Всероссийский научно-исследовательский институт труда Минтруда России
Демография

Эксперт: службам занятости предстоит укрепить доверие к себе

Главная задача центров занятости — снижать риски безработицы в регионах. Благодаря нацпроекту «Демография» эти центры уйдут от своего традиционного формата и превратятся в современные кадровые агентства, способные оперативно реагировать на изменения в экономике и оказывать помощь клиентам максимально адресно.

О проекте модернизации службы занятости населения, который реализуется в нашей стране с 2019 года, и о том, как он изменит отношение россиян, в том числе молодежи, к этому институту, рассказал генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института труда Министерства труда России Дмитрий Платыгин.

— Расскажите, пожалуйста, в чем суть проекта?

В рамках проекта модернизации центры занятости получают новое оборудование и оснащение. Преображаются офисы и внешне: в них создается современное эргономичное пространство, максимально приспособленное для целей своей работы и комфортное для граждан.

Но главное — перестраивается сама технология работы: сегодня служба занятости становится посредником между соискателями, работодателями и образовательными учреждениями. И этот посредник уже не ограничивается оказанием отдельных услуг, а решает целый комплекс проблем с учетом конкретных ситуаций соискателей и бизнес-ситуаций работодателей.

Конечно, сотрудники продолжат заниматься трудоустройством граждан и помогать работодателям с подбором персонала. Но к их обязанностям добавляется помощь в составлении резюме, организация собеседования с работодателем, подготовка к такому собеседованию, консультирование по оценке возможностей соискателя и многое другое.

В центрах занятости помогут выбрать оптимальное для соискателя направление подготовки, при необходимости направят на переобучение или на переподготовку по имеющейся профессии.

Должно стать более продуктивным и сотрудничество центров занятости с образовательными учреждениями региона. Для них будет собираться и анализироваться информация о наиболее востребованных профессиях и навыках. Это поможет вузам и колледжам при корректировке их образовательных программ.

На федеральном уровне разрабатываются единые требования к работе региональных центров занятости. Например, принципы бережливого производства, то есть сокращения излишних операций и бюрократических процедур. Детально изучаются потребности каждой территории, на основании чего регион формирует собственную модель, при этом учитывающую федеральные требования.

Эксперт: службам занятости предстоит укрепить доверие к себе
Артем Геодакян/ТАСС

Сотрудники продолжат заниматься трудоустройством граждан и помогать работодателям с подбором персонала. Но к их обязанностям добавляется помощь в составлении резюме, организация собеседования с работодателем, подготовка к такому собеседованию, консультирование по оценке возможностей соискателя и многое другое.

— Что принципиально нового появится в работе центров занятости?

Значительно расширяется число услуг, но главное меняется подход к их оказанию: это должна быть не формальная, а комплексная и адресная помощь с учетом конкретной ситуации гражданина или бизнес-ситуации работодателя.

Клиентоцентричность службы — принципиальный момент. Показателями работы службы занятости становятся индивидуальный подход, направленный на конечный результат — решение проблемы клиента, минимизация усилий соискателя и работодателя. И, конечно же, оперативная реакция на запросы граждан, простота и доступность всего процесса. Сегодня формируется единая система мониторинга качества работы центров занятости населения. Технология построения сервисов позволит оперативно вносить улучшения в работу службы на основе анализа мнений клиентов.

Кроме того, продолжится цифровизация службы. Все центры занятости будут подключены к единой цифровой платформе «Работа в России». При этом большинство услуг можно будет получить в электронном виде, включая поиск подходящих вакансий для граждан и подбор сотрудников для работодателей.

Гражданам будет достаточно зайти на сайт «Работа в России», заполнить заявление и прикрепить к нему резюме с указанием сведений об уровне квалификации и стаже работы. Поиск подходящих вакансий будет проходить в автоматизированном режиме с использованием технологии интеллектуального поиска вакансий. При этом уже не обязательно предъявлять трудовую книжку, сведения об образовании и регистрации. Эти данные будут поступать в систему по запросу в соответствующие ведомства.

На работу с использованием новой технологии уже перешли 19 регионов, в том числе республики Башкортостан, Мордовия, Татарстан, Краснодарский, Красноярский, Пермский, Ставропольский края, Владимирская, Воронежская, Калужская, Кемеровская, Ленинградская, Московская и еще ряд областей. Остальные регионы будут подключаться к единой цифровой платформе с января 2022 года.

И, наконец, подготовка специалистов для модернизированной службы занятости. В центрах занятости создаются Служба карьерных консультантов и Служба кадровых консультантов.

Карьерные консультанты, помимо помощи в трудоустройстве, займутся оценкой компетенций и возможностей соискателей, выстраиванием карьерной траектории вплоть до выбора новой специальности.

Служба кадровых консультантов создается в помощь работодателям, за каждым из которых будет закреплен конкретный консультант. Он будет подбирать кандидатов (от поиска резюме до организации собеседований), формировать кадровый резерв организаций и др.

