Экспорт российского вина вырос почти на 40% за последние 4 года

В 2019 году российские виноделы поставили за рубеж 7,3 тыс. т своей продукции на сумму свыше 10 млн долл. Благодаря нацпроекту «Международная кооперация и экспорт» компании расширяют географию поставок. Минпромторг, Минсельхоз и Российский экспортный центр помогли им стать участниками международных выставок, где производители смогли наладить контакт с потенциальными покупателями и заключить новые экспортные контракты. Специалисты Российского экспортного центра проконсультировали виноделов по вопросу качества продукции для потенциальных стран-покупателей. Также все представленные участники стали лауреатами окружных этапов всероссийской премии «Экспортер года» в своих регионах (в рамках нацпроекта проводится ежегодно).

В январе — июне 2020 года на внешние рынки поставлено 2,9 тыс. т продукции, что на 23% выше аналогичного прошлогоднего уровня. В денежном выражении экспорт за 6 месяцев увеличился на 15% — до 3,5 млн долл. Основная часть российского экспорта вина приходилась на ближнее зарубежье — Украину (51%), Беларусь (11%) и Казахстан (9,3%). 37,9% экспортных отгрузок отправлялось в Китай. Также российское вино закупали Германия, Израиль, Швейцария и ряд других стран.

Отмечен наибольший спрос на игристые вина: поставки выросли на 34%.

В Китае любят сухое, в Казахстане — десертное

Производственно-аграрное предприятие «Массандра» в 2019 году отправило на экспорт около 600 тыс. бутылок вина. По итогам первого полугодия текущего года объемы экспортных поставок выросли на 42% по сравнению с прошлогодним показателем.

Ежегодно с конвейера «Массандры» сходит от 15 до 20 млн бутылок вина. «Основной рынок сбыта — внутренний, поскольку продукция очень востребована на территории России, тем не менее часть продукции успешно отправляется на экспорт», — рассказала генеральный директор ПАО «Массандра» Янина Павленко.

В том числе предприятие работает с Китаем, первые поставки в эту страну начались летом 2016 года. «Традиционно Китай отдает предпочтение красным сухим винам, но, согласно озвученным нашими партнерами намерениям, уже готов попробовать и наши сухие белые», — отметила Павленко. В связи с пандемией коронавируса поставки в КНР не производились в течение полугода, однако летом были возобновлены.

Кроме того, экспорт идет в бывшие советские республики. «В Беларуси востребованы полусладкие, сухие вина, наши знаменитые десертные и ликерные группы. Далее -Казахстан, где упор делаем на десертные и крепкие вина, а также Киргизия — там востребован весь ассортимент», — перечислила Павленко.

По словам генерального директора, предприятие получает большое количество предложений от иностранных фирм, которые хотят импортировать вина в свои страны.

«Массандра» — одно из старейших винодельческих предприятий России, основанное в 1894 году князем Львом Голицыным в Крыму. Сегодня компания сохраняет традиции производства вина из собственного винограда. Виноградники занимают площадь порядка 4 тыс. га от Фороса до Судака — всего около 2 тыс. терруаров, каждый из которых уникален в силу разности почвенно-климатических условий.

Кроме головного завода, «Массандра» включает 8 филиалов. Ассортимент предприятия — около 100 наименований различных вин. Предприятие сохраняет традиции производства классических вин (многие марки ведут свою историю с позапрошлого века), а также является площадкой для экспериментов — фактически ни один из сезонов виноделия последних лет не проходит без создания новой марки.

Япония и дьюти-фри

ОАО «Агропромышленная фирма «Фанагория» — одно из крупнейших винодельческих предприятий России полного цикла производства: здесь производят саженцы, выращивают и перерабатывают виноград, выпускают несколько видов алкогольных напитков: тихие, игристые, ледяные, ликерные (десертные) вина, коньяки (бренди) и виноградную водку (чачу) под брендом «Фанагория» с защищенным географическим указанием — Кубань. Таманский полуостров и защищенным наименованием места происхождения — Сенной. С 2019 года на предприятии налажен выпуск сортовых виноградных соков. Годовой объем производства превышает 2 млн дал.

У предприятия одна из крупнейших в России сырьевых баз — виноградники площадью более 3,4 тыс. га, а также виноградный питомник (600 тыс. привитых саженцев в год). Ежегодно фанагорийские виноградари собирают до 30 тыс. т янтарной ягоды. Максимальный возраст лоз — 37 лет (посадка в 1982 г.).

Фанагорийские вина экспортируются в Китай, Германию, Японию и в магазины сети дьюти-фри.

Открытие Малайзии

ООО «Кубань-вино» производит тихие и игристые вина из собственного виноматериала. Объем экспорта продукции в ценах реализации за 2019 год составил 40 млн руб., доля экспорта превысила 2%. Объем экспорта увеличился на 10%. Впервые была отгружена продукция в Малайзию, Беларусь, Турцию, Норвегию, Китай.

В 2017 г. компания одной из первых прошла процедуру сертификации деловой репутации в системе добровольной сертификации «Сделано в России». Информация о компании размещена в реестре добросовестных экспортеров на сайте РЭЦ.

Подпишитесь на новости национального проекта