Группа компаний «Просвещение»
Образование

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке

Пандемия COVID-19 серьезно изменила практически все сферы нашей жизни. Серьезному испытанию подверглась и система образования, когда учителям и детям срочно пришлось осваивать современные цифровые технологии. О «встряске» школ и вузов во время пандемии, укреплении связки «школа — вуз — работодатель» и главных достижениях нацпроекта «Образование» нашему порталу рассказал вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение», экс-заместитель министра просвещения России Павел Зенькович. Если раньше «Просвещение» ассоциировалось у всех только с учебниками, то сегодня эта группа компаний занимается всей сферой школьного образования: от подготовки учителей до поставок учебного оборудования.

— Павел Станиславович, расскажите, пожалуйста, что изменилось в российской системе образования после начала пандемии COVID-19? Как школы справились с такими резкими изменениями?

— Очевидно, пандемия новой коронавирусной инфекции стала вызовом для всех стран и отраслей, и, наверное, одной из отраслей, для которых этот вызов был наиболее серьезным, стала система образования, потому что она масштабная и в хорошем смысле консервативная. Мы со своей стороны сразу активно включились в совместную работу с государством: предоставили бесплатный доступ ко всем учебным материалам, к Медиатеке «Просвещения», и тогда практически вся страна пользовалась нашими ресурсами.

По итогам работы в этот период можно сделать несколько выводов. С одной стороны, мы все видели недовольство цифровизацией: не все учителя были готовы, не все родители и ученики были довольны. Последний опрос, с которым я смог ознакомиться недавно, показывал, что число детей, довольных дистанционным образованием, начинает сокращаться уже сейчас. Но это еще раз подтверждает тезис, который мы отстаиваем уже давно: никакая «цифра» не заменит классическую школу, и это стало очевидно.

С другой стороны, так или иначе мы все были вынуждены глубоко погружаться в цифровые технологии. Еще в 2019 году велись довольно отвлеченные дискуссии насчет самой возможности масштабного использования «цифры» в образовании: все считали, что это придет через 10–15 лет. Однако случилось совсем по-другому, и мы все были вынуждены учиться этим пользоваться.

Отрадно, что в такой ситуации государство прикладывает очень много усилий для урегулирования вопросов дистанционного обучения и цифровизации образования в целом. Эта сфера постепенно начинает структурироваться, определяются понятные правила игры, и в этом плане мне кажется, что у нас в стране достаточно быстро формируется вся необходимая архитектура, которая отведет «цифре» не главное, но важное место в образовательном процессе завтрашнего дня.

Я думаю, еще достаточно много времени должно пройти, чтобы мы проанализировали все последствия пандемии и дистанционного обучения, но, на мой взгляд, здесь стоит особо выделить два момента. Мы поняли, что роль учителя невозможно переоценить, а школа — это не только место, где получают знания, но и место, где получают навыки и социализируются.

Еще в 2019 году велись довольно отвлеченные дискуссии насчет самой возможности масштабного использования «цифры» в образовании: все считали, что это придет через 10–15 лет. Однако случилось совсем по-другому, и мы все были вынуждены учиться этим пользоваться.

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке
Группа компаний «Просвещение»

— Кстати, о навыках и социализации. А как сегодня строится работа по профориентации в российских школах? Как вы в этом участвуете?

— Сейчас наша группа компаний активно занимается профориентацией школьников: в частности, участвует в организации и реализации проекта «Билет в будущее», а сегодня это наиболее масштабный профориентационный проект в нашей стране. Дети могут буквально «потрогать руками» будущие профессии и начинать определяться со своим дальнейшим путем, ведь в современном мире чем раньше система образования сможет раскрыть способности и возможности ребенка, тем раньше он сможет определится с тем, что действительно нравится, со своей будущей сферой деятельности. И тем более качественным будет образование, которое он получит. При этом основное и дополнительное образование должны будут работать как единое целое, дополняя друг друга.

