
Дорожная сеть: как развиваются российские скоростные автодороги
До 15 века Европу и Китай связывал Великий Шелковый путь — транспортный коридор, по которому шли торговые караваны. Позже его сменили морские маршруты. В наши дни развивается проект по созданию «нового» Шелкового пути — сухопутный международный транспортный коридор Европа — Западный Китай.
Протяженность маршрута — 9 тыс. км, из которых примерно четверть проходит по территории нашей страны (от Санкт-Петербурга до границы с Казахстаном). Его развитие способствует экономическому росту территорий, привлечению инвестиций, запуску новых инфраструктурных проектов, повышению туристической привлекательности регионов, а также развитию прямых и транзитных маршрутов между Россией и рынками Азиатско-Тихоокеанского региона. Развивать автодороги в составе маршрута помогает национальный проект «Модернизация транспортной инфраструктуры». Он реализуется по решению Президента РФ Владимира Путина.
Так, по нацпроекту в прошлом году построили участок трассы М-12 «Восток» от Москвы до Казани. В июле этого года открыта еще одна важная автодорога — обход Тольятти.
Также в июле произошло еще одно значимое событие дорожной отрасли — окончательно завершилось строительство трассы М-11 «Нева» между Москвой и Санкт-Петербургом. Теперь автомобилисты могут пользоваться обходом Твери. Время в пути с северо-запада страны до Москвы, Казани, Самары, Краснодара сократилось почти на час.
Рассказываем, как именно каждый из этих проектов упростит жизнь автомобилистам и повлияет на развитие регионов.
Освободить Тольятти от транзита
Владимир Путин приехал на М-11, чтобы открыть последний участок, и оттуда же по видеосвязи запустил движение на обходе Тольятти 16 июля.
«В Самарской области и здесь, в Тверской, мы открываем новые участки важнейших дорог России. Тем самым делаем еще один шаг в укреплении транспортной, экономической связанности регионов, в развитии эффективной логистики и безопасной дорожной сети, в формировании перспективных международных транспортных коридоров, и главное — в повышении качества жизни людей. Потому что транспорт, логистика — это всегда основа, база для повышения экономической активности, а значит, и качества жизни», — заявил Президент.
Теперь автомобили могут не заезжать в Тольятти, а объезжать его по четырехполосному шоссе и новому мосту через Волгу. Дорога дублирует самый загруженный участок трассы М-5 «Урал» и позволяет сократить время в пути на два часа. Предполагается, что этот маршрут будут выбирать почти 20 тыс. водителей в сутки.
Мост на обходе Тольятти — один из самых масштабных проектов в России. Он вошел в десятку самых протяженных инженерных сооружений в стране — около 3,7 км. Для сборки всех пролетов использовали более 48 тыс. тонн металла.
Новая дорога позволила существенно разгрузить город Тольятти от транзитного грузового и пассажирского потока. Раньше на загруженном участке, проходящем по плотине Жигулевской ГЭС, скапливались большие пробки. Теперь к ГЭС поворачивают только те, кто хочет полюбоваться на Жигулевские горы или после Сызрани продолжает движение на юг.
«Хочется сказать спасибо всем, кто принял участие в строительстве обхода, а главное — моста, который для жителей Тольятти, Жигулевска и Ставропольского района как глоток свежего воздуха. Хочется думать, что в дальнейшем будет сделан съезд и на правом берегу. Жители Шигонского района надеялись на мост не меньше нашего», — говорит житель села Подстепки Ставропольского района Анатолий Гурунов.
Мост на обходе Тольятти вошел в десятку самых протяженных инженерных сооружений в России
Важно и то, что международный транспортный коридор огибает особую экономическую зону «Тольятти». Там уже работает крупнейший в Приволжском федеральном округе логистический центр машиностроения.
В будущем по соседству будет создан производственно-сервисный металлоцентр с новейшим оборудованием, востребованным в автомобильной, строительной и хозяйственно-бытовой промышленности. Новая удобная дорога делает этот район еще более привлекательным для компаний, которым важна близость к источнику металла.
«Для более 2,7 млн жителей Самарско-Тольяттинской агломерации это важнейший шаг. Наши предприятия, наши гиганты, такие как АвтоВАЗ, наша особая экономическая зона, получат новые возможности для развития, и в том числе увеличения экспортного потенциала», — не сомневается врио губернатора Самарской области Вячеслав Федорищев.
Появление объезда Тольятти стало важным событием и для туристов. В Самарскую область приезжают гости со всей страны, и теперь для них стали доступнее национальный парк «Самарская Лука», Жигулевский заповедник и другие исторические поселения. Путешественники добираются до них быстрее, комфортнее и безопаснее.

Недостающее звено
Финальный отрезок трассы М-11, 62-километровую четырехполосную дорогу вокруг Твери, ввели в эксплуатацию почти на год раньше, чем планировалось. На этом участке 4 развязки, 6 мостов и 22 эстакады.
