
Экосистема для ссузов: каким будет проект «Профессионалитет»
Уже скоро российскую систему среднего профессионального образования ждет настоящая перезагрузка в связи с запуском нового федерального проекта «Профессионалитет». На реализацию этой инициативы социально-экономического развития России до 2024 года государство выделит в общей сложности 30 млрд рублей. В таком объеме среднее профессиональное образование в нашей стране поддерживают из федерального бюджета впервые с 2005 года. Еще 4,3 млрд инвестируют компании-работодатели, которые станут партнерами колледжей и техникумов, участвующих в федпроекте.
Как и для чего преобразится среднее профессиональное образование, 22 апреля рассказали вице-премьер Татьяна Голикова и министр просвещения Сергей Кравцов в подмосковном колледже «Энергия», который одним из первых начнет готовить специалистов по новым программам.

Ссузы востребованы, но не адаптированы к жизни
«На сегодняшний день более 60% молодых людей после 9-го класса выбирают профессионально-технические училища. Наверное, есть этому обоснование: хочется быстрее стать взрослыми. Это хорошо. Хочется помогать родителям, хочется стать более самостоятельными», — констатировала заместитель председателя правительства.
В свою очередь компании остро нуждаются в работниках со средним специальным образованием, обладающим широким спектром компетенций. Может показаться, что это свидетельствует о балансе интересов абитуриентов и работодателей.
Но, несмотря на привлекательность среднего профессионального образования для молодежи, в этой системе назрела серьезная проблема. Уровень подготовки выпускников далеко не всегда соответствует актуальным требованиям. Технологии быстро развиваются, и запросы работодателей растут вместе с ними.
Синергия образования и промышленности
Федеральный проект «Профессионалитет» призван решить проблему несоответствия между нуждами экономики и фактическими компетенциями выпускников колледжей и техникумов. Для этого его будут реализовывать в тесном взаимодействии ссузов не только с профильными органами власти, но и предприятиями.
«Сегодня работодатели становятся полноценными участниками создания образовательных программ. Почему? Потому что никто, кроме работодателя, лучше не может сказать молодому человеку, как будет развиваться отрасль, какие перспективы, какими знаниями нужно располагать. Взаимодействие уже на ранних этапах между учебным заведением и предприятием является ключевой составляющей. Это не просто учебное заведение, это, по сути, научно-образовательное производственное объединение, в которое составной частью входит работодатель», — объяснила вице-премьер Татьяна Голикова.
Выпускники «Профессионалитета» попадут на предприятие гораздо раньше, чем это предусмотрено традиционными учебными планами.
Их адаптация к конкретному производству будет проходить в процессе учебы. Для того чтобы войти в профессию, выпускникам не придется доучиваться, а работодателям — тратить средства на их переобучение. За счет быстрого взаимодействия между учебным заведением и производством время обучения в колледже или техникуме сократится до 2–3 лет, а уровень трудоустройства выпускников колледжей и техникумов повысится до 85%.
В основу новой модели подготовки кадров в рамках «Профессионалитета» заложен кластерный подход. Он позволит управлять этим процессом на федеральном, региональном и отраслевом уровнях и оперативно решать необходимые задачи для борьбы с дефицитом кадров. В зависимости от нужд работодателей в рамках кластера могут открыть новые направления подготовки или приостановить подготовку по невостребованным специальностям. Если возникнет риск, что выпускники будут испытывать проблемы с трудоустройством, учебные программы смогут оперативно дополнить, чтобы студенты освоили актуальные компетенции. В состав уже созданного кластера могут со временем войти и другие колледжи, в которых есть мастерские аналогичного профиля.
В конце обучения студенты будут сдавать демонстрационный экзамен, где подтвердят свою квалификацию, показав высокий уровень владения всеми необходимыми навыками.

