
Экспорт с огоньком: как производятся и куда поставляются российские спички
2 марта отмечается Международный день спички. В честь этого необычного праздника коммерческий директор Объединенной спичечной компании (ОСК) Михаил Закаменный рассказал порталу национальныепроекты.рф об успешных экспортных поставках российских спичек за рубеж, компенсации затрат на их транспортировку в рамках нацпроекта «Международная кооперация и экспорт» и почему в Афганистане пользуются только шпоновыми коробками.
Объединенная спичечная компания была создана в 2011 году и объединила три российские фабрики по производству спичек и спичечной соломки (полуфабрикат для производства спичек) — ФЭСКО в Вологодской области, «Белка-Фаворит» в Кировской области и «Победа» в Пензенской. Причем два последних предприятия были основаны в далеких 1909 и 1858 годах соответственно. Сейчас в ОСК работают 1500 человек.
Совокупный объем производства фабрик в год составляет 3 млрд коробков бытовых спичек и 113 млрд штук спичечной соломки. Как рассказал порталу Закаменный, 50% произведенных спичек и 100% соломки идет на экспорт — в Европу, Азию, Африку и Америку.
«Спичечная соломка — это продукт, который очень востребован за рубежом и экспортируется по всему миру в те государства, где нет или недостаточно своего леса. Таким образом, мы поддерживаем спичечное производство в таких странах, как Бразилия, Мексика, Перу, Гватемала, Египет, Эфиопия, Судан, Кения, Танзания и ЮАР», — сообщил Закаменный.
Объединенная спичечная компания
Как делают спички
Все фабрики ОСК оснащены современным оборудованием, в том числе 15 автоматическими линиями KL-4, на каждой из которых трудятся всего по семь человек.
«При этом на фабрике «Победа» мы сохранили эксклюзивное оборудование для производства шпоновых коробков. Продукция переносится со станка на станок вручную, и на этих линиях работает почти в два раза больше сотрудников, чем на автоматизированных, — отметил коммерческий директор компании. — 70% таких коробков уходит в Афганистан, где другие виды коробков не выдерживают местного климата, там очень жарко днем и холодно ночью. Еще 30% поставляется сложившемуся кругу покупателей в России, в основном в Пензенской области».
На производствах ОСК используется осина, которую закупают у лесозаготовительных компаний. В процессе лущения осинового чурака (специальная деревянная заготовка) — срезания верхнего слоя древесных волокон — получается шпон, который впоследствии рубится на соломку. Затем ее обрабатывают противотлеющим раствором, сушат и полируют. Для изготовления спичек на соломку наносят спичечную головку, а затем уже формируют спичечные коробки.
«На печатном оборудовании нарезаются из картона коробки, на них наносится печать, и из полиграфического цеха и лущильного все подается уже в сборочный цех, где и собирается готовый продукт», — добавил Закаменный.
Юлия Честнова/РИА Новости
Вопросы экологии
Закаменный рассказал, что компания стремится сделать свое производство максимально экологичным, в том числе работая только с теми поставщиками, которые занимаются лесовосстановлением.
«Мы стараемся максимально ничего не выбрасывать и любой вид отходов производства трансформировать в какой-то продукт, а если это невозможно, отправляем их на переработку на заводы, с которыми сотрудничаем», — отметил коммерческий директор ОСК.
Так, полимерную пленку, оставшуюся от производства, прессуют в кипы и отправляют на заводы, перерабатывающие отходы для получения вторсырья. Картонные отходы — обратно на фабрики, где до этого была закуплена готовая продукция.
«Часть древесных отходов мы расходуем в твердотопливных котельных на предприятиях, а часть перерабатываем в топливные брикеты и топливные гранулы (пеллеты) и также получаем готовый экспортный продукт», — добавил Закаменный.
Объединенная спичечная компания
Компенсация расходов
Будучи производителем товаров первой необходимости, ОСК решила воспользоваться поддержкой от государства в рамках национального проекта «Международная кооперация и экспорт». В частности, компенсировать до 80% фактически понесенных затрат на транспортировку продукции на внешние рынки в пределах установленных лимитов, но не более 11% стоимости перевезенной продукции. По данным Минпромторга, это одна из самых востребованных мер поддержки, особенно со стороны предприятий машиностроения, металлургии и лесопромышленного комплекса.
«Мы подали заявку на участие в субсидировании транспорта, пользуемся этим. В дальнейшем надеемся на появление еще такой меры поддержки, как возможность компенсировать часть затрат на закупку деталей для дорогостоящего оборудования в случае его ремонта», — поделился Закаменный.
Ксения Петрова
Подпишитесь на новости национального проекта