Павел Львов/РИА Новости

Движение без проблем: экспертный доклад о развитии дорожной сети России

Одно из условий успешного развития экономики — качественные дороги. Они же обеспечивают доступ к медицинским и социальным услугам, образовательным и культурным учреждениям. АНО «Национальные приоритеты» подготовила экспертный доклад о самых важных итогах работы по нацпроекту «Безопасные качественные дороги», одному из пула нацпроектов, инициированных Президентом России Владимиром Путиным. 

Включить управление

Нацпроект «Безопасные качественные дороги» стартовал в 2019 году. За 5 лет обновлено и построено около 88 тыс. км дорожной сети. Общая площадь укладки дорожного покрытия — 717 млн кв. м. По данным ВЦИОМ, качеством и доступностью дорог удовлетворено 50% населения страны.

Нацпроект «Безопасные качественные дороги», который охватывает 84 региона страны и 105 крупнейших городских агломераций в их составе, ориентирован на достижение национальной цели «Комфортная и безопасная среда для жизни».

Единая концепция развития дорожной сети по всей стране, а не в каждом отдельно взятом регионе, появилась благодаря нацпроекту, — отмечают авторы доклада. Были выработаны единые производственные стандарты и единый план действий.

В стране за 5 лет построено 88 тыс. километров дорог

Реализацию нацпроекта контролирует Минтранс России и Федеральное дорожное агентство. В каждом субъекте — участнике нацпроекта создан региональный проектный офис, в состав которого входят представители регионов, дорожных ведомств, федеральных учреждений и Госавтоинспекции.

Федеральные власти заключили с регионами соглашения на 5 лет, региональные власти получили четкий план работы, а бизнес — четкое понимание объемов финансирования на годы вперед, — подчеркивают авторы доклада.

Первый заместитель министра транспорта и дорожного хозяйства Саратовской области Андрей Лукьянов: «Многие годы дорожная отрасль региона финансировалась по остаточному принципу. До старта нацпроекта в нормативном состоянии находилось 9% дорог. По итогам 2022 года этот показатель удалось увеличить уже до 30,1%, что соответствует 2170 км, из которых 560 км были переданы в федеральную собственность. К концу текущего года процент региональных дорог в нормативном состоянии превысит 34%».

Для управления нацпроектом используется цифровая платформа — «Эталон». Федеральный проектный офис может мгновенно получать исчерпывающие данные по любому объекту и быстро принимать решения. «Эталон» позволяет контролировать все этапы работы — от заключения контрактов до выполнения строительно-монтажных работ. 

Движение без проблем: экспертный доклад о развитии дорожной сети России
Павел Лисицын/РИА Новости

Связать регионы

В 2021 году началось формирование опорной сети автомобильных дорог, которая должна связать основные точки генерации транспортного спроса — районы с высокой потребностью в грузовых и пассажирских перевозках. Закон об этом был подписан Президентом России в июле 2023 года.

В России около 1,5 млн км дорог. Из них 64 тыс. — федеральная сеть, более 500 тыс. км — региональная и около 1 млн км — муниципальная. Протяженность опорной сети составит 136 тыс. км, и ее формирование синхронизировано с развитием нацпроекта. Задачи по созданию опорной сети дорог входят в региональные пятилетние планы регионов. Ключевая задача — к 2027 году довести до нормативного состояния 85% дорог опорной сети.

Меньше времени в пути — ниже затраты на горюче-смазочные материалы, обслуживание автомобиля и другие опции. Предприятия также экономят на обслуживании складов, снижается риск несвоевременной доставки товаров. Разработанная в НИУ ВШЭ модель показала, что при уменьшении времени в пути между центрами регионов на 1% объем торговли между регионами увеличивается на 1,7%.

Авторы доклада подчеркивают, что развитие дорожного хозяйства стимулирует развитие горнодобывающей промышленности, нефтехимии, машиностроения и многих других отраслей. По оценкам НИУ ВШЭ, прямой эффект от дорожной деятельности составляет 2 трлн рублей, косвенный эффект или повышение спроса в других отраслях — 1,1 трлн рублей.

Директор Центра «Информавтодор» Федерального дорожного агентства Евгений Абузяров отметил: «Строительство дорог — это отличная антикризисная мера и с точки зрения занятости населения, и с точки зрения развития малого и среднего бизнеса. Одно рабочее место в дорожном хозяйстве, как известно, дает восемь — десять рабочих мест в смежных отраслях».