Самые актуальные профессии
В 2022 году по итогам конкурсного отбора право создать первые 70 образовательно-производственных кластеров и гранты в 100 млн рублей на эти цели получили колледжи из 42 регионов России. Их партнерами выступят 252 ведущих работодателя России, такие как «РЖД», «Росатом», «Северсталь» и «Сибур». Если первый опыт будет признан успешным, со временем география проекта охватит всю страну, а перечень профессий и специальностей будет ежегодно расширяться. Заявки на участие в проекте уже в первый год поступили из 54 регионов.
По словам Татьяны Голиковой, в сентябре 2022 года колледжи примут на обучение по новым программам не менее 150 тыс. абитуриентов. При этом, как отмечает Сергей Кравцов, уже сейчас понятно, что на эти места в ссузы будет ощутимый конкурс. К концу 2024 года число площадок «Профессионалитета», как ожидается, вырастет до 210, а число обучающихся — до 600 тыс. человек.
Пилотными направлениями выбраны восемь развивающихся приоритетных отраслей экономики, которые испытывают потребность в квалифицированных рабочих кадрах. Это атомная промышленность, железнодорожный транспорт, металлургия, машиностроение, химическая промышленность, сельское хозяйство, легкая промышленность и фармацевтическая отрасль. На этот перечень напрямую повлияло желание работодателей участвовать в программе «Профессионалитет».
Абсолютными победителями конкурса на участие в проекте стали две профессии: машиностроение и сельское хозяйство.
Она также отметила высокие шансы попасть в проект «Профессионалитет» образовательных программ, ориентированных на строительство, космическую отрасль и IT-индустрию.
«Мы очень надеемся, что уже к следующему году они к нам присоединятся», — добавила Татьяна Голикова.
Также потребность в специалистах уже сегодня испытывают сферы гостеприимства и креативных индустрий, авиа- и судостроения, топливно-энергетического комплекса, добычи редкоземельных и драгоценных металлов.
Как отметил Сергей Кравцов, сейчас прорабатывается возможность обмена студентов между колледжами, специализирующимися на смежных направлениях. Эта инициатива позволит уже во время учебы увидеть технологии, которые есть в других отраслях. Например, такой обмен опытом возможен между машиностроением и легкой промышленностью.

Как абитуриенту поступить на программу «Профессионалитета»
«С точки зрения порядка поступления ничего не меняется, — рассказал Сергей Кравцов. — Вы подаете заявку в один из 70 колледжей по тому направлению, которое вы выбрали. Идет конкурс аттестатов. Конечно, при необходимости будут смотреть, насколько вы ориентированы, насколько желание есть».
В этом году поступить в колледж, чтобы учиться по одной из 112 обновленных образовательных программ, можно не только после 9-го, но и после 11-го класса.
Перечень всех колледжей и техникумов, которые участвуют в программе, опубликован на сайте Минпросвещения. Там же можно найти все рекомендации для поступающих. Кроме того, родители и абитуриенты могут воспользоваться тематическим порталом япроф.рф.
Учителям тоже предстоит многому научиться
Новые программы будут непривычными не только для студентов, но и для их преподавателей. Поэтому реализация федерального проекта будет сопровождаться системными кадровыми изменениями.
«До 2024 года мы должны подготовить по новой 27 тыс. мастеров производственного обучения, преподавателей, 1200 организаторов рабочих групп в профтехучилищах», — рассказывает Татьяна Голикова.
Лидеры отрасли и бизнес-партнеры колледжей и техникумов организуют обучение педагогов новым производственным навыкам. Кроме того, работники ссузов получат навыки конструирования образовательных программ под запросы предприятий. За обучение, необходимое для организации психолого-педагогического сопровождения студентов, будут отвечать специалисты детских центров «Артек» и «Смена».
Всего в первый год реализации проекта «Профессионалитет» квалификацию повысят 9 тыс. человек. В дальнейшем при поддержке АНО «Россия — страна возможностей» планируется ежегодно обучать 400 специалистов.
Развитие системы среднего профессионального образования является одним из приоритетов нацпроекта «Образование». Он предполагает, например, оборудование более 5 тыс. мастерских с современными станками и инструментами. А определиться с будущей профессией еще в школе ребята могут, воспользовавшись программами для профориентации. Подробнее о них мы рассказали здесь.
Подпишитесь на новости национального проекта