
Что такое диверсификация
Нацпроект «Малое и среднее предпринимательство» создан для поддержки бизнеса, в том числе информационной, чтобы управленцы могли выстраивать эффективные стратегии развития через изучение экономических показателей. Если спросить у финансово подкованного человека о том, как лучше хранить свои сбережения, он ответит, что их нужно диверсифицировать. Среди аргументов прозвучат сбалансированность, понимание рисков, прозрачность нагрузки. Диверсификация — универсальный инструмент для любого направления в бизнесе, от продаж и производства до инвестиций и накоплений. Показатель также учитывается при расчете рентабельности, инвестиционной привлекательности, кредитной нагрузки. Основные цели применения этого экономического метода — сохранение капитала путем снижения рисков и поиск новых прибыльных направлений.
Что это и где применяется
Diversity переводится как «разнообразие», в случае диверсификации имеется в виду распределение ресурсов по разным каналам. Для бизнеса это разнообразные активы и рынки, куда можно инвестировать финансы, а также внедрение новых производственных направлений, расширение набора товаров и услуг. Понятие ввел в информационное поле еще в 50-х годах ХХ века Гарри Марковиц, нобелевский лауреат и основатель портфельной теории.
Простой пример диверсификации — вместо одной копилки использовать несколько. В одну собирать купюры в 100 рублей, в другую — по 500, в третью — 1000-рублевые. Для каждой из них будет свое назначение, отдельный учет и контроль. Это позволит запланировать несколько разных покупок.
С точки зрения инвестиционного портфеля правильное распределение средств помогает соблюсти баланс доходности. Если одни акции упали, другие могут пойти в рост и дать хорошие дивиденды. Но избыток инвестиционных каналов сложно отслеживать и контролировать: какой-то из них выпадет из внимания, окажется неучтенным и исказит всю финансовую картину. Поэтому существуют инвестиционные площадки, где трейдеры соблюдают принцип сбалансированности и помогают всем желающим вкладываться в биржевые рынки.
Зачем нужна диверсификация
Инструмент служит основой для развития экономики в масштабах компаний и даже целых государств. С ним проще приспосабливаться к изменениям рынка, сохранять стабильность темпов роста. Распределение рисков эффективно там, где на результат может влиять много неопределенных факторов.
Инструмент служит основой для развития экономики в масштабах компаний и даже целых государств
Некоторые финансисты не используют такой подход, потому что при снижении рисков снижается и прибыльность. Если инвестиционный проект просчитан до мелочей, а вероятность неудачи крайне мала, можно направить все ресурсы в него, получив в итоге высокий процент окупаемости. Обычно это рисковый ход ва-банк ради большого куша. На практике чаще выбирают стабильность, поэтому в основе большинства решений — равномерное распределение.

Преимущества и недостатки диверсификации
Применение этого экономического инструмента не теряет актуальности, потому что позволяет получить множество преимуществ:
• устойчивость к кризисным периодам;
• гибкость долгосрочного планирования;
• сбалансированное распределение ресурсов;
• повышение конкурентоспособности;
• рост инвестиционной привлекательности;
• получение выгодных кредитов для бизнеса;
• повышение надежности вложений;
• отсутствие риска потерять всё;
• стабильность капитала.
Недостатки условны, многие из них вытекают из преимуществ. Например:
• есть вероятность, что одно из выбранных направлений принесет большую прибыль, при этом останется сожаление, что не все средства были вложены именно сюда;
• сложно контролировать все инвестиционные каналы, могут потребоваться навыки оптимизации;
• одно из вложений может оказаться слишком убыточным и отнимет прибыль у более эффективных, поэтому инвестор будет топтаться на месте.
Просчитать что-то с точностью 100% невозможно. В конечном счете долгосрочная стратегия диверсификации чаще оказывается выигрышнее, чем рискованные инвестиции в стартапы или однотипные активы.
Виды диверсификации
Связанная, или концентрическая
Подразумевает расширение бизнеса в разных плоскостях:
Горизонтальное. Предполагает увеличение ассортимента смежными изделиями, которые близки к уже представленным по маркетинговым или техническим характеристикам. Это позволяет расширить объемы сбыта или выйти на новые рынки. Необходимы модернизация производственных линий, открытие филиалов или поглощение компаний со схожими параметрами. Для финансирования расширения можно воспользоваться льготными условиями кредитования, которые предоставляются в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство».
Вертикальное. Включает разные направления, связанные одной парадигмой. Например, водоснабжающая организация имеет несколько связанных видов деятельности: водонапорные башни, очистные сооружения, трубопроводы, установка счетчиков, лаборатории, кассы и другое. Каждое из них работает обособленно, но связано с общей структурой. Вертикальная диверсификация охватывает всю экономическую цепочку от получения сырья до поставки конечного продукта потребителю.
Связанное распределение в бизнесе — это самый распространенный и логичный путь, не требующий масштабных вложений.
Связанное распределение в бизнесе — это самый распространенный и логичный путь, не требующий масштабных вложений
Несвязанная
При такой стратегии компания расширяется за счет направления, которым ранее не занималась. Для запуска нового проекта в рамках одного холдинга понадобятся предварительная аналитическая работа, переоснащение производства, обучение персонала. Появится дополнительная управленческая нагрузка, увеличатся риски, поэтому такой подход выбирают опытные управленцы, способные точно рассчитать перспективы нововведений.
Комбинированная
Сочетает сразу несколько диверсификационных стратегий. Таким способом формируются крупные концерны и экосистемы, которые охватывают полные производственные циклы по разным продуктам и услугам.
Типы диверсификации по характеру объекта
Диверсифицировать можно разные элементы экономики. На основе направления, в котором необходим такой подход, формируется несколько основных разновидностей распределения ресурсов.
