
«Голубое топливо»: зачем в России популяризируют автомобили на газу
Вице-премьер Виктория Абрамченко в январе 2022 года поручила Минэнерго проработать вопрос корректировки объема потребления газа в качестве моторного топлива в городах-участниках федерального проекта «Чистый воздух», который входит в нацпроект «Экология». Министерство должно совместно с регионами определить новые показатели исходя из климатических особенностей и состояния инфраструктуры на каждой приоритетной территории.
Где ожидаются изменения и почему это важно, расскажем в нашей статье.
Каких регионов коснется инициатива
Сейчас в федеральном проекте «Чистый воздух» участвуют 12 городов: Братск, Красноярск, Липецк, Магнитогорск, Медногорск, Нижний Тагил, Новокузнецк, Норильск, Омск, Челябинск, Череповец и Чита.
В 2022 году этот список могут дополнить еще 22 города. О намерении заняться улучшением в них качества воздуха активно шла речь во время Петербургского международного экономического форума в июне 2021 года. В обширный список кандидатов попали в том числе Астрахань, Барнаул, Бийск, Гусиноозерск, Искитим, Кызыл, Салават, Селенгинск, Стерлитамак, Улан-Удэ, Черногорск и Южно-Сахалинск. За счет них география «Чистого воздуха» может расшириться с 10 до 18 регионов.
Годовой объем потребления газа в качестве моторного топлива изначально был одним из дополнительных показателей федерального проекта. Предполагается, что по сравнению с 2018-м к 2024 году объем потребления удастся увеличить на 219 миллионов кубометров. В рамках нынешней инициативы целевые показатели потребления для большинства городов-участников федерального проекта предполагается увеличить ориентировочно на 30%.
Вместе с усилиями, которые будут приложены, чтобы к 2024 году в России не осталось ни одного города с высоким уровнем загрязнения воздуха, повышение популярности газа в качестве топлива должно снизить объем вредных выбросов в крупных промышленных центрах не менее чем на 20%.
По данным руководителя «Чистого воздуха» и первого замминистра природы Константина Цыганова, в 2021 году удалось снизить объем выбросов загрязняющих веществ более чем на 100 тысяч тонн. На экономическую модернизацию производств выделили около 370 миллиардов рублей.

Как много в России автомобилей на газу
А что же газомоторное топливо? По данным «Газпрома», если в 2014 году объем его потребления в России не превышал 400 млн кубометров, то сегодня этот показатель вырос уже до 1,4 миллиардов кубометров — в 3,5 раза. По итогам 2020 года, согласно данным Минэнерго, в рамках подпрограммы «Развитие рынка газомоторного топлива» госпрограммы «Развитие энергетики» в регионах работали более 600 заправок. Карту метановых и пропановых заправок можно найти, например, здесь.
Однако в общем объеме продаж моторного топлива доля розничной продажи газа все еще невелика. Согласно данным Росстата в 2020 году она составила всего 3,5%. На конец 2019 года из более чем 48,4 миллиона легковых автомобилей в РФ использовать природный газ в качестве топлива могли лишь чуть более миллиона машин. Из более чем 6,5 миллиона грузовиков — около 390 тысяч. Из почти 870 тысяч автобусов — менее 72 тысяч.
Популярнее всего газ в Северо-Кавказском федеральном округе. Там, по данным Росстата, в 2020 году доля газа составляла 9,7%. В отдельно взятой Чечне — 26,3%. Но, увы, из 34 городов, которые уже участвуют в федеральном проекте «Чистый воздух» или планируют подключиться к нему в обозримом будущем, в СКФО не расположен ни один.
В Сибирском федеральном округе, на который приходится львиная доля нынешних и будущих участников федпроекта, ситуация лишь немного лучше, чем в среднем по стране. С 2015 по 2020 год доля газа в общем объеме продаж моторного топлива здесь выросла с 2,5 до 3,8%, то есть на 1,3%. В Иркутской области, которая особенно важна для федерального проекта (к Братску планируют присоединиться Иркутск, Зима, Свирск, Усолье-Сибирское, Черемхово, Шелехов) в 2020 году показатель составлял 0,8%.
