
Где родился: почему выпускники колледжей ХМАО остаются работать в регионе
В этом году системе среднего профессионально-технического образования в нашей стране исполнилось 80 лет. Развитие колледжей и техникумов и дальше будет оставаться одной из ключевых задач государственной политики в сфере образования, в частности до 2030 года продолжится реализация федерального проекта «Молодые профессионалы», входящего в состав национального проекта «Образование». Благодаря ему сегодня в стране обновляется материально-техническая база, закупается новое оборудование и строятся современные мастерские, отвечающие международным стандартам. Как студенты получают прибыльную профессию недалеко от дома и даже в самых удаленных районах учатся на современном оборудовании, корреспондент портала национальныепроекты.рф выяснил, посетив ряд учреждений Ханты-Мансийского автономного округа.
Поселок городского типа Междуреченское Кондинского района ХМАО совсем небольшой — в нем всего чуть более 10 тыс. жителей. В населенном пункте помимо двух общеобразовательных школ есть агропромышленный колледж. Его создание, по словам замдиректора Любови Каргаполовой, было необходимо: сюда съезжаются учащиеся со всего района из сел, в том числе тех, откуда можно добраться исключительно на вертолете. Через Междуреченский также проходит железная дорога из Екатеринбурга, поэтому из деревень Свердловской области некоторые абитуриенты едут поступать не в столицу ХМАО Ханты-Мансийск или крупнейший в округе город Сургут, а именно в Междуреченский.
«В колледже обучаются 485 студентов. В этом году конкурс был на все специальности от полутора до двух человек на место. Для нас это уже большой показатель, говорящий о том, что колледж востребован, профессии и специальности пользуются спросом среди абитуриентов», — говорит Каргаполова.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
При этом многих своих преподавателей колледж вырастил самостоятельно: каждый четвертый мастер производственного обучения — местный выпускник. «После армии пришел сюда, переобучился на педагога и пошел работать мастером производственного обучения», — рассказывает бывший выпускник, а сегодня преподаватель дисциплины «ремонт и обслуживание легковых автомобилей» Андрей Черепанов.
Параллельно с работой молодой человек заочно получает высшее образование в одном из вузов Тольятти, но намерен остаться в родном поселке и продолжать работу в колледже. «В Саранске был, в Тюмени, в Екатеринбурге — везде работал. Но условия для работы здесь лучше, чем в других регионах. Все равно дома роднее и комфортнее: где родился, там и пригодился», — отмечает он.
Кондинский район — единственный во всем округе пригодный для развития сельского хозяйства, потому подготовке кадров в этой сфере самим колледжем и руководством региона уделяется большое внимание. В частности, в учреждении постоянно обновляется оборудование, совершенствуется техника, в том числе за счет региональных и федеральных грантов в рамках нацпроекта «Образование».
«За последний год мы выиграли три региональных гранта, а также федеральный грант на оснащение в 2021 году четырех мастерских сельскохозяйственного направления на 17,8 млн рублей», — рассказала замдиректора.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Так, мастерская колледжа по эксплуатации сельскохозяйственной техники, по словам ее заведующего, мастера производственного обучения и дипломированного агронома Михаила Адамовича, полностью соответствует международному стандарту WorldSkills — здесь есть все необходимое для проведения не только демонстрационного экзамена, который сегодня сдают все больше и больше студентов, но и различных окружных этапов чемпионата профессионального мастерства.
Гордостью мастерской в колледже называют немецкий трактор John Deere, который стоит порядка 8 млн рублей: для сравнения, на эти деньги можно оснастить целую мастерскую. Обучать будущих специалистов на таком современном оборудовании просто необходимо, говорит педагог, ведь от этого зависит их успешное трудоустройство.
«Очень часто молодые люди, которые учатся на сельхознаправлении — трактористы, машинисты, — востребованы очень много где: даже если они не идут пахать землю, они устраиваются в нефтяную промышленность, в Росавтодор, едут работать вахтовым методом», — объясняет замдиректора колледжа.
На занятиях студенты не только разбирают и собирают тракторы, учатся их водить, но и узнают, как использовать цифровые технологии в сельском хозяйстве, например учатся работать с так называемым агронавигатором. С помощью этого устройства можно запрограммировать точный маршрут движения трактора или комбайна по полю.
«Цифровые технологии идут вперед. С помощью карты мы переносим координаты необходимого нам поля в агронавигатор и в дальнейшем можем работать на этом поле хоть ночью — мы никогда не потеряемся: GPS потом устанавливают на сам трактор, и он едет по проложенному на компьютере маршруту», — объясняет принцип Адамович.
По его словам, такая технология позволяет использовать максимум возможностей поля во время пахоты, экономить на топливе и удобрениях, а также облегчает работу механизаторам.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Однако если сельское хозяйство для региона не основное направление, то нефтяная промышленность ключевая для ХМАО, а сам округ — один из ведущих производителей нефти в стране. Кадры в сфере нефтедобычи и всего, что с ней связано (транспортное обеспечение, логистика, техническое обслуживание), готовят не только в столице ХМАО и Сургуте, но и в малых городах, например в Урае. Город, в котором проживают около 45 тыс. человек, расположен всего в 120 км от поселка Междуреченский и в 430 км от Ханты-Мансийска.
