
Если быть точным: в России создают регистр пациентов с болезнью Альцгеймера
Вопросы деменции и когнитивных расстройств у пожилых людей все чаще волнуют медицинское и научное сообщество. На разных стадиях заболевания страдающие от этого недуга попадают в руки психиатров, неврологов и гериатров. Профильные специалисты предложили создать регистр пациентов с болезнью Альцгеймера. Они уверены, что точные цифры и исследования станут хорошим подспорьем в работе, а также продлят здоровье и активный образ жизни тысячам граждан старшего возраста. Кстати, в этом докторам помогают и меры поддержки нацпроекта «Демография», фокус внимания которого направлен на борьбу с возрастными изменениями и хроническими заболеваниями россиян.
О том, что думают ведущие ученые и медики по поводу создания единого регистра людей с болезнью Альцгеймера и как врачи планируют в дальнейшем облегчить симптомы деменции, рассказываем в нашем материале.
Благие начинания
Еще в 2022 году директор Российского геронтологического научно-клинического центра (РГНКЦ) Российского национального исследовательского медицинского университета (РНИМУ) им. Пирогова, главный внештатный гериатр Минздрава России Ольга Ткачева сообщила, что в РФ планируется создать регистр пациентов с болезнью Альцгеймера. По ее мнению, эта проблема назрела уже давно, ведь у врачей нет точной статистики распространения такого заболевания. При этом в мире каждый год выявляют около 10 млн новых случаев деменции, а среди причин смерти эта болезнь выходит на пятое место.
В мире ежегодно выявляют около 10 млн новых случаев деменции, а среди причин смерти эта болезнь выходит на пятое место
«У нас сейчас такой диагноз поставлен 2 млн человек, и это очень много. Формирование регистра подобных больных преследует несколько задач. Мы сможем планировать объемы диагностики, начинать лечение на ранней стадии», — подчеркнула Ткачева во время VII Всероссийского конгресса по геронтологии и гериатрии, который прошел 18–19 мая в Москве.
В течение года медики активно работали над созданием регистра, пытались подключить к процессу как можно больше регионов, чтобы получить актуальные данные о распространенности болезни и замедлить ее развитие. Хотя большое количество фондов, медицинских центров и профильных врачей поддержали идею, авторы инициативы столкнулись с рядом сложностей, в том числе финансовых.
«Мы обращались к главному внештатному специалисту по медицинской статистике Владимиру Стародубову, хотели изначально сделать большое эпидемиологическое исследование, но, к сожалению, для этого нужны большие финансовые вложения», — прокомментировала гериатр.
По ее словам, трудности связаны и с тем, что диагноз «деменция» имеют право ставить только психиатры, а «болезнь Альцгеймера» — не только они, но и неврологи с гериатрами. Эксперты хотели вначале подключить региональные центры, где уже занимаются нюансами таких заболеваний, например специализирующиеся на нарушениях памяти. Как пояснила Ткачева, она с коллегами планировала, что по мере того, как этот процесс наберет оборот и появятся первые результаты, медики уже обратятся в Минздрав России для получения финансирования и проведения масштабного эпидемиологического исследования.
Профессор кафедры нервных болезней и нейрохирургии лечебного факультета Первого МГМУ им. Сеченова, академик РАН Николай Яхно уверен, что подходы к составлению регистра должны быть скорректированы.
«Объем запланированных исследований весьма большой. Но почему мы говорим только о болезни Альцгеймера и не учитываем 1,5–2 млн возможных пожилых пациентов с сосудистой деменцией, болезнью Паркинсона, деменцией с тельцами Леви? Думаю, что более четкая постановка цели очень важна, иначе мы получим некую цифру, которая не будет подтверждена», — считает ученый.
По мнению академика, авторам проекта создания регистра следует для начала определиться с регионами и профильными медицинскими центрами, участвующими в этой работе. Кроме того, он видит необходимость расширения блока обследования пациентов с болезнью Альцгеймера. А в этом случае врачам для диагностики нужно использовать не только МРТ, но и специфичные лабораторные анализы и другие методы.

Учесть все нюансы
В свою очередь Ольга Ткачева отметила, что изначально предполагалось создать один большой регистр и включить туда пациентов со всеми расстройствами.
«В него могут подключиться при желании центры, выполняющие более высокотехнологичные методы обследования. Если регионы возьмутся за эту работу, то в идеале было бы составить список больных со всеми диагнозами, чтобы проследить, с какими жалобами люди приходят на прием по своему заболеванию», — объяснила гериатр.
Главный внештатный психиатр Минздрава России Светлана Шпорт согласилась с академиком Яхно и заметила, что включать в регистр пациентов только с болезнью Альцгеймера не совсем корректно и оптимально.
«В психиатрической практике мы ставим диагнозы действительно смешанных расстройств, включая деменцию. Помимо этого, сегодня врачи-неврологи не имеют права выставлять диагноз из группы F „Психические расстройства и расстройства поведения“. Поэтому, безусловно, регистр нужно расширить за счет деменции и привлечь к работе врачей-психиатров, иначе диагностика будет носить сомнительный характер, а исследование не сочтут объективным», — сказала Шпорт.
Она напомнила, что часто в медицинской практике происходят случаи «задвоенного диагноза», когда каждый узкоспециальный врач дает заключение, отличающееся от поставленного ранее другим доктором. В таком случае чрезвычайно сложно дифференцировать все нужные для регистра показатели.
«Мы готовы принять участие и поработать над проектом совместно. Но чтобы успешно реализовать эту идею, пилотных регионов должно быть немного. Кроме того, важно обратить пристальное внимание на диагностику и выработать единые критерии при постановке диагноза», — прокомментировала психиатр.
Когда старость в радость
В ходе VII Всероссийского конгресса по геронтологии и гериатрии директор РГНКЦ РНИМУ им. Пирогова, главный внештатный гериатр Минздрава России Ольга Ткачева сообщила, что иностранные коллеги уже зарегистрировали несколько лекарственных препаратов нового поколения от деменции на основе моноклональных антител. По ее словам, отечественные специалисты участвуют в клинических исследованиях и ждут, когда лекарства разрешат применять в нашей стране.
За границей уже зарегистрировано несколько лекарств от деменции
«Речь идет о моноклональных антителах к бета-амилоиду и тау-белку — это два патологических белка, которые откладываются в ткань мозга при болезни Альцгеймера. Такие препараты более эффективны, они замедляют прогрессирование симптоматики заболевания, сохраняют память, зрение и другие функции», — уточнила эксперт.
Поскольку в России продолжает расти продолжительность жизни, власти стараются удовлетворить потребности пожилых людей в специализированной помощи. Как отметил министр здравоохранения РФ Михаил Мурашко в приветственной речи участникам конгресса, в последние годы активно развивается гериатрическая служба — это предусмотрено Стратегией действий в интересах граждан старшего поколения в рамках нацпроекта «Демография». Для оказания амбулаторной помощи таким пациентам уже открыто более 1,2 тыс. гериатрических кабинетов. При этом почти на 25% по сравнению с 2021 годом увеличилось количество врачей-гериатров, а их подготовка введена в программы профильных вузов.
Подпишитесь на новости национального проекта