Константин Михальчевский/РИА Новости
Образование

Династии педагогов: как дети, внуки и правнуки учителей продолжают их дело

Преподаватели и наставники — главные герои 2023 года. Такую тему выбрали в честь 200-летия со дня рождения одного из основателей отечественной педагогики — Константина Дмитриевича Ушинского. В течение грядущих месяцев учителям в нашей стране будет уделяться особое внимание. Им посвятят конференции, конкурсы, телешоу, в том числе пройдут тематическая Большая учительская неделя и Форум классных руководителей.

Сегодня мы расскажем историю двух семей, в которых преподаванию свою жизнь посвятили несколько поколений. В одном случае речь пойдет о сложившейся династии учителей, в другом — о только зарождающейся семейной традиции.

Фамильное дело

В селе Билярск Алексеевского района Татарстана живет семья Елдашовых. Ее представители работают учителями вот уже 90 лет. За это время преподавание в качестве своего призвания выбрали 13 человек. В ближайшие годы фамильное древо пополнится уже пятым поколением педагогов.

Фамильное древо Елдашовых скоро пополнится уже пятым поколением педагогов

Основателем династии стал Илья Давыдович, родившийся в Билярске в 1901 году. Окончив церковно-приходскую школу, он сдал экзамены в педучилище в соседнем городе Чистополе и выучился на учителя начальных классов. С начала 1930-х мужчина стал работать по специальности в родном селе. Во время Великой Отечественной войны ушел на фронт, но в 1945-м, вернувшись, снова пришел в школу.

По примеру Ильи Давыдовича учителями стали также его родная сестра Елена Давыдовна и двоюродная сестра Пелагея Васильевна Тюрина, а позже — дочь и сын.

Анастасия Ильинична родилась в 1931 году, окончила учительский институт в Мелекессе (сейчас это город Димитровград) в Ульяновской области. В Билярске она на протяжении 50 лет работала преподавателем русского языка и литературы.Ее брат Владимир родился в Билярске в 1925 году. В 1943-м он окончил 10 классов местной средней школы и, как и отец, был мобилизован на фронт. После войны юноша поступил на заочное отделение Казанского государственного педагогического института (КГПИ). Окончив его, он вернулся в родное село и 33 года, до самой смерти в 1982-м, трудился там учителем химии. За успехи на этом поприще его наградили знаком «Отличник народного просвещения».

Бок о бок с Владимиром Ильичом трудилась и его жена Наталья Георгиевна. Она родилась в 1931 году тоже в Билярске и была выпускницей той же школы. После 10-го класса девушка поступила в Чистопольское педучилище. Окончив его, с 1946-го в течение 39 лет работала учителем начальных классов.

Достойные потомки

Дети и внуки Владимира Ильича и Натальи Георгиевны продолжили семейную традицию. Их дочь Надежда родилась в 1948 году. Как и отец, она поступила в КГПИ и с 1971 года стала преподавать химию. На протяжении 44 лет она работала в школе № 15 города Альметьевска, продолжая трудиться и тогда, когда возраст уже позволял выйти на пенсию. Как и Владимир Ильич, она заслужила знак «Отличник народного просвещения». А еще в 2006-м она стала лауреатом конкурса «Учитель года», который проводился в рамках приоритетного нацпроекта «Образование».

Людмила — дочь Надежды Владимировны — педагог уже в четвертом поколении. В 2003 году она с отличием окончила юридический факультет Удмуртского государственного университета. При этом еще с 2000-го она преподает историю, обществознание и философию в Альметьевском политехническом техникуме. В 2010 году, как и мать, Людмила Викторовна победила в конкурсе «Учитель года». Кроме того, ей присудили множество профессиональных наград и званий.

Вторая дочь Надежды Владимировны, Татьяна, тоже стала преподавателем. Она работает в Альметьевске учителем начальных классов.

Брат Надежды Владимировны Александр родился в 1949 году. В отличие от родственников, он связал свою жизнь с системой не школьного, а высшего образования. Мужчина окончил Казанский ветеринарный институт, поступил в аспирантуру, защитил диссертацию по диагностике и терапии животных. Он преподавал на родной кафедре более 30 лет.

Младший сын Владимира Ильича и Натальи Георгиевны Валентин тоже стал ветеринаром. Но, в отличие от брата, он не занимался обучением. Зато учительницей работала его жена Светлана. Она закончила педучилище в Чистополе и поначалу работала воспитателем в детском саду в Казани, а затем поступила в КГПИ на естественно-географический факультет. Получив специальность, Светлана Александровна 40 лет трудилась в билярской школе преподавателем географии и по совместительству обществознания. Любовь к профессии она унаследовала от своей матери Марии Васильевны Шевелевой.