Сапожник без сапог
На примере Иркутской области отлично видно, как отказаться от использования бензина и дизеля в качестве автомобильного топлива мешает отсутствие инфраструктуры. Несмотря на то, что именно в этом регионе находится одно из крупнейших в России месторождений газа, уровень даже бытовой газификации в Иркутской области долгое время оставался невысоким — всего 8,2%, причем в основном за счет городов. Во всем Сибирском федеральном округе на 1 января 2021 года он составлял 16,8% и был самым незначительным в России.
В 2018 году совместно с Газпромом руководству Иркутской области наконец удалось определить дорожную карту первого этапа газификации. И теперь к 2025 году ситуация в регионе наконец должна измениться в лучшую сторону. В сентябре 2021 года «Газпром» и Иркутская область подписали совместную пятилетнюю программу развития газоснабжения и газификации региона. В ее основе — завершение строительства газопровода от Ковыктинского месторождения, расположенного в 500 км от Братска и 700 км от Иркутска. Именно сюда, к крупнейшим запасам газа на Востоке России, в конце 2022 года придет западный конец магистрального газопровода «Сила Сибири».

С развитием газопровода и повышением уровня газификации в Иркутской области станет целесообразно и строительство криогенных автомобильных заправочных станций. В свою очередь, с их появлением — то есть с появлением инфраструктуры — препятствия на пути перехода машин на газовое топливо выйдут в принципиально иную плоскость. С этого момента одной из основных задач станет наращивание парка техники, способной работать на газу, за счет переоборудования имеющегося автопарка, конструирования отечественных моделей (они уже есть у АвтоВАЗа, ГАЗа, КамАЗа, МАЗа, «Урала» и многих других российских производителей) или импорта. Кроме того, возрастет спрос на специалистов, которые умеют обслуживать подобную технику.
Чем выгодно использование газа в качестве автомобильного топлива
В отличие от бензина и пропана, которые получают из нефти, природному газу не нужна переработка, чтобы его можно было использовать в качестве топлива. И это, конечно, отражается на цене. По данным «Газпрома», с начала 2022 года стоимость сжатого метана выросла на полпроцента. Однако по состоянию на февраль природный газ все равно являлся самым доступным топливом в России. На заправках «Газпрома» он стоил 20 рублей 85 копеек за литр, в то время как цена на самый дешевый бензин АИ-92 была более чем в два раза выше — 47 рублей 58 копеек за литр.
При этом расход природного газа эквивалентен расходу бензина. Так что при расходе 8 л/км и среднем годовом пробеге 17,5 тыс. км владелец машины на газу при таких ценах на топливо может сэкономить почти 58,5 тыс. рублей. Это важно и для общественного транспорта, ведь стоимость проезда зависит в том числе и от расходов на заправки автобусов, маршруток и такси. Хотя нельзя не отметить, что сами автомобили на газовом топливе дороже традиционных.
Благодаря чистому составу топлива срок службы двигателя, работающего на природном газу, в полтора раза выше — в двигателе не остается сажа. Состав выхлопных газов тоже чище. При сжигании метана почти не образуется оксида азота, оксида углерода (угарного газа) и бензапирена. В выхлопах автомобиля, работающего на метане, в пять раз меньше вредных веществ, чем у бензиновых аналогов.
Именно из-за экологичности природного газа как автомобильного топлива ему решено уделять больше внимания в рамках федерального проекта «Чистый воздух» и не только. Действующая с 2018 года подпрограмма Минэнерго РФ «Развитие рынка газомоторного топлива» не ограничивается регионами, в которых действует федеральный проект. А в обозримом будущем эта подпрограмма и сама может стать федеральным проектом и частью нацпроекта «Экология».
Возможность использовать в России машину, работающую на бензине или на более экологичном метане, пока что зависит не только от желания автолюбителей, но и от уровня развития инфраструктуры в их родном регионе. Но у любого жителя нашей страны есть иные возможности внести свой вклад в борьбу за чистый воздух. Например, можно сажать деревья, которые как губки будут забирать из атмосферы вредные примеси и парниковый углекислый газ, а взамен отдавать кислород. Сделать мир вокруг во всех смыслах зеленее можно, присоединившись к всероссийским акциям «Сохраним лес» и «Сад памяти», которые проходят при поддержке нацпроекта «Экология».
Подпишитесь на новости национального проекта