Эксперт: службам занятости предстоит укрепить доверие к себе
Генеральный директор Всероссийского научно-исследовательского института труда Минтруда России Дмитрий Платыгин
Вячеслав Прокофьев/ТАСС

— Что значит индивидуальный, адресный подход? Как это реализуется на практике?

Это значит, что услуги предоставляются не формально, а с учетом конкретной ситуации обратившегося в службу занятости гражданина. Ситуации могут быть разные: кто-то хочет выйти на работу, но не может устроить в детский сад ребенка, кому-то нужна переподготовка.

Среди тех, кто потерял или хочет сменить работу, могут быть и люди, которые сталкиваются с наибольшими проблемами при трудоустройстве. Это соискатели предпенсионного возраста, люди с инвалидностью, женщины с малолетними детьми, молодежь без опыта работы.

Уже сейчас в центрах занятости помогают решать эти проблемы, в том числе с привлечением других ведомств.

Сегодня перед центрами занятости населения стоит непростая задача повысить доверие к службе у молодежи. Не секрет, что существует проблема с трудоустройством выпускников вузов и колледжей. При этом молодые люди не спешат обращаться в службу занятости. И напрасно. Здесь реально могут помочь с поиском вакансий, получением новой смежной профессии и даже переездом туда, где требуются такие специалисты.

Есть надежда, что с появлением современных, технологичных кадровых центров, работающих на результат, доверие молодых людей к службе занятости возрастет.

Не секрет, что существует проблема с трудоустройством выпускников вузов и колледжей. При этом молодые люди не спешат обращаться в службу занятости. И напрасно. Здесь реально могут помочь с поиском вакансий, получением новой смежной профессии и даже переездом туда, где требуются такие специалисты.

Эксперт: службам занятости предстоит укрепить доверие к себе
Владимир Смирнов/ТАСС

— Что касается взаимодействия с работодателями, не берет ли на себя служба занятости отчасти функции НR-агентств? Каким образом будет строиться взаимодействие с работодателями?

Задачи центров занятости значительно шире тех, что решают НR-агентства, они не ограничиваются подбором персонала. Центры занятости и НR-агентства не конкуренты, а скорее участники одного процесса и могут объединить усилия для достижения целей, имеющих большое общественное значение.

Создается связка единой цифровой платформы «Работа в России» с негосударственными порталами поиска работы для получения более полной и актуальной картины по вакансиям и соискателям.

Что касается сотрудничества центров занятости с работодателями, то оно нацелено на то, чтобы не допускать кризисных ситуаций, вызванных, например, реорганизацией или перепрофилированием предприятий, а также обеспечивать кадрами крупные инвестпроекты в регионах.

Эксперт: службам занятости предстоит укрепить доверие к себе
Артем Геодакян/ТАСС

И тут надо работать на опережение. Нужен прогноз, как тот или иной инвестпроект отразится на рынке труда. Например, если это новое производство, возможно, потребуется искать сотрудников соответствующей квалификации, в том числе из других регионов, или привлечь мигрантов.

Другая ситуация — модернизация производства, после которой предприятию уже не потребуется столько сотрудников. Оставшихся без работы людей надо будет переобучать или подбирать им новые места. Кроме того, консультанты центров занятости должны помогать формировать заказ для образовательных учреждений под конкретных работодателей.

От того, как служба занятости будет отвечать на запросы работодателей, во многом зависит ситуация на рынке труда.

С запуском цифровой платформы открывается больше возможностей для подбора персонала в других регионах. Готовый к переезду работник должен понимать, сможет ли он найти жилье, устроить детей в детский сад и т. д.

— Поскольку центры занятости, по сути, становятся кадровыми центрами, оказывающими влияние на ситуацию на рынке труда, будут ли проводиться исследования, мониторинги рынка труда?

Конечно. Должна быть сформирована система непрерывного мониторинга и прогнозирования рынка труда. Сегодня эти вопросы, в том числе определение кадровой потребности, делегированы на уровень регионов. Однако многие прежде всего из-за дефицита финансирования ограничиваются типовым набором показателей, что не позволяет получить полную информацию о ситуации на рынке труда и распределении трудовых ресурсов в регионах.

Наш институт разрабатывает методические подходы для мониторинговых исследований рынка труда в отраслевом, профессионально-квалификационном разрезе. Создана имеющая широкий региональный охват аналитическая система. Эта система позволяет автоматически собирать и анализировать сведения о вакансиях и резюме с общероссийских сайтов вакансий.

Нужны мониторинговые исследования динамики, объема и характера спроса и предложения рабочей силы, трудовых установок занятого и безработного населения, исследования сегмента самозанятости и индивидуального предпринимательства, трудовой миграции и др. Потребность в такой информации в регионах проявляется все более отчетливо.

Подпишитесь на новости национального проекта