«Мама закончила учительский институт. Свою педагогическую деятельность в билярской школе она начала в качестве пионервожатой, — рассказывает Светлана Александровна. — Преподавателем истории проработала 35 лет. Была пропагандистом, заслужила уважение односельчан. Сейчас на учителя географии учится моя внучка Анастасия. Мы гордимся своей династией».

Династии педагогов: как дети, внуки и правнуки учителей продолжают их дело
Личный архив

Сбывшаяся мечта детства

Наталия Плешакова из Москвы — педагог начальных классов. Вот уже почти четыре десятилетия для ребят она первая любимая учительница, авторитет и практически вторая мама. Сейчас ее воспитанники — ученики русско-испанской гимназии № 1558 имени Росалии де Кастро.

Стать учителем Наталия решила, когда сама была еще ребенком. По ее словам, она не помнит, чтобы когда-нибудь хотела выбрать другую профессию. В школе девочка то и дело представляла себя на месте педагогов, примеряя на себя разные специальности: на одном уроке — преподавателя математики, на следующем — биологии. Попробовать же себя в роли наставника малышей получилось благодаря пионерии. Вместе с товарищами девушка взяла шефство над младшими классами. Общение складывалось, это отмечали и взрослые, так что после школы Наталия поступила сначала в педучилище, а затем — в университет. Это позволило получить больше практики.

Свое поколение учителей Наталия называет людьми, которые по-настоящему преданы преподаванию. Придя в профессию в 1990-е, они не соблазнились перспективой заработка в других, более прибыльных сферах, а остались верными детям.

«В свое время я 10 лет в счет отпуска каждое лето работала в детском лагере. Приезжала туда, пока он не закрылся. Даже коллеги удивлялись, откуда берутся силы круглый год работать с ребятами, — вспоминает наша собеседница. — А я, наверное, из той категории людей, которые живут по принципу „Нужно быть поближе к молодым, и тогда не будешь стареть“. Дети искренни, они учат радоваться жизни, их положительные эмоции дают заряд бодрости с самого утра и на весь день. Смотришь в их глаза, и все проблемы уходят на второй план».

Обмен опытом между поколениями

Учителем уже 10 лет работает и дочь нашей героини Екатерина. В отличие от мамы, с будущей профессией она определилась далеко не сразу. По словам Наталии, в детстве, глядя на нее, дочь всегда говорила, что ни за что не станет педагогом. Ежедневная проверка горы тетрадей, постоянное общение с родителями воспитанников — все это казалось непривлекательным. Однако, став старше, девушка изменила свое мнение. Правда, решила, что хочет работать с ребятами постарше.

Сейчас Екатерина — преподаватель географии в одной из московских школ. Как и мама, она по-настоящему увлечена своим делом. Даже находясь в декрете, девушка мечтает о том, как вскоре вернется к ученикам. Те отвечают наставнице взаимной симпатией: во время чаепития, которое Екатерина организовала перед тем как уйти в отпуск, ребята прослезились, читая напутствия от любимой учительницы.

Мать и дочь обмениваются профессиональным опытом и поддерживают друг друга. Наталия подсказывает, как работать с ребятами 10-11 лет, которые приходят в пятый класс, предостерегает от возможных ошибок, делится интересными педагогическими находками. Как учителю «старой школы» для работы ей вполне достаточно доски, мела и тряпки. Она может объяснить ученикам буквально на пальцах едва ли не все. Екатерина же рассказывает маме о современных возможностях, которые есть у учителей, помогает освоить интерактивное оборудование и новые форматы проведения занятий.

При этом представительницы обоих поколений уверены: несмотря на компьютеризацию, школьное образование ни в коем случае нельзя полностью переводить в онлайн.

«Дети находятся большую часть времени в школе, родители на работе, заняты. Роль учителя в воспитании крайне важна. Но через монитор воспитания, а значит и полноценного обучения, не будет, — считает Наталия. — Во время пандемии, когда мы видели ребят только на экране, живого общения с ними не хватало ни мне, ни дочери. Все, что мы говорили, уходило в никуда. Школа все-таки должна быть школой. Мы должны чувствовать учеников, быть с ними в контакте, а они — друг с другом. Только так, мне кажется, ребята смогут вырасти действительно разумными. Полностью дистанционный формат не нравится никому из учителей: ни молодым, ни опытным».

Дистанционный формат, по мнению Наталии Плешаковой, всегда будет уступать живому общению

Как бы то ни было, оснащение школ по всей стране новой техникой и обеспечение в них доступа к высокоскоростному интернету сегодня — один из приоритетов государства. Оборудование в образовательные организации поставляют в том числе при поддержке нацпроекта «Образование», инициированного президентом РФ Владимиром Путиным. Также правительство помогает развивать волонтерское движение и проводить патриотические мероприятия, которые важны для воспитания юных граждан.

Подпишитесь на новости национального проекта