Юрий Смитюк/ТАСС

Экспорт на колесах: как развиваются поставки авто из России за рубеж

Грузовики КамАЗа, «УРАЛа» и других российских производителей можно встретить во многих странах мира. О том, как в современных условиях развивается экспорт автомобилей из России и как этому помогают меры нацпроекта «Международная кооперация и экспорт», читайте в материале портала национальныепроекты.рф.

Экспорт автомобилей из России (без учета спецтехники) за семь месяцев 2021 года достиг $1,093 млрд, увеличившись на 45,1% по сравнению с аналогичным периодом 2020 года, рассказал порталу директор по поддержке экспорта автомобилестроения и железнодорожной отрасли Российского экспортного центра (РЭЦ) Павел Бурлаченко. В натуральном выражении рост за отчетный период составил почти 38% (до 61,6 тыс. автомобилей).

В топ-10 стран, в которые идут экспортные поставки автомобилей из России, вошли Белоруссия, Казахстан, Узбекистан, Азербайджан, Армения, Германия, Украина, Чехия, Туркмения и Латвия.

По словам Бурлаченко, все производители автомобилей в России, как национальные, так и глобальные: КамАЗ, «Группа ГАЗ», «СОЛЛЕРС» (включая УАЗ, Ford и Mazda), «Фольксваген Груп Рус» (включая Skoda), Hyundai, Kia, Toyota и ПСМА — экспортируют свою продукцию.

Основным трендом на рынке экспорта автомобилей эксперт назвал увеличение доли поставок машинокомплектов, а не готовых автомобилей.

«Россия из сборочной производственной площадки для внутреннего рынка и ближнего пояса превращается в игрока глобальной автомобильной промышленности, осуществляя сборку по всему миру (в том числе и глобальные холдинги формируют машинокомплекты российского производства и собирают их в третьих странах)», — заявил он.

Экспорт на колесах: как развиваются поставки авто из России за рубеж
Станислав Красильников/ТАСС

Пользуются спросом

Автомобильный завод «УРАЛ» ведет свою экспортную деятельность уже на протяжения нескольких десятилетий. Еще со времен СССР автомобильная техника предприятия поставлялась во многие страны мира.

Основными экспортными рынками для автозавода сейчас являются страны Юго-Восточной Азии (Вьетнам, Филиппины, Лаос) и страны Африки (Эфиопия, Ангола, Египет). Как рассказали порталу в пресс-службе АЗ «УРАЛ», за первое полугодие 2021 года в страны дальнего зарубежья автозавод поставил приблизительно на 44% автомобилей меньше, чем за аналогичный период 2020 года. Связано это прежде всего с перераспределением подписанных контрактов. Большинство поставок автомобильной техники запланировано на второе полугодие 2021 года.

Всего же в 2021 году автозавод «УРАЛ», как ожидается, поставит в страны Дальнего Зарубежья порядка 1450 автомобилей, а на 2022 год запланировано увеличение количества автомобилей на 10%. Предприятие планирует и расширение географии продаж, а также выход на другие экспортные рынки. В ближайшем будущем рассматривается сотрудничество с некоторыми латиноамериканскими государствами и увеличение поставок автотехники в Южно-Африканскую Республику.

Основными экспортными рынками для КамАЗа остаются Казахстан, Туркменистан, Вьетнам и Узбекистан, общее же число стран-потребителей приближается к 50, говорится в сообщении компании. Причем в Казахстане доля рынка российского производителя за прошлый год выросла с 33 до 42%.

В мае КамАЗ прогнозировал, что его экспортные продажи в 2021 году составят порядка 5,5 тыс. автомобилей против 4,4 тыс. годом ранее.

Экспорт на колесах: как развиваются поставки авто из России за рубеж
Егор Алеев/ТАСС

Субсидии на транспортировку и другие меры

Среди сложностей, с которыми сталкиваются экспортеры автомобилей всего мира, Бурлаченко отметил волатильность рынка и снижение общей покупательной способности населения. Для российского автопрома также значимыми факторами являются тарифные и технические барьеры, добавил он.

«Автомобильная промышленность в целом просела на 30–40% за время пандемии, но нужно заметить, что наши потери не более 5–10%», — сказал эксперт.

При этом он подчеркнул, что предприятия отрасли автомобилестроения являются одними из самых активных и продвинутых пользователей мер поддержки, содержащихся в нацпроекте «Международная кооперация и экспорт». А сами эти инструменты регулярно дорабатываются под новые вызовы.

«В настоящее время вести экспортную деятельность в странах дальнего зарубежья становится все труднее, обостряется конкуренция, выстраиваются торговые и финансовые барьеры», — заявили порталу в пресс-службе АЗ «УРАЛ».

По данным предприятия, свои трудности доставляют и международные санкции, под которые подпадают как отдельные предприятия, так и целые государства. Так, некоторые крупные перевозчики отказывались транспортировать автотехнику, ссылаясь на введенные ограничения.

Из-за пандемии коронавируса продолжается и локдаун. Во многих странах произошло перераспределение бюджета на другие задачи. Отменяются многие запланированные закупки, в том числе и продукции завода. Также оказались разрушенными многие логистические цепочки. Например, из-за закрытия ряда портов в Китае увеличивается стоимость и, соответственно, сроки доставки продукции.

«В этих непростых условиях как никогда требуется поддержка государства. И специальные программы по поддержке экспорта из России призваны обеспечить выполнение этих целей», — подчеркнули на заводе.

Экспорт на колесах: как развиваются поставки авто из России за рубеж
Юрий Смитюк/ТАСС

В частности, имея в своем арсенале такой инструмент, как субсидия на транспортировку, которая составляет на сегодняшний день до 80% от стоимости доставки, предприятие может себе позволить удерживать конкурентоспособную цену, которая устраивает местного покупателя и не приведет к убыточности сделки для завода.

Кроме транспортной субсидии АЗ «УРАЛ» участвует в программе по субсидированию затрат на омологацию (улучшение технических характеристик. — Прим. ред.) продукции.

Так, каждая страна — потребитель автомобильной техники имеет свое собственное законодательство и требования к импортируемой продукции. Например, для поставок в страны с левосторонним движением требуются автомобили с правосторонним рулевым управлением.

«Семейство автомобилей «УРАЛ» насчитывает несколько десятков различных модификаций и создание для каждой модификации исполнения с правосторонним рулевым управлением требует временных затрат, привлечения трудовых ресурсов для проведения опытно-конструкторских работ и испытаний. И субсидирование затрат частично решает проблемы обеспечения этих работ для расширения наших возможностей на зарубежных рынках», — пояснили в пресс-службе.

Также правительство Челябинской области привлекает промышленные предприятия Южного Урала к реализации корпоративных программ повышения конкурентоспособности (КППК), чтобы обеспечить им доступ к льготному кредитованию. Помощь заключается в получении субсидий на транспортные перевозки, организации совместно с РЭЦ обучения начинающих экспортеров, сопровождения экспортных контрактов от идеи до выхода на новый рынок, поддержка экспорта услуг. И АЗ «УРАЛ» стал одним из четырех предприятий региона, заключивших с Минпромторгом России соглашение о реализации КППК. Главная цель — увеличить объемы экспорта седельных тягачей, специальных пассажирских транспортных средств, шасси, грузовиков и самосвалов в страны СНГ и дальнего зарубежья.

Подпишитесь на новости национального проекта