Евгений Епанчинцев/ТАСС
Образование

День знаний: как помочь ребенку адаптироваться к учебному процессу

1 сентября — радостный и волнительный день как для учеников, так и для их родителей. Вице-премьер РФ Татьяна Голикова ранее сообщила, что сегодня за парты сели 17,4 млн школьников, из них 2,5 млн — первоклассники. Мы уже рассказывали, что благодаря нацпроекту «Образование» многих ребят и учителей ждут современные, отремонтированные или построенные с нуля здания.

В этот праздничный день портал национальныепроекты.рф решил выяснить, на что нужно обратить внимание в первые учебные дни и как помочь ребенку привыкнуть к новому статусу.

Школьная жизнь

Подготовка к школе зачастую отнимает много сил и времени у взрослых. Поддавшись суете, можно забыть про важные мелочи. Поэтому в течение первой учебной недели рекомендуем проверить наличие деталей со светоотражающими элементами на рюкзаке и одежде новоиспеченного школьника. Благодаря таким аксессуарам водителям будет намного легче заметить ребенка, переходящего дорогу, что особенно актуально поздней осенью и зимой, а также в пасмурную и туманную погоду.

Безусловно, родители первоклассника хотят, чтобы их ребенок развивался не только академически, но и занимался дополнительно музыкой, спортом или, например, рисованием.

Как утверждает статистика, в прошлом учебном году в России 80% школьников посещали кружки и разнообразные секции. Такие данные получили сотрудники Центра общего и дополнительного образования им. А. А. Пинского Института образования НИУ ВШЭ.

Вместе с тем психологи и педагоги отмечают, что записывать школьника во всевозможные факультативы и кружки с первых дней учебы неправильно. Позвольте ему адаптироваться к новым условиям, коллективу и нагрузке. Престижность, мода и посещение «за компанию» — не лучшие критерии для выбора дополнительных занятий. К слову, интересы детей в этом возрасте крайне неустойчивы, поэтому позвольте своему ребенку попробовать себя в разных видах деятельности.

День знаний: как помочь ребенку адаптироваться к учебному процессу

Особое внимание стоит уделить физическим нагрузкам. Занятия спортом не только укрепляют растущий организм и повышают его сопротивляемость сезонным простудам, но и решают проблему гиперактивности детей. Однако при выборе спортивной секции обратите внимание на тренера, ведь он должен служить примером для своих подопечных.

Психологический настрой

Не секрет, что в первый класс большинство детей отправляется с радостью и нетерпением. Им нравится новый статус школьника, который они воспринимают как показатель собственной зрелости. Кроме того, ребят привлекают красивая форма, школьные принадлежности, а также перспектива найти новых друзей и получать только хорошие оценки.

Однако школа — это еще и новые обязанности, жесткая дисциплина и ощутимые нагрузки, в первую очередь, интеллектуальные и психологические. Поэтому очень часто удовольствие от посещения образовательного учреждения вскоре сменяется у первоклашки усталостью и нежеланием туда ходить.

«Гиперактивному ребенку особенно сложно подчиняться школьному режиму. Астеничные, быстро утомляемые дети часто испытывают сильную усталость. Основные причины такого состояния — ранние подъемы и обстановка в учебном заведении: шум на переменах, большое количество людей и информации. Для таких детей важно подобрать оптимальный режим нагрузок и отдыха. Их не рекомендуется оставлять в группе продленного дня, перегружать секциями и кружками или слишком яркими эмоциональными событиями. После занятий им необходим отдых и спокойная прогулка», — отметила кандидат психологических наук, доцент кафедры «Педагогическая психология им. профессора В. А. Гуружапова» МГППУ Анна Адаскина.

Она также уточнила, что первые школьные дни — хороший период для того, чтобы найти новых друзей. «Постарайтесь не забирать ребенка сразу после уроков, лучше останьтесь и погуляйте вместе с ним на школьном дворе. Так ему будет проще присоединиться к компании одноклассников, а вы сможете присмотреться к ребятам и познакомиться с родителями», — объяснила собеседница портала.

Преодолеть трудности вместе

Вступая в новый жизненный этап, многие дети еще не способны самостоятельно справиться со сложностями, поэтому скорее откажутся от сложной задачи, нежели будут проявлять усердие.

«Важно, чтобы взрослые транслировали первокласснику спокойную уверенность («у тебя все хорошо, ты справишься»), поддержку («мы рядом и готовы помочь»). Также им нужно доносить мысль, что учебный процесс не бывает без ошибок и трудностей, но все они преодолимы. Наблюдая, как ребенок выполняет задания, родителям следует понять, что именно вызывает у него сложности. И если их не получится преодолеть собственными силами, проблему лучше обсудить с учителем или психологом», — подчеркнула Анна Адаскина.

День знаний: как помочь ребенку адаптироваться к учебному процессу
Владимир Гердо/ТАСС

Собеседница портала объяснила, что родители далеко не всегда могут догадаться, что именно беспокоит первоклассника и в каком психологическом состоянии он находится. В таком случае на помощь приходит практика ежедневных доверительных бесед.

«Расспрашивая ребенка, как прошел день в школе, важно уточнять нюансы и задавать наводящие вопросы. Например, «Ты подавлен? Расстроился из-за того, что не смог быстро пробежать эстафету? Тебе было обидно, так как ребята не выбрали тебя капитаном команды?» Если он молчит или отвечает односложно, то взрослый должен, исходя из контекста, направить беседу в нужное русло», — заключила Анна Адаскина.

А мы напоминаем, что благодаря нацпроекту «Образование» в стране полным ходом идет строительство современных школ, создается безбарьерная среда для детей c ограниченными возможностями здоровья, а также вводятся передовые методики обучения. А еще повсеместно открываются «Точки роста», где молодое поколение осваивает современные технологии и новые образовательные программы. Узнать больше о том, какие возможности предоставляет нацпроект, можно по этой ссылке.

Подпишитесь на новости национального проекта