Самым масштабным и сложным техническим сооружением на обходе Твери стал мост через Волгу длиной почти 740 метров и шириной более 24 метров. Пролеты установлены на 10 опорах на высоте 17 метров над водой. Этого достаточно, чтобы под мостом свободно проходили большие круизные лайнеры.
«У нас 16 июля одновременно открылось два моста через Волгу. Такого не было никогда в истории», — подчеркивает вице-премьер Марат Хуснуллин.
Строители особенно гордятся тем, что переправу возвели, используя исключительно отечественные материалы. По их расчетам, ближайший ремонт мосту понадобится не раньше, чем через 35 лет, а прослужит он до 100 лет.
Теперь, когда на М-11 готов объезд Твери, водители могут перемещаться между Санкт-Петербургом и Москвой, не встречая по пути ни единого перекрестка и светофора.
По словам вице-премьера, новые обходы являются не только важнейшей частью транспортных маршрутов, но и связкой со всей опорной сетью нашей страны. «В зоне притяжения маршрутов живет более 50% жителей страны, поэтому в первую очередь новые участки дадут импульс развития нашим регионам в сферах жилищного и инфраструктурного строительства, промышленности, торговли, туризма», — отмечает вице-премьер.
Как сообщил губернатор Тверской области Игорь Руденя, открытие объездной дороги на М-11 позволит создать 17 тыс. новых рабочих мест. Эта трасса открывает новые возможности для развития туризма в Центральной России.
Например, на этом участке предусмотрели удобный съезд на трассу Р-132 «Золотое кольцо», так что путешественникам теперь проще добраться из Санкт-Петербурга до Бежецка и Ярославля, не заезжая в Тверь. К тому же гостей приглашают познакомиться с уникальными памятниками, историей и культурой Торжка, живописной природой Валдая. С юга транзитом через Тверскую область туристы едут в Вологду и Архангельск.
Для путешественников на обходе Твери проектом предусмотрены и две многофункциональные зоны отдыха с автозаправками, кафе, мини-маркетами, площадками для выгула питомцев и занятий физкультурой. Работы уже завершаются, так что совсем скоро гости смогут воспользоваться всеми удобствами.
Отметим, что всего по поручению Президента до 2030 года должны построить не менее 50 объездных дорог.

Едем на Урал
Более популярной становится комфортная и безопасная магистраль М-12 «Восток», по которой движение от Москвы до Казани запустили в конце 2023 года. За это время ею воспользовались уже более 15 миллионов раз. Особенно востребована дорога у туристов в выходные и праздничные дни. Теперь добраться из столицы в Казань можно не за 12, а за 6,5 часа.
В будущем М-12 станет частью транспортного маршрута «Россия», который соединит Санкт-Петербург и Владивосток. К концу этого года автомобилисты смогут доехать до Екатеринбурга, а в 2025-м трассу дотянут и до Тюмени.
Сейчас строители прокладывают дорогу Дюртюли — Ачит. Она соединит сразу три региона: 140 км пройдут по Башкирии, 92 км — по Пермскому краю и еще 43 км — по Свердловской области.
В этом году к строительству привлекли более 9,5 тыс. человек и свыше 2,6 тыс. единиц техники. Работы круглосуточно и параллельно ведутся на всех участках. На обходах крупных населенных пунктов построят шесть развязок, по паре в каждом из регионов.
В Башкирии для М-12 строят 56 мостов и эстакад, включая самый крупный мост через реку Белую длиной 813 метров. В Свердловской области возводят семь эстакад и пять мостов, самый масштабный из которых проходит через реку Большая Сарана. Дорогу на этом участке поднимут на 57 метров над водой.
В будущем М-12 станет частью транспортного маршрута «Россия», который соединит Санкт-Петербург и Владивосток
В Пермском крае появятся 13 путепроводов, 7 мостов и 10 переходов для диких животных. На мостах через реки Емашка, Быстрый Танып, Бизяр и Сарс уже появились пролеты. Также ведется переустройство газопроводов, нефтепроводов, линий электропередач, с которыми пересекается будущая трасса.
С открытием следующего участка М-12 от Казани до Екатеринбурга время в пути между этими городами сократится практически вдвое — до 7 часов. Из Москвы в столицу Урала также можно будет добраться быстрее. На участке Дюртюли — Ачит путешественников будут ждать десять многофункциональных зон отдыха: шесть в Башкирии и по две в Пермском крае и Свердловской области.
Возможность быстрее и безопаснее перемещаться и доставлять грузы положительно скажется на экономике регионов, связанных трассой. Это позволит создать новые рабочие места для местных жителей и увеличить их доходы. Кроме того, новый удобный маршрут привлечет больше туристов. В результате бюджеты регионов пополнятся за счет дополнительных налоговых отчислений.
Кроме строительства автомагистрали М-12 «Восток» от Москвы до Казани и обхода Тольятти, которые входят в международный транспортный коридор Европа — Западный Китай, по нацпроекту «Модернизация транспортной инфраструктуры» обновляют региональные аэропорты и морские порты, наращивают грузоперевозки по Северному морскому пути и Восточному полигону железных дорог — БАМу и Транссибу.
Подпишитесь на новости национального проекта