
Дорожные общественные контролеры снова приступили к инспекциям
Общественные наблюдатели занимают особое место в многоступенчатой системе контроля за реализацией национального проекта «Безопасные качественные дороги». Жители регионов принимают участие в реализации дорожных мероприятий на всех этапах ― начиная от выбора объектов ремонта и заканчивая их приемкой в эксплуатацию. За три года в 84 субъектах страны сформирован пул лидеров общественного мнения, который насчитывает более 500 человек.
Привлечь население к реализации национального проекта помогает система учета общественного мнения. Кроме того, действуют официальный интернет-ресурс нацпроекта БКД.РФ, сообщества в социальных сетях, создаются специальные хэштеги. Кроме того, обращения поступают на «Карту убитых дорог» «Общероссийского народного фронта» (ОНФ). Всего за время реализации нацпроекта только по основным федеральным каналам связи от граждан поступило порядка 25 тысяч обращений. Это говорит о том, что интерес к дорожной теме растет: люди активно включаются в обсуждение новых объектов, вносят свои предложения, высказывают мнения.
Благоприятные погодные условия и заблаговременное заключение необходимых контрактов позволили в 2022 году досрочно открыть дорожный сезон в российских регионах, участвующих в нацпроекте. И общественные контролеры тоже вернулись «в строй» раньше обычного — уже 1 апреля. Как прошел для некоторых из них первый месяц работы, расскажем в нашей статье.
Где обучают контролеров
Специалисты отмечают: замечания, пожелания, «взгляд со стороны» полезны, и, безусловно, учитываются при проведении работ, но приветствуется именно конструктивная критика. И ей можно научиться.
Региональные дорожные министерства и ведомства ежегодно проводят обучающие семинары для общественных контролеров. Во время них рассказывают об аспектах, на которые необходимо обращать внимание при проверке объектов, типовых дефектах, возникающих во время работ, новых технологиях, применяемых в дорожной отрасли, а также о правилах техники безопасности при выполнении ремонта. Эти знания активисты могут применять на практике — при инспекционных выездах на объекты.
В конце марта обучающий семинар для общественных контролеров прошел в Удмуртии. В последнее время в республике проводят подобные мероприятия дважды в год. Перед началом сезона на них готовят новых членов общественных организаций к работе на дорожных объектах, а в конце года — подводятся итоги. В 2022 году в Удмуртии наблюдателями-дорожниками будут представители не только ОНФ, но и Общественной палаты Ижевска, организации инвалидов-колясочников «Благо», Всероссийского общества слепых, Всероссийского общества инвалидов. Присоединятся к контролерам и «Автомобилисты Удмуртии».

«Я впервые на обучающем семинаре, поэтому мне многое интересно, хотя пока не все понятно. Поэтому будем учиться, подтягивать дорожные знания. И опытные коллеги по ОНФ в этом помогают, — рассказывает житель города Сарапула Олег Васильев. — Сами понимаете, что теперь при проверке объектов я уже не смогу сказать что-то вроде «мне нравится» или «мне не нравится». Теперь моя оценка работ должна даваться по существу, здесь надо понимать суть вопроса. И уж если критиковать работу дорожников, то за явный брак, а если принимать дороги, то только в соответствии с требованиями».
Вопросы для семинара активисты предлагали сами. Во время занятия они захотели обсудить технологию проведения дорожных работ и то, как нарушения влияют на качество покрытия. Внимание уделили и проверкам искусственных сооружений. Эти знания пригодятся контролерам в этом году, когда они приедут инспектировать мосты через реки Кизнерку, Иж, Лудзилку, Чегандинку и Сиву. На занятии также обсудили устройство обочин дорог и то, как их проверять, а еще — какие виды и марки асфальта используют на дорогах Удмуртии, и соответствует ли его качество ГОСТам.
Похожую школу дорожной грамоты для общественных контролеров уже второй год подряд организует Минтранс Саратовской области. Обучающий семинар перед началом дорожного сезона провело и Министерство автомобильных дорог Чечни.

