ФГУП «Атомфлот»

Гордость России: арктический флот пополнился новым атомным ледоколом

Главный арктический судоходный маршрут в России — Северный морской путь. Он протянулся на 5,6 тыс. км от пролива Карские Ворота у архипелага Новая Земля на западе до мыса Дежнева на Чукотке на востоке. 

Этот логистический коридор имеет огромное значение как для нашей страны, так и для всего мира. По нему в том числе доставляют строительные и пиломатериалы, технику, сжиженный природный газ, нефть, социально значимые продукты.

За 2023 год по Северному морскому пути перевезли рекордные 36,2 млн тонн грузов. Транспортировка товаров из нашей страны в Азию и обратно при этом занимает гораздо меньше времени, чем по традиционному маршруту через Суэцкий канал. Например, транзит между Мурманском и портами Японии благодаря Северному морскому пути сокращается с 37 до 18 дней.

Залог развития перевозок через Арктику — атомные ледоколы, которые безопасно проводят суда сквозь льды. По национальному проекту «‎Модернизация транспортной инфраструктуры» в последние годы ледокольный флот обновляют и пополняют. 13 декабря очередной стальной гигант «Якутия» успешно завершил ходовые испытания, и сегодня его официально ввели в эксплуатацию. Базироваться судно будет в Мурманске.‎

Пополнение флота

Новый ледокол «Якутия» — это уже четвертый атомоход, построенный по проекту 22220. 

На сегодняшний день атомоходы проекта 22220 являются самыми крупными и мощными в своем классе 

Главная их задача — обеспечивать круглогодичную навигацию на западном участке Северного морского пути, от Мурманска до Дудинки на Енисее.

Ледоколы проекта 22220 строятся по заказу «Росатома» в Санкт-Петербурге, на Балтийском заводе Объединенной судостроительной корпорации (ОСК). Проект этих судов также был разработан в Северной столице. В частности, в конструкторском бюро «Айсберг», где в 1950-х годах был создан первый в мире атомный ледокол «Ленин».

Головное судно проекта 22220 — ледокол «Арктика» — было заложено в 2013 году и спущено на воду летом 2016-го. С декабря 2020 года ледокол начал совершать рейсы по Северному морскому пути. Два года спустя к «Арктике» присоединились «Сибирь» и «Урал». В 2022-м на воду был также спущен и ледокол «Якутия». Поскольку только корпус атомохода весит более 60 тысяч тонн, его пятиуровневая надстройка монтируется уже на плаву. Из-за этого процесс от спуска на воду до начала ходовых испытаний и ввода в эксплуатацию может занять несколько лет.

Экипаж и грузы

Длина ледоколов проекта 22220 — 173 метра, а ширина — 34 метра. На их палубе легко уместились бы 12 стандартных баскетбольных площадок, даже осталось бы свободное пространство. Над водой эти судна возвышаются на 57 метров, словно 20-этажные дома. А край их борта находится примерно на высоте пятого этажа. 

Управляют этим судном 53 человека — в 2,5 раза меньше, чем на ледоколах прошлого поколения. При этом на борту размещены 120 комфортных кают. Офицеры живут по одному, остальной экипаж — парами. Кроме того, команде доступны тренажерный и спортивный залы, бассейн и сауна. 

Когда ледокол находится в море, попасть на берег или вернуться на борт можно на вертолете. Для этого на судне есть посадочная площадка и ангар, рассчитанные на два типа вертолетов: 12-метровый Ка-32 и 18-метровый Ми-8МТВ. Оба предназначены для поисково-спасательных операций и тушения пожаров.

На случай чрезвычайной ситуации на борту ледокола предусмотрены четыре шлюпки, каждая из которых может вместить 65 человек, а также 12 спасательных плотов, способных принять по 25 человек каждый. Помимо этого, наготове всегда находится еще одна дежурная шлюпка, которая придет на помощь, если кто-то окажется за бортом. 

Гордость России: арктический флот пополнился новым атомным ледоколом
ФГУП «Атомфлот»

На носу судна расположены два электрогидравлических крана-манипулятора. Их используют для погрузки провизии, аварийно-спасательных работ и подъема людей со льда. Управлять 15-метровыми стрелами можно как из кабины, так и дистанционно — с переносного пульта. За раз кран способен перенести до трех тонн груза. 