Эксперты приводят в докладе такой пример. В 2023 году в Красноярском крае построили самый северный мост через Енисей. Благодаря новой переправе правый берег Енисея вблизи поселка Высокогорского, куда раньше добирались паромными и ледовыми переправами, стал доступен без ограничений. Новый мост позволил в несколько раз снизить транспортные издержки и повысить эффективность инвестиционных проектов. Таких, как освоение запасов древесины, твердых полезных ископаемых, а также создание новых лесохимических предприятий.

Развитие сети дорог способствует росту автомобильного туризма. В 2022 году 20 млн российских туристов выбрали путешествия на собственном автомобиле. По данным ВЦИОМ, минимум 39% россиян ездили в отпуск на собственном или арендованном автомобиле за последние пять лет. По данным аналитического центра НАФИ, летом 2022 года 67% россиян ездили отдыхать на машине. А это, в свою очередь, вызвало рост туристического бизнеса.

Движение без проблем: экспертный доклад о развитии дорожной сети России
Илья Наймушин/РИА Новости

Защита на дороге

Качественное дорожное покрытие, круглосуточное освещение, удобные тротуары и пешеходные переходы обеспечивают постепенно снижение ДТП на дороге. Важно, что поведение пешеходов и водителей на дороге стало более грамотным. За время реализации нацпроекта удалось снизить количество дорожных происшествий, в том числе с летальным исходом. 

Всемирная организация здравоохранения и Всемирный банк ежегодно публикуют «Доклад о безопасности дорожного движения в мире». Еще в 2012 году у нас на дорогах погибало почти 20 человек на 100 тыс. жителей, в 2022 году — менее 10. Тем самым мы вошли во «вторую мировую лигу аварийности» — от 4 до 12 человек на 100 тыс. жителей. В период 2015–2022 гг. траектория транспортных рисков в России стала располагаться устойчиво ниже «мировой линии». Выход на самые низкие показатели транспортных рисков — задача на ближайшие годы.

Научный руководитель факультета городского и регионального развития НИУ ВШЭ Михаил Блинкин: «По мере роста уровня автомобилизации в любой стране транспортные риски падают. Это называется „транспортное обучение нации“. Вот в последние годы, когда начал действовать национальный проект, мы перешли в разряд более безопасных стран».

Заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Костюченко подчеркнул: «Главная цель ― повышение качества жизни населения».

Движение к человеку

Строительство и ремонт дорожной инфраструктуры всегда планируются с учетом обращений граждан. Отзывы, замечания и вопросы принимают на официальном интернет-ресурсе нацпроекта БКД.РФ и в официальных группах нацпроекта в соцсетях. Во многих регионах работает система общественного контроля за реализацией проекта. В целом вовлеченность в нацпроект со стороны обычных людей достаточно высока.

По данным ВЦИОМ на июль 2023 года, 71% опрошенных знают о нацпроекте БКД, 52% отмечают, что государство в последний год стало уделять больше внимания дорогам, 37% считают, что внимание государства стабильно.

Такой интерес общественности к дорожному строительству легко объясним. Дороги повышают качество жизни. Школы, магазины, медицинские центры и другая инфраструктура соседних населенных пунктов становится более доступной. Дороги, которые строятся в соответствии с современными нормами, также дают новые возможности людям с ограниченными возможностями здоровья, повышая их мобильность.

Благодаря новой автодороге Балаково — Духовницкое изменилась жизнь в селе Хлебновка. Расстояние от села до районного центра составляет 45 км. У сына одного из жителей села, Александра Спиридонова, гемофилия — нарушение процесса свертываемости крови. Если ребенок поранится, семье важно добраться до города как можно быстрее.

Автодорога, которая связала поселки Новоузенск и Основной, сделала более доступной противопожарную помощь. Дело в том, что на территории Основного расположена пожарная часть. Если в соседних селах происходит ЧП, пожарные теперь могут очень быстро добраться до места.

А ребята из сел Березовка и Новоуспенск быстро и с комфортом ездят в школу и обратно по новой автодороге Новая Елюзань — Комсомольское. По обновленной дороге Пугачев — Перелюб победители турнира «Золотая шайба», юные хоккеисты клуба «Медведь», добираются на тренировку в село Рахмановка из близлежащей деревни, а также на соревнования в Саратов и другие регионы.

Одно из направлений нацпроекта — развитие сети общественного транспорта. С 2023 года современные комфортабельные автобусы поставляются в малые города и на сельские территории.

Больше о том, какие дороги, мосты и маршруты появляются, можно узнать на сайте нацпроекта «Безопасные качественные дороги».

Подпишитесь на новости национального проекта