
Эксперт: самая искренняя любовь к Родине та, которую ребенок вырастил в себе сам
Объединив усилия государства, семьи и общества, можно помочь детям вырасти счастливыми и достойными уважения, способными позаботиться о себе и своих близких. Чтобы человек стал таким, его надо не усердно воспитывать, а просто любить и уделять ему достаточно внимания. Неравнодушие со стороны родителей, школы, окружения, подкрепленное заинтересованностью государства, поможет ребенку стать лучшей версией себя.
О том, что именно власти и общество делают, чтобы привить юным россиянам любовь к Родине, порталу национальныепроекты.рф рассказала президент Инновационного центра развития и воспитания детей и молодежи Екатерина Аверкиева.
Почему воспитанию молодежи в государстве отводится особая роль
«Все, кто размышлял об искусстве управления людьми, убеждены, что судьбы империй зависят от воспитания молодежи», — говорил древнегреческий философ, основатель Ликея Аристотель.
Дети — это наше будущее. От того, какие ценности мы заложим в них сегодня, чему научим, какой пример подадим, зависит будущее не только каждого родителя, но и всей нашей страны. Традиционно воспитанием детей занимается в основном семья и школа. В наше время к этому добавился еще и интернет.
Надо отметить, что в последние годы руководство нашей страны уделяет большое внимание воспитанию детей и молодежи. И это выражается как в законодательных актах, так и в конкретных делах.
В 2020 году в Конституцию внесена поправка, которая гласит: «Дети являются важнейшим приоритетом государственной политики России». Одно из положений указа президента «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года», который был принят тем же летом, — «создание условий для воспитания гармонично развитой и социально ответственной личности на основе духовно-нравственных ценностей народов Российской Федерации, исторических и национально-культурных традиций».

Воспитание — неотъемлемая часть образовательного процесса
В июле 2020 года по инициативе президента внесены изменения в федеральный закон «Об образовании». Эти изменения вернули воспитательную деятельность в государственную систему образования. В рамках нацпроекта «Образование» с 1 января 2021 года реализуется федеральный проект «Патриотическое воспитание», на который выделено 13,6 млрд рублей.
С учетом целей федпроекта каждое образовательное учреждение обязано разработать и внедрить программу воспитания. Примерная программа воспитания была разработана и предлагается в качестве шаблона, «конструктора», на базе которого каждая школа может создать свою. Стоит отметить, что эта программа очень продуманная и составлена в лучших традициях педагогов-классиков. Она учитывает формирование всего спектра базовых общечеловеческих ценностей: ценность семьи, мира, любви к Родине, стремления к знаниям, уважения к старшим, любви к труду и других.
Среди задач федерального проекта по патриотическому воспитанию также присутствует проведение местных, региональных и федеральных мероприятий для детей и молодежи, расширение деятельности Российского движения школьников, «Юнармии», ежегодный мониторинг ценностных ориентаций современной молодежи. Предусмотрены действия по формированию межпоколенческих связей.
Очевидно, что государство вкладывает свои административные, человеческие и финансовые ресурсы в воспитание детей и молодежи в нашей стране.

Как гражданское общество помогает воспитывать молодежь
Проявляют инициативу и представители гражданского общества. Так, Инновационный центр развития и воспитания детей и молодежи совместно с педагогическим коллективом МПГУ, ведущего педагогического вуза страны, на протяжении пяти лет проводит всероссийские интернет-конкурсы патриотической направленности. Всего было проведено семь конкурсов, в которых приняли участие тысячи детей из всех 85 регионов России и 30 стран.
Организаторы поставили перед собой задачу способствовать росту патриотизма у подрастающего поколения, гордости за нашу страну, но делать это без навязывания и назидательности, способствовать формированию искренней любви к Родине, основанной на личных открытиях и понимании ее величия. Для этого были разработаны два проекта: всероссийский конкурс «Гимн России понятными словами» и международный конкурс «Расскажи миру о своей Родине».
Награждение победителей конкурсов традиционно проходит в Общественной палате РФ, работы публикуются на интернет-площадках конкурса, а также демонстрируются в выставочных залах Общественной палаты, во множестве музеев и вузов Москвы и Санкт-Петербурга. Конкурс активно поддерживается СМИ, за время существования проектов вышло более 1500 публикаций в федеральных, региональных изданиях и социальных сетях.
Более 50 волонтеров — студентов МПГУ работают на конкурсе, чтобы не оставить без внимания ни одно обращение, ни одного ребенка
Каждый ребенок получает сертификат и благодарственное письмо, и при соответствии требованиям его работа публикуется в социальных сетях конкурса.
Принять участие в конкурсе может любой желающий, возрастных ограничений нет, участие бесплатное. Прием заявок на конкурс «Гимн России понятными словами» продолжается до 15 февраля 2022 года, «Расскажи миру о своей Родине» — до 1 марта 2022 года. Это хорошая возможность в удовольствие и с пользой провести время с детьми: изучить историю родного края, навестить бабушек и дедушек, расспросить их о прошлом вашего города или села, поискать в интернете и библиотеках интересную информацию, снять короткий ролик и рассказать о нашей Родине всему миру!

