Пресс-служба правительства Нижегородской области

Ехать с ветерком: как интеллектуальные системы упрощают дорожную ситуацию

«Зеленые волны» светофоров, световые полосы, дублирующие разметку, и другие элементы интеллектуальных транспортных систем (ИТС) помогают бороться с пробками и повышать безопасность движения на дорогах. В 2022 году 42 региона будут внедрять такие технологии по нацпроекту «Безопасные качественные дороги». О том, как в нашей стране собирают данные о транспортных потоках и выстраивают специальные системы управления, читайте в материале портала национальныепроекты.рф.

Безопасность и комфорт

В этом году в Ставрополе благодаря нацпроекту проходит второй этап внедрения ИТС. В городе планируется модернизировать и дооснастить 17 существующих светофоров. Будут созданы подсистемы информирования людей, видеонаблюдения, обнаружения ДТП, а также директивного управления транспортными потоками.

«Из-за ежедневно возрастающего трафика на дорогах краевой столицы и увеличения транспортных потоков появилась необходимость обеспечить безопасность и комфорт всех участников дорожного движения. Этому способствует внедрение ИТС. Такая работа становится важным и нужным дополнением к комплексному развитию дорожно-транспортной инфраструктуры», — отметил министр дорожного хозяйства и транспорта Ставропольского края Евгений Штепа.

Продолжается развитие ИТС и в Сургуте. В прошлом году был завершен второй этап этой работы: для выявления ДТП и заторов на перекрестках были установлены 26 камер, модернизированы 42 светофора, внедрено специальное программное обеспечение (ПО) для сбора информации и аналитики.

В текущем году в рамках внедрения ИТС специалисты планируют создать диспетчерский центр управления и мониторинга общественного транспорта всех перевозчиков, центр контроля и управления дорожными работами и содержанием автодорог, а также выполнить реконструкцию светофорных объектов.

Завершить все работы планируется в ноябре 2024 года. При этом, как ожидается, внедрение ИТС в полном объеме позволит снизить нагрузку на транспортную сеть и сократить пробки на 30%.

В Тульской области, в свою очередь, в качестве эксперимента оборудовали первые в регионе пешеходные переходы с проекционной разметкой.

На двух нерегулируемых переходах были установлены проекторы, которые создают световые полосы, дублирующие дорожную разметку. Они хорошо заметны с расстояния более 150 м даже в темное время суток и плохую погоду. Также на объектах дополнительно были размещены прожекторы и информационное табло «Пропустите пешехода», а благодаря видеодетекторам оборудование автоматически включается при приближении человека к проезжей части.

Технология уже показала свою эффективность и позволила значительно снизить аварийность на опасных участках в других регионах. Особенно она выручала зимой, когда не было возможности восстановить стершуюся разметку из термопластика.

Первая проекционная зебра работает на дороге Тула — Новомосковск в районе поселка Фатеево. Ранее на этом участке произошло несколько наездов на пешеходов, в результате чего люди получили травмы.

Ехать с ветерком: как интеллектуальные системы упрощают дорожную ситуацию
ФГБУ «ИНФОРМАВТОДОР»

«Обновленный пешеходный переход создает принципиально новые условия на дороге, делая движение более безопасным для всех участников. Он позволяет в стремительно меняющейся дорожной обстановке акцентировать внимание водителя там, где это необходимо здесь и сейчас, и таким образом минимизировать риски возникновения ДТП. Посмотрим, насколько этот эксперимент будет эффективным, и тогда уже примем решение о необходимости оборудования других аварийных участков автодорог», — отметила начальник отдела безопасности дорожного движения министерства транспорта и дорожного хозяйства Тульской области Елена Шалагинова.

Еще один переход появился в Туле на пересечении улиц Фрунзе и Клары Цеткин. «Этот участок выбран с точки зрения параметров дорожного движения. Рядом находятся крупные магазины, образовательные учреждения и поток пешеходов здесь значительный. Рассчитываем, что обновленный переход повысит безопасность всех участников движения», — подчеркнул начальник управления по транспорту и дорожному хозяйству администрации города Тулы Дмитрий Ярцев.

Улучшения впереди

В Курске по нацпроекту также начинается внедрение ИТС. Новыми дорожными контроллерами для автоматизированного управления движением оснастят 32 светофора, расположенные на центральных улицах города.

«На основании имеющихся данных об интенсивности движения были определены самые загруженные участки, где необходимо оборудовать светофоры адаптивным режимом управления», — подчеркнул директор Центра транспортных услуг Андрей Степанов.

Специальные датчики-детекторы будут собирать данные о дорожной ситуации на 15 участках города, а на их основе будут регулироваться транспортные потоки. Информация по цепочке будет поступать всем светофорам, подключенным к адаптивному управлению. Таким образом, преимущество проезда на разрешающий сигнал будет предоставляться более загруженным направлениям.

«Система прекрасно зарекомендовала себя в других регионах. Она оснащена самыми передовыми на сегодняшний день функциями», — отметил руководитель проекта Дмитрий Ложков.

В Нижегородской области более 300 млн рублей планируется направить в этом году на создание ИТС. Средства будут направлены на закупку ПО, модернизацию светофорных объектов, а также на оборудование для создания ситуационного центра по управлению транспортной системой нижегородской агломерации. В его задачи войдет регулирование дорожно-транспортной обстановки и обеспечение приоритета для общественного транспорта.

Благодаря внедрению ИТС прогнозируется снижение аварийности на дорогах на 25%, а также уменьшение количества нарушений правил дорожного движения и числа ДТП с пострадавшими. При этом пропускная способность дорог, как ожидается, вырастет на 15%, что обеспечит более оперативное прибытие на место вызова служб быстрого реагирования.

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» предполагает комплексный подход к улучшению транспортной сети в России. В частности, у граждан есть возможность самим предложить ту или иную дорогу к ремонту. Как это сделать, читайте по ссылке. Кроме того, можно стать общественным контролером проведения таких работ, подробнее об этом здесь.

Подпишитесь на новости национального проекта