Производство
Открываются новые линии, цеха, целые заводы. Возможно строительство производственных комплексов на территории других стран. Сюда же можно отнести автоматизацию, внедрение цифровых технологий. С этой точки зрения компании могут быть однопродуктовыми, специализированными, с доминирующим продуктом, со связанным сбытом и полностью диверсифицированными.
Бизнес
Расширяется не только производство, но и другие бизнес-процессы, в том числе управление, финансирование, продвижение. Так формировались бренды мирового уровня, которые имеют свои самостоятельные представительства в разных странах.
Риски
Цель такого подхода — рассредоточить капитал через инвестиции в разные несвязанные направления с потенциалом доходности. Могут использоваться разные активы, инструменты, валюты, специальные финансовые опции (например, право продажи акций), способы выведения средств. Это позволяет сохранить доходность на одном стабильном уровне. Если не сработает одна инвестиция, потери может компенсировать окупаемость в другой, более результативной.
Инвестиционный портфель
Правильное распределение инвестиций подразумевает полную диверсификацию. К примеру, портфель, состоящий только из акций российских банков, не считается перспективным. Внезапная волна отзывов лицензий или любой сбой внутри системы приведут к полной потере капитала. Если добавить акции иностранных банковских структур, степень диверсификации повысится, но риски все же останутся. Оптимально, если инвестор приобретает акции компаний из разных отраслей, стран, дополнительно подключает драгоценные металлы, валюты.
Капитал
Распределение финансов на развитие разных экономических направлений в компании. Формирование статей бюджета, которые будут охватывать все необходимые бизнес-процессы, от обучения сотрудников до формирования резервных фондов.
Ценники
Включение в ассортимент групп товаров с разным уровнем цен позволит расширить аудиторию покупателей, регулировать спрос. Также это может выражаться в территориальной, социальной градации, а также формировании конкурентных преимуществ при наличии рядом магазинов с аналогичными товарами.

Как диверсификация используется в бизнесе
Есть несколько диверсификационных стратегий, которые знакомы многим управленцам. Их общая цель — простимулировать развитие компании и увеличить прибыль. К таким стратегиям относятся:
Адаптация. Заключается в перенастройке существующих процессов под производство новой продукции. Задействуется готовое оборудование, обучается и мотивируется персонал.
Экспансия. Планомерное расширение через увеличение производственных мощностей, открытие новых торговых площадей, пополнение ассортимента.
Поглощение. Сильная компания выкупает более слабую. При этом менее успешная может либо продолжать работать в рамках новой корпоративной концепции, либо становится частью капитала крупной.
Слияние. Такое решение обычно принимают два бизнеса смежной специфики с равноценными размерами капитала и мощностями.
Присоединение. В такой ситуации одна компания решает передать все права и управление другой, сохраняя при этом производственную самостоятельность.
Инвестиции. Некоторые компании инвестируют часть своего капитала в другие производства с целью получения дополнительной прибыли, а также полноценного партнерского сотрудничества. Нередко это приводит к слиянию или регистрации новых компаний.
Примеры диверсификации
Изучение чужого опыта позволяет избежать частых ошибок и перенять успешные стратегии. На российском и мировом рынках представлены компании, которые эффективно диверсифицируют разные направления. Встречаются и неудачные примеры, которые связаны с недостаточной аналитической работой перед нововведениями.
Сбер
Одна из самых успешных российских экосистем сформировалась вокруг имени надежного банка. Сначала она обрастала смежными решениями — например, цифровыми разработками для улучшения качества взаимодействия между банком и организацией. Сейчас активно развивается несвязанное распределение, появилось много полезных для пользователей сервисов:
• такси;
• каршеринг;
• онлайн-кинотеатр;
• доставка еды и продуктов;
• новостной портал;
• платформы для разработчиков;
• цифровые инструменты для бизнеса;
• маркетплейс;
• музыка и другие.
Один из решающих факторов успеха — удобство для клиентов. Каждым продуктом экосистемы они могут пользоваться по единому ID.
Disney
Многие помнят забавные короткометражные мультфильмы от Pixar. Однако мало кто знает, что еще в 2007 году эту мультипликационную студию выкупил крупный игрок рынка — Walt Disney Co. В выигрыше остались обе стороны: акции Disney ощутимо прибавили на торгах, а владельцы Pixar получили свою долю акций и хорошие дивиденды. К слову, владельцем маленькой студии на тот момент был основатель Apple Стив Джобс.
Кроме того, в Walt Disney Co. применяли и другие методы связанной диверсификации. Всему миру известны парки развлечений бренда, а в студии выпускают не только мультфильмы, но и кино смежной тематики.
BIC
Известный производитель шариковых ручек позиционировал технологию их производства как уникальную. Именно поэтому было принято решение на тех же производственных циклах выпускать другую схожую по некоторым параметрам продукцию — зажигалки и бритвенные станки. Решение оказалось успешным, у всех позиций есть спрос на рынке.
Cosmopolitan
Руководство известного женского журнала на пике его популярности решило внедрить новый одноименный продукт. Так, в 1999 году после анализа портрета целевой аудитории наладили производство позиции из категории здорового питания — йогуртов. По ряду причин, в том числе из-за высокой конкуренции в этом направлении бизнеса и недостаточного продвижения, стратегия оказалась провальной, поэтому проект пришлось закрыть.
Заключение
Диверсифицировать бизнес необходимо не только для снижения рисков убытков. Правильное распределение ресурсов предотвращает банкротство за счет взаимозаменяемости источников прибыли. Если точно рассчитать все вложения, можно в разы повысить их рентабельность. А для начинающего инвестора диверсификация станет одним из портфелеобразующих инструментов.
Подпишитесь на новости национального проекта