Местный политехнический колледж, по словам его замдиректора Татьяны Кислицыной, — единственный крупный поставщик всех образовательных услуг в городе: он осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов, на его базе организованы кружки и секции для студентов и идет переобучение для потерявших работу во время пандемии коронавируса специалистов, а также профориентационные мероприятия для школьников по проекту «Билет в будущее», который проводится в стране в рамках нацпроекта «Образование».
Большинство специальностей и дисциплин в учреждении соответствуют приоритетным направлениям развития экономики самого города и округа — это, в частности, «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», «машиностроение и металлообработка», «сварщик». По этим и другим приоритетным направлениям доля выпускников составляет почти 90%.
«В этом году конкурс на бюджетное место — 2,7 человека, средний балл — почти 4. Например, на дошкольное образование каждый год средний балл превышает 4. Традиционно высокий конкурс на направление разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений», — говорит Кислицына.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Сегодня, отмечают в колледже, дети и родители понимают, что высшее образование вовсе не единственный путь хорошо трудоустроиться. «Система СПО дает достаточно высокий базовый уровень образования, и при этом есть возможность получить рабочую профессию. Студенты проходят практику на предприятиях города, знают, как работают эти предприятия, какая на них зарплата, корпоративная культура, и остаются в городе», — объясняет замдиректора.
Так, чтобы стать нефтяниками, жителям Урая не обязательно поступать в Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина в Москве. Учеба в колледже открывает возможность не только получить престижную и высокооплачиваемую профессию, но и учиться и работать в родном городе.
«Во-первых, чтобы никуда не ездить и учиться сразу здесь, на месте. Тем более что профессия нефтяника прибыльная: нефть в России всегда считалась важным объектом добычи и одним из основных источников», — говорят студенты второго курса направления «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
В числе партнеров колледжа ряд крупных городских предприятий, таких как ООО «Лукойл», ТПП «Урайнефтегаз», урайский филиал АО «Россети Тюмень». Они наблюдают за самыми успешными студентами и лучшим выпускникам сразу же предлагают работу.
«В «Урайэнерго» я не раз ходил на практику, а после получения диплома меня приняли туда на работу», — рассказывает выпускник колледжа электромонтер Иван Козлов. По его словам, благодаря многочисленным часам практики, устроившись на работу, он уже точно знал, что нужно делать, и забыть все, чему учили до этого, никто не просил.
Юрий Кукин
Поселок городского типа Междуреченское Кондинского района ХМАО совсем небольшой — в нем всего чуть более 10 тыс. жителей. В населенном пункте помимо двух общеобразовательных школ есть агропромышленный колледж. Его создание, по словам замдиректора Любови Каргаполовой, было необходимо: сюда съезжаются учащиеся со всего района из сел, в том числе тех, откуда можно добраться исключительно на вертолете. Через Междуреченский также проходит железная дорога из Екатеринбурга, поэтому из деревень Свердловской области некоторые абитуриенты едут поступать не в столицу ХМАО Ханты-Мансийск или крупнейший в округе город Сургут, а именно в Междуреченский.
«В колледже обучаются 485 студентов. В этом году конкурс был на все специальности от полутора до двух человек на место. Для нас это уже большой показатель, говорящий о том, что колледж востребован, профессии и специальности пользуются спросом среди абитуриентов», — говорит Каргаполова.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
При этом многих своих преподавателей колледж вырастил самостоятельно: каждый четвертый мастер производственного обучения — местный выпускник. «После армии пришел сюда, переобучился на педагога и пошел работать мастером производственного обучения», — рассказывает бывший выпускник, а сегодня преподаватель дисциплины «ремонт и обслуживание легковых автомобилей» Андрей Черепанов.
Параллельно с работой молодой человек заочно получает высшее образование в одном из вузов Тольятти, но намерен остаться в родном поселке и продолжать работу в колледже. «В Саранске был, в Тюмени, в Екатеринбурге — везде работал. Но условия для работы здесь лучше, чем в других регионах. Все равно дома роднее и комфортнее: где родился, там и пригодился», — отмечает он.
В соответствии со всеми международными стандартами
Кондинский район — единственный во всем округе пригодный для развития сельского хозяйства, потому подготовке кадров в этой сфере самим колледжем и руководством региона уделяется большое внимание. В частности, в учреждении постоянно обновляется оборудование, совершенствуется техника, в том числе за счет региональных и федеральных грантов в рамках нацпроекта «Образование».
«За последний год мы выиграли три региональных гранта, а также федеральный грант на оснащение в 2021 году четырех мастерских сельскохозяйственного направления на 17,8 млн рублей», — рассказала замдиректора.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Так, мастерская колледжа по эксплуатации сельскохозяйственной техники, по словам ее заведующего, мастера производственного обучения и дипломированного агронома Михаила Адамовича, полностью соответствует международному стандарту WorldSkills — здесь есть все необходимое для проведения не только демонстрационного экзамена, который сегодня сдают все больше и больше студентов, но и различных окружных этапов чемпионата профессионального мастерства.
