Игорь Агеенко/РИА Новости

Голубые дороги: как нацпроект помогает развивать в России речные маршруты

Жители России все чаще пользуются водным транспортом — как для путешествий, так и для обычных поездок. В 2024 году им воспользовались свыше 12 млн человек — на полтора миллиона больше, чем в 2023-м. Тенденция сохраняется: в январе–марте пассажирские перевозки на речных судах выросли на 84,5% по сравнению с прошлым годом. Кроме того, почти 450 тыс. человек в 2024 году отправились в круизы — в основном по европейской части страны. Такие туры организуют и по сибирским рекам, например по Енисею. 

Водным транспортом в 2024 году воспользовались свыше 12 млн человек, что на 1,5 млн больше, чем в 2023-м

Развивать внутренние водные пути помогает нацпроект «Эффективная транспортная система». На реках углубляют дно и модернизируют гидротехнические сооружения, например, там, где русло перегораживают плотины гидроэлектростанций, ремонтируют и строят дополнительные шлюзы для пропуска судов. Эти меры помогают обеспечить стабильную навигацию в течение всего сезона.

Среди самых значимых проектов — строительство Багаевского и реконструкция Городецкого гидроузлов. 

Стабильное судоходство на Дону

Еще в прошлом веке в бассейнах Невы, Волги и Дона начали создавать так называемую Единую глубоководную систему (ЕГС). Это сеть маршрутов, которая позволяет судам перемещаться между Балтийским, Белым, Каспийским, Азовским и Черным морями, а также всеми крупными городами и портами, расположенными на реках, озерах и каналах. Главная особенность ЕГС в том, что на значительной части пути глубина составляет 4 м. Именно столько нужно, чтобы по реке могли пройти крупные суда класса «река-море».

Сейчас создание Единой глубоководной системы близится к завершению. Одно из немногих оставшихся узких мест, которое пока не соответствует нужным параметрам, — низовья Дона в Ростовской области. Больше всего сложностей возникает на 85-километровом участке между гидроузлом в районе станицы Кочетовской и островом Арпачинским.

Скоро на базе острова появится новый гидроузел — Багаевский. Он дополнит существующий каскад таких сооружений и станет ближайшим к Ростову-на-Дону. Построить водосборную плотину и шлюзы в этом месте планировали еще в 1980-х, но тогда проект так и не реализовали. Теперь к этой идее вернулись и воплощают ее в жизнь.

На первом из двух шлюзов уже завершили бетонирование основных конструкций. А на водосборной плотине специалисты ведут пусконаладочные работы. Для будущих работников гидроузла на правом берегу Дона построили поселок. В нем 32 жилых дома и административные здания, мастерские и очистные сооружения.

Арпачинский остров расположен посередине реки и удобно делит ее на два рукава. Пока в одном идет стройка, другой углубили и используют для судоходства. Когда начнется возведение второго шлюза, навигация пойдет через первый. Ну а рыба сможет обходить перекрытый участок через специальный пропускной канал.

Первый этап строительства планируют завершить в этом году. Сейчас над проектом работают свыше 1,3 тыс. человек и почти 90 единиц техники. Ожидается, что благодаря шлюзу пропускная способность на этом участке Дона вырастет до 19 тыс. судов в год. Навигация станет стабильнее и безопаснее.

Голубые дороги: как нацпроект помогает развивать в России речные маршруты
Антон Вергун/РИА Новости

Избавить Волгу от пробок

Еще одна зона, где в обозримом будущем улучшится судоходство, — участок на Волге между Городцом и Нижним Новгородом протяженностью более 50 км.

Сейчас уровень воды в шлюзах Городецкого гидроузла зависит от наполненности расположенного выше по течению Рыбинского водохранилища. Суда в Городце «‎прокатываются» на волне, которая образуется при спуске воды на ГЭС в Рыбинске. В хорошие годы такие волны создают через определенные промежутки времени. Чем меньше воды, тем дольше перерыв между волнами. В засушливое время, когда спуск воды сильно ограничен, судоходство на этом участке приходится приостанавливать. Пассажиров и грузы в это время перевозят по суше.

Чтобы решить проблему, Городецкий гидроузел модернизируют. Сейчас идет реконструкция действующих шлюзов № 15 и 16, а также строительство дополнительной камеры судоходного канала от Городца до Нижнего Новгорода.

Пока для шлюза № 15 строят вторую камеру, а также реконструируют его нижние ворота и водопроводные галереи, 16-й шлюз используют для прохода судов. Это позволяет вести работы, не останавливая навигацию. Всего на стройплощадке работают более тысячи специалистов и около 130 единиц техники.

Полностью завершить работы планируют к концу 2026 года. После модернизации грузооборот через Городецкий гидроузел, как ожидается, вырастет с 5 млн до 20 млн тонн в год. Города на Средней Волге станут доступнее для круизных судов из Москвы и Санкт-Петербурга. Путешествовать в обратном направлении тоже станет удобнее.

Путешествовать по Волге из Москвы и Санкт-Петербурга с конца 2026 года станет удобнее

По воде с ветерком

В приволжских районах Нижегородской области, Татарстана и Чувашии речной транспорт развит лучше, чем где-либо в России. Именно там в прошлом году стали возрождать скоростные межрегиональные пассажирские перевозки по воде.

Один из маршрутов, по которому возобновили перевозки, пролегает от Нижнего Новгорода и Ярославля. Преодолеть расстояние между этими городами по воде можно за 9 часов 10 минут. В пути судно с подводными крыльями «‎Метеор» делает несколько 10-минутных остановок: в Чкаловске, Юрьевце, Кинешме и Костроме. ‎

Правда, пока рейсы между Нижним Новгородом и Ярославлем нерегулярные. Наладить расписание мешают сложности, связанные с навигацией через Городец. Когда модернизацию гидроузла закончат, проблема решится.

В прошлом году судами на подводных крыльях уже воспользовались ‎33 тыс. человек. В этом сезоне Росморречфлот ожидает, что показатель вырастет еще на 18 тыс.

Нарастить поток на внутренних водных путях поможет нацпроект «‎Эффективная транспортная система».‎

Подпишитесь на новости национального проекта