Что дало детям участие в проекте «Гимн России понятными словами»
«Гимн России понятными словами» — это проект по патриотическому воспитанию детей и молодежи, призванный пробудить интерес к государственным символам и истории нашей страны. Дети знакомятся с текстом гимна, находят не совсем понятные для них слова и выражения («держава», «священный», «братские народы», «мудрость народная», «союз вековой» и другие), разбирают их вместе с учителем или родителями по словарю, а затем создают «страничку-объясняшку» или «видеообьясняшку» одного из слов.
Эти странички и видео призваны просто и понятно объяснить значение слова, сопроводив его определением из толкового словаря, картинками, происхождением слова, примерами использования в речи. Выполняя эту работу с текстом гимна, ребенок глубже понимает его смысл, растет его чувство гордости за страну, он проникается искренней любовью к Родине.
Так, один мальчик написал: «Я понял, что я живу не просто в стране, я живу в державе!»
По словарю «держава» — это сильное, независимое государство. Важно, что эти чувства к Родине не прививаются извне, а возникают в душе ребенка благодаря проделанной работе и сделанным им самим открытиям.
Это подтверждается тысячами отзывов участников конкурса. Они пишут о том, что теперь, после вдумчивого чтения текста гимна, они «заново влюбились в Родину», поняли, что над ней «нельзя глумиться, нельзя ее разрушать, как и любую другую Родину», обнаружили, что от слов гимна, когда понимаешь их, «хочется плакать о т счастья и торжества, радости и удивления, восторга и, конечно, гордости за с вою страну».
Также сопутствующим приобретением от участия в конкурсе является формирование умения учиться, в частности пользоваться толковым словарем. Дети видят, как словарь может помочь им лучше разобраться в тексте, полностью его понять. Получив пользу от работы со словарем на примере текста гимна, ребята могут переносить это и на другие школьные предметы. Ведь зачастую непонимание математики, физики, истории и других предметов начинается с непонимания терминов «упростите выражение», «возьмите интеграл», «конденсатор», «общественный строй», «демократия» и многих других.

Юные послы Родины
Международный конкурс «Расскажи миру о своей Родине» призван наряду с патриотическим воспитанием юных россиян еще и способствовать формированию дружественных международных связей. Участники конкурса создают текстовые и видеоработы, при этом их тематика никак не регламентируется. Дети рассказывают о достижениях и великих людях России, о своей малой родине, семье, школе, традициях и обычаях своего края, как они ходят в лес по грибы, катаются с горки и о многом другом. Но один из критериев оценки — работа должна вызвать чувство гордости за страну, поэтому негативные, критичные заявки не смогут соперничать с несущими позитив.
Задумка организаторов — научить детей и подростков находить, подмечать, обращать внимание на все то хорошее, что нас окружает; дать детям возможность оглянуться вокруг и увидеть положительные моменты в жизни нашей страны, региона, города или села, своего дома, семьи; открыть для себя что-то, чем они могут гордиться, что вызывает у них радость и восхищение.
Ведь зачастую наше внимание притягивается проблемами, негативом, и мы перестаем видеть хорошее. Тогда возникает ощущение, что все плохо и гордиться нам нечем. Когда же мы начинаем искать и находить хорошие, положительные моменты, то начинаем видеть ценность своей семьи, друзей, школы, малой и большой родины. Усиливается любовь к своим близким, возникает естественное чувство гордости за страну. И происходит это не путем «навязывания» любви к Родине, а возникает на основе собственных наблюдений. У такой любви очень прочный фундамент.
Все конкурсные работы двуязычны (переводятся на один из предложенных иностранных языков), публикуются на ресурсах организаторов, в социальных сетях, продвигаются за рубежом. Дети из более 30 стран принимают участие в конкурсе и рассказывают о своей Родине. Таким образом проект способствует налаживанию дружественных отношений между подрастающими поколениями разных стран. Дети и подростки России выступают юными послами нашей Родины, искренне и правдиво рассказывая, чем они живут, чем дышат, как проводят время, какие у нас есть традиции, чем они гордятся.
Подпишитесь на новости национального проекта