Гордостью мастерской в колледже называют немецкий трактор John Deere, который стоит порядка 8 млн рублей: для сравнения, на эти деньги можно оснастить целую мастерскую. Обучать будущих специалистов на таком современном оборудовании просто необходимо, говорит педагог, ведь от этого зависит их успешное трудоустройство.
«Очень часто молодые люди, которые учатся на сельхознаправлении — трактористы, машинисты, — востребованы очень много где: даже если они не идут пахать землю, они устраиваются в нефтяную промышленность, в Росавтодор, едут работать вахтовым методом», — объясняет замдиректора колледжа.
На занятиях студенты не только разбирают и собирают тракторы, учатся их водить, но и узнают, как использовать цифровые технологии в сельском хозяйстве, например учатся работать с так называемым агронавигатором. С помощью этого устройства можно запрограммировать точный маршрут движения трактора или комбайна по полю.
«Цифровые технологии идут вперед. С помощью карты мы переносим координаты необходимого нам поля в агронавигатор и в дальнейшем можем работать на этом поле хоть ночью — мы никогда не потеряемся: GPS потом устанавливают на сам трактор, и он едет по проложенному на компьютере маршруту», — объясняет принцип Адамович.
По его словам, такая технология позволяет использовать максимум возможностей поля во время пахоты, экономить на топливе и удобрениях, а также облегчает работу механизаторам.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Подготовка по приоритетным отраслям
Однако если сельское хозяйство для региона не основное направление, то нефтяная промышленность ключевая для ХМАО, а сам округ — один из ведущих производителей нефти в стране. Кадры в сфере нефтедобычи и всего, что с ней связано (транспортное обеспечение, логистика, техническое обслуживание), готовят не только в столице ХМАО и Сургуте, но и в малых городах, например в Урае. Город, в котором проживают около 45 тыс. человек, расположен всего в 120 км от поселка Междуреченский и в 430 км от Ханты-Мансийска.
Местный политехнический колледж, по словам его замдиректора Татьяны Кислицыной, — единственный крупный поставщик всех образовательных услуг в городе: он осуществляет подготовку и повышение квалификации специалистов, на его базе организованы кружки и секции для студентов и идет переобучение для потерявших работу во время пандемии коронавируса специалистов, а также профориентационные мероприятия для школьников по проекту «Билет в будущее», который проводится в стране в рамках нацпроекта «Образование».
Большинство специальностей и дисциплин в учреждении соответствуют приоритетным направлениям развития экономики самого города и округа — это, в частности, «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений», «электромонтер по ремонту и обслуживанию электрооборудования (по отраслям)», «машиностроение и металлообработка», «сварщик». По этим и другим приоритетным направлениям доля выпускников составляет почти 90%.
«В этом году конкурс на бюджетное место — 2,7 человека, средний балл — почти 4. Например, на дошкольное образование каждый год средний балл превышает 4. Традиционно высокий конкурс на направление разработки и эксплуатации нефтегазовых месторождений», — говорит Кислицына.

Дмитрий Серебряков/ТАСС
Прибыльная профессия рядом с домом
Сегодня, отмечают в колледже, дети и родители понимают, что высшее образование вовсе не единственный путь хорошо трудоустроиться. «Система СПО дает достаточно высокий базовый уровень образования, и при этом есть возможность получить рабочую профессию. Студенты проходят практику на предприятиях города, знают, как работают эти предприятия, какая на них зарплата, корпоративная культура, и остаются в городе», — объясняет замдиректора.
Так, чтобы стать нефтяниками, жителям Урая не обязательно поступать в Российский государственный университет нефти и газа имени И.М. Губкина в Москве. Учеба в колледже открывает возможность не только получить престижную и высокооплачиваемую профессию, но и учиться и работать в родном городе.
«Во-первых, чтобы никуда не ездить и учиться сразу здесь, на месте. Тем более что профессия нефтяника прибыльная: нефть в России всегда считалась важным объектом добычи и одним из основных источников», — говорят студенты второго курса направления «разработка и эксплуатация нефтяных и газовых месторождений».
В числе партнеров колледжа ряд крупных городских предприятий, таких как ООО «Лукойл», ТПП «Урайнефтегаз», урайский филиал АО «Россети Тюмень». Они наблюдают за самыми успешными студентами и лучшим выпускникам сразу же предлагают работу.
«В «Урайэнерго» я не раз ходил на практику, а после получения диплома меня приняли туда на работу», — рассказывает выпускник колледжа электромонтер Иван Козлов. По его словам, благодаря многочисленным часам практики, устроившись на работу, он уже точно знал, что нужно делать, и забыть все, чему учили до этого, никто не просил.
Юрий Кукин
Подпишитесь на новости национального проекта