Помимо «Билета в будущее» «Просвещение» работает над еще одной крупной инициативой — «Родительским университетом», где мы привлекаем родителей к вопросам профориентации. От семьи, что также подтвердилось пандемией, зависит очень многое, залог успешного самоопределения ребенка в синергии усилий школьника, родителей и школы. В рамках проекта «Профориентация: успешное будущее ребенка» мы организовали конференцию для педагогов и родителей, провели образовательный квест и «Школу профессий», где предоставили десять актуальных направлений развития для подростков. Все материалы остаются в открытом доступе на сайте, а весной мы уже планируем перезагрузку с привлечением еще большего числа экспертов и представителей современных профессий.

Отдельно хочу отметить, что вместе с коллегами мы развиваем сервис по профессиональной ориентации «Профилум», который уже положительно зарекомендовал себя в ряде регионов. Отличительной чертой этого сервиса стало то, что он, опрашивая ребенка, его родителя и классного руководителя, помогает сориентироваться в мире профессий, предложить ребенку интересные ему кружки и секции, дополнительные занятия. Хочу сказать, что эта система диагностики — очень интересный опыт, и можно увидеть, как иногда родители начинают по-другому смотреть на своих детей, их интересы и на то, как эти интересы готовят их к реальным профессиям. Приведу простой пример: оказалось, что у сына одного из наших коллег, который работает над этим продуктом, есть интерес к кулинарии, и уже больше года мальчик ходит заниматься на кулинарные курсы, и ему это действительно интересно, он даже думает связать с этим свое дальнейшее образование и карьеру.

Уверен, что через синергию мы сможем преодолеть проблему, которая существовала последние годы: многие дети поступали в вузы неосознанно, поэтому далеко не все теперь работают по профессии. Представьте, мы ведь сегодня просим ребенка в девятом классе определиться: колледж или идти дальше в 10-й и 11-й класс, в какой профиль, потом в какой институт. Помочь молодому человеку определиться с выбором своего будущего профессионального пути — одна из ведущих линий нацпроекта «Образование»: сделать так, чтобы школа, вуз и будущий работодатель были в одной связке.

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке
Вице-президент по развитию группы компаний «Просвещение», экс-заместитель министра просвещения России Павел Зенькович
Михаил Терещенко/ТАСС

— А насколько в нашей стране распространен подход, при котором будущий работодатель как-то участвует в образовательном процессе? Как они помогают школьникам определиться с будущей профессией? И как эта ситуация будет развиваться дальше, на ваш взгляд?

— Я считаю, что это очень правильная история, когда будущие работодатели, крупные индустриальные компании приходят и становятся ближе к школе. У нас прекрасные дети, они уже в 14-15 лет начинают ориентироваться в современном мире, понимать, что к чему. Однако им нужно помочь четче увидеть ту цель, к которой они хотят прийти, подсказать к ней путь, а также подставить плечо на разных этапах этого пути. В одиночку школа сама по себе, работая над повышением качества образования, эту задачу вряд ли сможет решить. Должна быть связка «школа — вуз» / «колледж — работодатель». Свою роль мы видим в том, чтобы из связать.

Сейчас эта система постепенно развивается. Например, мы делаем специальное учебное оборудование для медицинских (профильных) классов в школе, его мы разрабатывали совместно с лучшими российскими медицинскими университетами и по их запросу. Также много делает Российская академия наук: как вы знаете, по всей стране создают опорные школы РАН. И вот недавно Конгресс молодых ученых показал, что молодежь возвращается в науку, многолетняя работа создала для этого основу. И нам важно помочь детям как можно раньше определиться. Необходимый опыт, экспертиза и наработки у группы компаний «Просвещение» для этого есть.

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке
Руслан Шамуков/ТАСС

— Как Вы считаете, профориентационные занятия в таком случае не станут конкурентами обычным урокам, основной программе? Ведь получается, что ребенок может понять, что ему нравится, и целиком сфокусироваться на своих планах на будущее.

— Действительно, есть такое мнение, что дополнительное образование может стать конкурентом основного. Я с этим согласиться не могу: все же у этих сфер разная природа.