Кроме того, на корме есть отдельный грузовой кран с телескопической стрелой, увеличивающейся до 25 метров. С ее помощью можно поднимать до 16 тонн. Этот же кран применяется для спуска на воду и подъема бортовых катеров, а также для ремонта и замены гребных винтов. 

На палубе судна можно разместить пять 20-футовых и восемь 10-футовых контейнеров. В зависимости от высоты и ширины объем каждого контейнера может составлять от 33,2 до 38,9 кубометра для 20-футовых и от 16,5 до 18,7 кубометра для 10-футовых.

Также для осмотров подводной части судна, его очистки и сварки предусмотрено водолазное устройство. Рабочих на специальной огороженной площадке спускают краном-балкой на глубину до 12 метров. 

Для всех лебедок на борту ледокола используются материалы, которые выдерживают морозы до -50 °C и не ржавеют под воздействием влажного и соленого морского воздуха. А еще краны снабжены интеллектуальным комплексом промывки рабочих узлов маслом, у которого автоматически регулируется температура.

Высокая проходимость

Атомоходы проекта 22220 могут преодолевать льды толщиной до трех метров. Это существенно больше, чем у ледоколов предыдущего поколения.

Одна из особенностей таких ледоколов — двойной корпус. На уровне льда на внешней оболочке создан пятиметровый укрепленный пояс. Если остальной корпус выполнен из трехсантиметровой хладостойкой стали, то в этой зоне ее толщина на 1,6 см больше. Кроме того, специальная краска помогает уменьшить трение и улучшить ходовые качества судна.

Для защиты корпуса от обмерзания используется пневмообмыв. Мощный компрессор подает воздух как раз в том месте, где днище образует угол и переходит в борт. Эта система также позволяет увеличить скорость ледокола и экономить топливо: ‎воздушная подушка немного снижает трение воды.‎

Между внешним и внутренним корпусами ледоколов находится балласт, который позволяет им изменять осадку. Ледоколы могут набирать воду и погружаться глубже, чтобы быть более устойчивыми на морской волне. Когда необходимо зайти в относительно мелкие реки, запас воды сбрасывают, что позволяет ледоколу всплыть. В зависимости от ситуации под водой остается от 9 до 10,5 метра корпуса. Ледоколы могут быстро погрузиться или всплыть, затрачивая на это не более четырех часов.

Такая способность кардинально отличает новые атомоходы от предшественников. Раньше на трассах Северного морского пути использовали два разных типа ледоколов, которые делили обязанности между собой. Построенные по проекту 10521 «Ямал» и «50 лет Победы» с осадкой 10,5–11 метров проводили корабли по основной трассе. А вот в устьях рек и мелководных прибрежных зонах эстафету перенимали «Таймыр» и «Вайгач» с осадкой 8,1 метра, созданные по проекту 10580. 

Так что современные атомоходы 22220, такие как новая «‎Якутия», в буквальном смысле работают за двоих. По оценке «‎Росатома»‎, эта универсальность позволяет снизить затраты на ледокольную проводку кораблей в 1,5–1,8 раза.‎

Источник энергии

Сердце ледоколов проекта 22220 — двухреакторная ядерная установка «РИТМ-200». Она подает энергию на три электродвигателя с валовыми приводами. Мощность каждого из двигателей — 20 МВт. На конце валов расположены четырехлопастные винты диаметром 6,2 метра. 

Разработали «‎РИТМ-200»‎ в Нижнем Новгороде в Опытном конструкторском бюро машиностроения имени И. И. Африкантова. Производят реакторы в Московской области на заводе «ЗиО-Подольск». Генераторы и электродвигатели в свою очередь изготавливают в Санкт-Петербурге на базе Центрального научно-исследовательского института судовой электротехники и технологии и инжинирингового центра «‎Русэлпром»‎. А стальные валы создают на Балтийском заводе — там же, где непосредственно строятся ледоколы. 

Зимой 2023 года специалисты ОКБМ им. И. И. Африкантова были удостоены премии правительства Российской Федерации в области науки и техники за проектирование реактора «РИТМ-200». 

Ее вес оказался вдвое меньше, чем у аналогичных систем, которые применялись на ледоколах предыдущего поколения. При этом реактор стал в полтора раза компактнее, а мощность увеличилась на 25 МВт. Срок службы по сравнению с аналогами увеличился с 25–33 до 40 лет.

