят билетом в мир высоких технологий», — делится мнением член оргкомитета, директор департамента цифровой трансформации и больших данных Министерства просвещения РФ Андрей Горобец.
Не сомневаюсь, что олимпиада, которая проводится с 2021 года, может стать для ребят билетом в мир высоких технологий
В 2023 году около 16 тысяч школьников подали заявки на участие в конкурсе. Среди них было много учеников центров «Точка роста», «Кванториум» и «IT-куб», которые созданы в соответствии с целями национальных проектов «Образование» и «Цифровая экономика».
В прошлом сезоне победителями и призерами стали 12 школьников. Выпускники могут получить дополнительные баллы при поступлении в вузы. Такие бонусы готовы предоставить более 50 высших учебных заведений страны, в том числе Высшая школа экономики (ВШЭ), Московский физико-технический институт (МФТИ) и другие.
«Эта победа стала для меня действительно уникальным шансом приблизиться к мечте. Особенно если вспомнить, как трудно было моим одноклассникам, которые поступали в университеты на основе результатов ЕГЭ. Я приобрел бесценный опыт, участвовал в разработке сервисов для двух крупнейших банков. Искренне желаю новичкам не волноваться и не бояться реализовывать свои идеи, так как творчество в сфере искусственного интеллекта всегда приветствуется», — отмечает выпускник Балашихинского лицея Илья Гринюк, ставший абсолютным лидером олимпиады в 2023 году.
Регистрация участников основных этапов пройдет с 9 сентября по 6 октября. Финалистов ждут очные соревнования, а в перерывах между конкурсами для них проведут экскурсии в ведущие ИТ-компании и лекции о достижениях в области ИИ и машинного обучения.

Кейс для цифрового прорыва
Еще одним крупным соревнованием в сфере информационных технологий (ИТ) является хакатон. Это состязание, в котором программисты на скорость решают поставленные задачи. Сейчас в разгаре четвертый сезон проекта «Цифровой прорыв. Сезон: Искусственный интеллект».
Перед командами из 3-5 человек ставят задачу написать код с применением ИИ. Они должны помочь анализировать большие объемы данных в самых разных отраслях: от промышленности и сельского хозяйства до здравоохранения и госуправления. На решение кейсов отводится от 42 до 48 часов.
Партнеры хакатона ставят перед участниками задачи, связанные с цифровой трансформацией. Среди них — представители Минстроя, Минприроды, Росстандарта, Центробанка, Росатома и других организаций. В итоге заказчики получают более 20 вариантов решения.
«За четыре сезона проекта в нем приняли участие более 35 тысяч человек. С каждым годом „Цифровой прорыв“ набирает популярность. Например, на окружной хакатон Северо-Кавказского федерального округа, который закончился 7 июля в Грозном, зарегистрировались 880 человек. Все конкурсы проводятся в гибридном формате, это позволяет привлечь представителей разных регионов», — рассказывает Дарья Микаелян, руководитель отдела цифровых проектов АНО «Россия — страна возможностей», которая является оператором мероприятия.
За четыре сезона проекта в нем приняли участие более 35 тысяч человек. С каждым годом «Цифровой прорыв» набирает популярность
Более 60% участников хакатонов — это молодые люди от 18 до 25 лет. Однако присоединиться к процессу могут и специалисты старше 50 лет, а также школьники, которым уже исполнилось 14.
Обычно на таких соревнованиях крупные компании ищут себе будущих сотрудников. Победители же не остаются без выгодного предложения о работе. К примеру, Егор Богданов из Нижнего Тагила в прошлом году вместе со своей командой разработал «умный график» для сдачи объектов. Проект оказался настолько полезным, что департамент строительства Москвы сразу же предложил Егору работу.
«Если рабочие не успевают выполнить часть работ, это влечет задержку всей стройки. Мы должны были разработать модель, которая поможет избежать этих рисков. Изучив примеры досрочной сдачи объектов, мы вывели параметры, повлиявшие на такое развитие событий. При помощи них получилось найти резервы для оптимизации рабочих процессов», — объясняет суть своего проекта Егор Богданов.
Разработки 21-летних братьев-близнецов из Хабаровска Марьяна и Богдана Рощупкины сейчас активно используют заказчики.
«У нас сформировалась опытная команда, четверо участников уже устроились на работу до хакатонов, а для пятого — именно соревнования стали стартовой площадкой. Кстати, когда мой брат сообщил работодателю, что является призером хакатонов, это стало весомым аргументом, а другому нашему коллеге благодаря этому обстоятельству повысили зарплату», — делится достижениями Богдан Рощупкин.

Бакалавры и магистры за партой
Хорошо известна в среде ИТ-специалистов и ежегодная Летняя школа машинного обучения Сколтеха (SMILES). В начале августа в Царском Селе под Санкт-Петербургом состоится 12-дневный интенсивный курс, где молодые специалисты будут изучать современные направления в машинном обучении и применять их для решения сложных инженерных задач. Школу открыли специально для бакалавров, магистров и аспирантов, активно вовлеченных в сферу ИИ.
«Это подготовка ИТ-элиты — тех, кто сможет сам возглавить группы разработчиков и решать сложные инженерные задачи с помощью ИИ. При этом мы рассматриваем на будущее возможность расширить тематику и формат занятий. С учетом растущего интереса к технологиям искусственного интеллекта среди студентов и уже работающих специалистов мы, возможно, будем отдельно организовывать школы с разным отраслевым уклоном двух уровней — более и менее продвинутого», — отмечает профессор Евгений Бурнаев, директор Центра прикладного ИИ (Сколтех) и научный руководитель Летней школы машинного обучения SMILES.
В этом году курс будет посвящен современным направлениям машинного обучения. В программе — практические семинары, мастер-классы и лекции от представителей ведущих вузов, таких как Сколтех, Высшая школа экономики и МФТИ. Также к обучению дистанционно подключатся 300 участников со всей страны. Они представят жюри свои проекты.
Чтобы показать уровень своей компетенции и доказать заинтересованность в ИИ, претендентам на очное обучение этого сезона предложили разобрать пять аналитических статей о машинном обучении.
«Именно таких участников — высокомотивированных и с хорошей фундаментальной базой — мы ждем на SMILES. Полученные знания они смогут применить и в работе над проектами на хакатонах и потом в своей работе. В рамках школы мы попутно решаем задачу „стыковки“ лучших молодых специалистов с представителями индустрии высоких технологий. Надеюсь, что их сотрудничество продолжится и потом», — поясняет старший преподаватель Сколтеха Алексей Зайцев, руководящий курсом SMILES-2024.
В этом сезоне участники школы научатся составлять резюме и портфолио, чтобы заинтересовать работодателей. Несколько выпускников предыдущих сезонов школы SMILES уже имеют опыт работы в Центре прикладного ИИ и готовы поделиться своими знаниями и навыками с другими участниками. Они станут кураторами и проведут лекции для новичков.
Напомним, что благодаря национальному проекту «Цифровая экономика» более ста вузов страны запустили 36 бакалаврских и 86 магистерских программ для подготовки разработчиков в сфере искусственного интеллекта. Уже выпустились более 17,6 тыс. специалистов. Кроме того, 12 исследовательских центров в сфере ИИ получили гранты на разработку прикладных технологических решений и обучение профильных специалистов. Подробнее о проекте можно прочитать здесь.
Подпишитесь на новости национального проекта