Основное образование — это обязательная часть, то, что государство гарантирует каждому ребенку, чтобы он смог перейти на уровень выше: сдать ЕГЭ, поступить в университет или колледж и получить в будущем хорошую профессию. При этом решается задача дать ребенку разностороннее образование, именно этим славилась традиционная русская школа еще с дореволюционных времен. Уверен, что, как и раньше, физики должны знать Пушкина и Толстого, а лирики — понимать, откуда в природе берется молния (вспоминается старый педагогический анекдот: «Кто не учил физику в школе, тот до конца жизни уверен, что мир состоит из чудес»).

В свою очередь, дополнительное образование призвано содействовать гармоничному развитию личности, дает возможность ребенку получать более глубокие знания по интересующим его предметам, заниматься тем, что ему по душе.

Но споры по этому поводу не утихают. Тем более что многие склонны смешивать в одно дополнительное образование и профориентацию.

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке
Группа компаний «Просвещение»

— Как же правильно рассматривать профориентацию? Какое место она должна занимать, на ваш взгляд?

— Я считаю, что профориентация должна стать частью общего образования и для многих мостиком в дополнительное. Но не заменять его, потому что задача дополнительного образования — помочь в развитии ребенка как личности. К примеру, если в определенный момент мы понимаем, что ребенок станет IT-специалистом, то он все равно должен заниматься спортом, музыкой, потому что это хорошо для здоровья и общего образования.

Однако, как мне кажется, с течением времени профориентация будет занимать все более важное место в системе общего образования, хотя и сейчас такая работа нашла свое отражение во ФГОС. А дополнительное образование станет местом, где каждый будет имеет возможность прикоснуться к тем или иным профессиям, понять, что ему больше нравится, получить более глубокие знания и навыки в той или иной области на основе базы, которую дает классическая школа.

Важно, чтобы дополнительное образование было связано со школой как содержательно, так и физически. В конце концов, любой родитель заинтересован, чтобы после уроков ребенок оставался под присмотром в школе, ходил также на какие-то кружки. Здесь должен быть симбиоз, и эти две сферы — школьное и дополнительное образование — должны сотрудничать, а не конкурировать, а грамотная профессиональная диагностика поможет выстроить работу ребенка в системе дополнительного образования.

Эксперт: школа, вуз и работодатель должны быть в связке
Группа компаний «Просвещение»

— А как с воспитанием в школе? Не так давно ведь в нацпроекте «Образование» появился еще элемент патриотического воспитания.

— Это, вне всяких сомнений, задача государственного уровня: воспитывать целостную личность, человека, который не только обладает знаниями, но и может созидать, ощущая себя частью страны, общества, семьи. Роль воспитания сильно выросла, и мы сейчас участвуем в апробации программ по воспитанию, их внедрению.

Воспитание детей в духе приверженности традиционным ценностям важно особенно сейчас, когда в наших руках оказываются совершенно новые технологии, которые могут нести как благо, так и угрозу для человечества. Лишь в руках людей, для которых такие понятия, как патриотизм, гуманизм, социальная ответственность, не пустой звук, эти технологии могут работать на пользу общества и конкретного человека.

На мой взгляд, наиболее ярко этот тезис иллюстрирует пример из недавней истории. Меньше века назад была открыта ядерная энергия. Однако сами великие ученые, осуществившие этот прорыв, первыми осознали возможные катастрофические последствия своего открытия. Они не только приложили немало усилий для обеспечения баланса между ядерными державами, но и стали одними из основоположников движения за разоружение. Во многом благодаря им мы пользуемся возможностями, которые дает нам энергия атома, а не сгорели в пожаре атомной войны. Уверен, это стало возможным потому, что в школе они не только хорошо учили физику, химию и математику, но и читали Достоевского, Толстого, Гете и Шиллера, а их учителя привили им понимание того, «что такое хорошо и что такое плохо».

Подпишитесь на новости национального проекта