Одной загрузки топлива новым атомоходам достаточно, чтобы работать семь лет

Паротурбинные установки для «РИТМ-200» спроектировали на заводе «‎Киров-Энергомаш»‎ в Санкт-Петербурге. Там же их и производят. При разработке тоже не обошлось без инноваций: потребовалось радикально изменить подходы к обеспечению высокой скорости и надежности системы управления турбогенераторами. 

Так специалисты смогли добиться, чтобы во время движения ледокола турбины постоянно вращались строго с определенной скоростью. Без этого в судовой электросети не удалось бы поддерживать необходимую частоту тока.

Гордость России: арктический флот пополнился новым атомным ледоколом
ФГУП «Атомфлот»

Флот продолжат обновлять

Сейчас на Балтийском заводе по проекту 22220 уже строятся еще два ледокола — «Чукотка» и «Ленинград». А в 2025 году планируется заложить «Сталинград». В конце ноября «‎Чукотку», которая станет следующим, пятым подобным атомоходом, работающим в Арктике, уже спустили на воду. Завершить работы над судном планируется через несколько лет.

Помимо этого, в Приморье на судостроительном комплексе «Звезда» в Большом Камне с 2020 года строится первый атомный ледокол проекта 10510 — «Россия».

Как и «‎младших братьев», ‎ атомоход разработали в ЦКБ «‎Айсберг»‎‎ в Санкт-Петербурге. Новый флагман ледокольного флота будет почти на 36 метров длиннее, 13,7 метра шире и мощнее, чем суда проекта 22220. Ядерную установку «‎РИТМ-200» для «‎России»‎‎ значительно усовершенствовали, создав модель следующего поколения — «‎РИТМ-400». Общая мощность электродвигателей на ней уже не 60, а 120 МВт. 

Такие технические характеристики позволят атомоходу проходить через льды толщиной до 4,3 метра. Как отмечает главный конструктор Владимир Воробьев, разработавший проект 10510, настолько мощной корки на Северном морском пути просто не встречается.

Когда «‎Россию» введут в эксплуатацию, она будет работать к востоку от Обской губы — в море Лаптевых, Восточно-Сибирском и Чукотском морях. Сейчас главное препятствие для этого представляет сложная ледовая обстановка на востоке Севморпути, из-за которой проводить суда от Чукотки до Енисея с февраля по май невозможно.

Будущее Северного морского пути

Президент Владимир Путин уверен: мощные отечественные ледоколы — одно из воплощений индустриального, научного, кадрового и технологического потенциала нашей страны.

«Именно так, на базе собственных технологий и прорывных научных решений, должна развиваться вся отечественная экономика», — подчеркивает глава государства. 

От укрепления ледокольного флота страны прямо зависит реализация наших планов по наращиванию грузопотока на трассах Северного морского пути 

«От этого же зависит реализация планов по обустройству арктических территорий. Здесь у нас, как известно, амбициозные цели. Работы впереди много», — подытожил Президент.

К 2030 году грузооборот по Севморпути предстоит нарастить до 100 млн тонн. Этот маршрут станет опорой «грузового каркаса» России. Только с универсальными атомными ледоколами наша страна сможет в полной мере открыть миру все возможности и преимущества транспортировки грузов через Арктику.

Как отметил премьер-министр Михаил Мишустин, для нашей страны масштабное обновление транспорта — уникальная возможность сделать рывок, преодолев множество серьезных вызовов в очень короткие сроки. В этом году нацпроект «Модернизация транспортной инфраструктуры» завершается, но уже с 1 января ему на смену придет новая программа — «Эффективная транспортная система». 

Усилия будут сосредоточены на создании единой транспортной сети, удобной и доступной для всех. Этого удастся добиться за счет модернизации существующих объектов транспортной инфраструктуры и строительства новых. Перевозки пассажиров и грузов внутри страны станут комфортнее и быстрее.

Инновация, которая ожидается на Северном морском пути, — создание профильной федеральной цифровой экосистемы. Она позволит оформлять разрешения на проход судов, получать информацию о погодных условиях, расположении судов и ледоколов, загруженности портов, времени заключения и исполнения контрактов. Это сделает логистический коридор более удобным и предсказуемым для всех, кто хочет отправить по нему товары. «‎Росатом» как единый ‎морской оператор уже разрабатывает пилотный проект и, возможно, запустит его еще до Нового года.

Подпишитесь на новости национального проекта