Дороги Чечни под контролем
В Чечне большую работу в апреле общественные дорожные контролеры проделали в Грозном. В преддверии начала сезона вместе с представителями мэрии города они проверили готовность к сезону асфальтобетонного завода. Группа побывала на предприятии, где установлено оборудование «Кредмаш-Сервис», которое обладает повышенной точностью дозирования компонентов. За смену завод выпускает 560 тонн асфальтобетона, полностью соответствующего новому ГОСТу. Соблюдение новых требований обеспечит долговечность автодорог и устойчивость к образованию колеи.
Позже общественники проконтролировали ход ремонта дороги во Втором переулке Джамбула, ведущем к детским садам «Золотой ключик» и «Селима». Предварительно здесь заменили старые подземные коммуникации, а затем уложили асфальт на участке длиной 560 м. Завершили обновление дороги установкой 19 дорожных знаков, нанесением разметки, добавлением дорожных неровностей и пары пешеходных переходов.
Во второй половине месяца общественные контролеры также проверили ход работ на улице Битимирова. Дорога ведет к детскому саду «Королек», движение на ней оживленное. Состояние проезжей части до ремонта вызывало нарекания местных жителей. При поддержке нацпроекта в порядок приведут 670 м дороги. Чтобы и пешеходы, и водители чувствовали себя в безопасности, после асфальтирования здесь установят 61 предупреждающий знак, обустроят две искусственные неровности, а также нанесут разметку.
«Особо радует, что на улице появятся тротуар и пешеходные переходы. Здесь расположен детский сад, и важно, чтобы взрослые с детьми передвигались по тротуарным дорожкам, а не по проезжей части улицы», — подчеркнул модератор тематической площадки ОНФ «Безопасные качественные дороги» в Чечне Магомед Хаджимурадов.
Во время инспекции на улице Битимирова общественные контролеры замерили ширину и толщину первого асфальтобетонного слоя, а еще проверили высоту бордюрного камня относительно проезжей части — комфортна ли она для людей с ограниченными возможностями? Все параметры оказались в норме.
Магомед Хаджимурадов отмечает, что с 2019 года общественные контролеры в Чечне участвовали более чем в 200 мероприятиях. Это не только выезды на объекты нацпроекта и обучающие семинары, но и общественные обсуждения перечней объектов и совещания региональной проектной группы. По мнению эксперта, такое взаимодействие способствует повышению качества работ и прозрачности нацпроекта. Помимо представителей ОНФ общественными контролерами в Чечне в этом году также стали, например, студенты Института строительства, архитектуры и дизайна ГГНТУ им. М. Д. Миллионщикова, чья специализация связана с дорожной отраслью.
Всего в этом году в Грозном в порядок планируется привести 48 улиц общей протяженностью 46,9 км.

Инспекция не только во время и после, но и до работ
Во второй половине апреля во Владимирской области начался ремонт дороги между городом Гусь-Хрустальный и поселком Уршельский. Два слоя свежего асфальтобетонного покрытия и укрепление обочины щебнем ожидают участок дороги от города до поворота на деревню Демино.
Дорога между Уршельским и городом очень важна. Поселок является не только домом трех тысяч человек, но и центром сельского поселения, в который входят еще 17 населенных пунктов. И именно по дороге, которую отремонтируют при поддержке нацпроекта, из Уршельского ходят прямые автобусы в Гусь-Хрустальный, который является местным районным центром.
До того, как техника приступила к работам, состояние дорожного полотна проверил представитель общественной организации. В дальнейшем это позволит объективно оценить, насколько качественно выполнен ремонт. Руководитель регионального общественного движения «Убитые дороги Владимирской области» Сергей Федяев осмотрел дорогу, отметил наличие дефектов, продольных трещин и разрушение кромки дорожного полотна.
«Тот ямочный ремонт и «заплатки», что мы наблюдаем, не спасает автодорогу от вновь появляющихся дефектов. Тут и разбитая кромка, и колейность, и необеспеченный водоотвод, чего быть не должно. Здесь действительно нужно полностью менять дорожное полотно чтобы привести дорогу в нормативное состояние», — пояснил независимый эксперт.
Всего в этом году при поддержке нацпроекта «Безопасные качественные дороги» по всей России планируется привести в порядок более 15 тыс. км дорог. Строительство и реконструкция участков автомобильных дорог федерального значения помогает повышать экономическую связность регионов. А развитие региональной и местной дорожной сети делает доступнее в том числе медицинские учреждения, туристические достопримечательности и заповедники. Важно, что предложить дорогу для ремонта может каждый. Один из самых востребованных каналов диалога с дорожниками — социальная сеть «ВКонтакте», где создано не только единое федеральное сообщество, но и 84 его региональных «филиала».
Подпишитесь на новости национального проекта