Александр Кряжев/РИА Новости

Чистый экспорт: Россия планирует занять 10% мирового рынка органической продукции

Закон об органической продукции, вступивший в России в силу с 1 января 2020 года, был призван способствовать развитию этого сегмента рынка. Однако пока рынок органики замедлил свое развитие, что связано как с пандемией, так и с техническими сложностями в реализации закона. Участники отрасли считают необходимым создать программу развития органической продукции в РФ и уверены, что к 2025 году российским производителям удастся занять 10-15% мирового рынка органики, что соответствует задачам, поставленным нацпроектом «Международная кооперация и экспорт».

Российская органика в цифрах

По данным Минсельхоза, объем агроэкспорта из России стабильно растет. Так, за десять месяцев 2020 года он вырос на 14% и превысил $23 млрд. Новым направлением агропромышленного экспорта являются поставки органических продуктов. В соответствии с законодательством, органическая продукция — это экологически чистые сельскохозяйственная продукция, сырье и продовольствие, производство которых соответствует определенным требованиям. К таким требованиям относятся запрет на применение агрохимикатов, пестицидов, антибиотиков, стимуляторов роста и гормональных препаратов.

По данным исполнительного директора Национального органического союза Олега Мироненко, сейчас в России сертифицированы 120 компаний, занимающихся органическим производством. Из них 111 занимаются пищевой продукцией, еще девять — производством биопрепаратов и биоудобрений. Отдельной статистики по экспорту органической продукции из России пока не ведется.

Сергей Пивоваров/РИА Новости

Сергей Пивоваров/РИА Новости

Препятствия для экспорта

Минсельхоз ожидает, что к 2025 году российские производители смогут занять 10-15% мирового рынка органики, однако пока большинство компаний, сертифицированных по международным стандартам, практически не поставляют продукцию за рубеж.

«Экспортом занимаются около 13-15 компаний, остальные работают на внутренний рынок», — сказал Мироненко.

Он уточнил, что компании, которые занимаются экспортом органики, в основном выращивают дикоросы, и лишь несколько предприятий поставляют на экспорт органические зерновые и масличные культуры. Основными покупателями отечественной органической продукции председатель правления Союза органического земледелия Сергей Коршунов называет российские регионы, в первую очередь Москву с долей в 90% продаж.

В числе препятствий для экспорта органики Мироненко называет более низкие цены на эти товары в Европе по сравнению с Россией. Кроме того, некоторые компании пока не могут произвести объемы, необходимые для реализации экспортного контракта. Еще одним сдерживающим фактором является особенность государственного контроля за экспортом сельхозпродукции, который заточен только под продукцию индустриального сельского хозяйства, а не под органику.

Александр Кондратюк/РИА Новости

Александр Кондратюк/РИА Новости

По данным Союза органического земледелия, лидером экспорта органической продукции является Томская область, где действуют региональные меры поддержки производителей органической продукции, например погектарные субсидии (возмещение части затрат на 1 гектар при проведении ряда агротехнологических работ для повышения уровня экологической безопасности сельхозпроизводства, а также плодородия и качества почв). Схожие меры действуют в Воронежской и Белгородской областях, Краснодарском крае и в других регионах.

Непростой год

Нынешний пандемийный год выдался непростым как для российской экономики в целом, так и для рынка органики в частности. Но если со странами СНГ и Ближнего Востока этот фактор можно принять как основополагающий для снижения темпов роста экспорта, то, как отметила Наумова из «Ладесол-Тамбов», с Евросоюзом не все так однозначно. Дело в том, что европейские требования к качеству и безопасности ввозимой продукции порой значительно жестче, чем в странах постсоветского пространства и Ближнего Востока. С 1 июля 2014 года европейский рынок ужесточил правила ввоза некоторых групп товаров, если их производители не сертифицированы по стандарту GMP+ (определяет проведение фактически всех процедур на предприятии — от температурного режима в цеху до системы складского хранения). В России на сегодняшний день количество отраслевых производителей, сертифицированных по этому стандарту, «ничтожно мало», подчеркнула Наумова.

Сложности возникают и при экспорте готовой брендированной продукции. Так, по мнению основателя и генерального директора производителя итальянских и кавказских сыров Umalat Алексея Мартыненко, обычно рынок уже занят местными предприятиями, которые не очень хотят пускать к себе конкурентов. Для того чтобы хоть как-то начать продавать продукцию в других странах, у производителя должно быть ценовое преимущество от 15% до 40%. «Российская брендированная продукция незнакома зарубежному потребителю. Но это не значит, что не надо пробовать: такие продукты, как глазированные сырки, адыгейский сыр, сулугуни, моцарелла для пиццы, вполне имеют экспортный потенциал», — уверен Мартыненко.

Виталий Аньков/РИА Новости

Виталий Аньков/РИА Новости

Что касается самой компании Umalat, то, по словам Мартыненко, ограничения, связанные с распространением нового коронавируса, мешают поставлять продукцию и заключать новые контракты. Например, выход на рынки Китая и ОАЭ пришлось отложить, но удалось сохранить поставки в Казахстан, Армению и Белоруссию.

Выйти на мировой уровень

По мнению участников отрасли, для того чтобы российская органическая продукция стала более конкурентоспособной, необходимо создать специальную программу по развитию этой отрасли в РФ со сроком действия до 2025 или 2035 года. Также стоит четко определить органы, ответственные за реализацию тех или иных показателей, считает Коршунов. Кроме того, он полагает, что необходимо прописать целевые показатели для производителей органики.

Следующим важным шагом могут стать вопросы взаимопризнания, в рамках которых РФ признает продукцию других стран, а другие страны признают российскую, считает Коршунов. В этом случае любая российская органическая компания, которая работает для внутреннего рынка, без дополнительных вложений сможет выйти и на зарубежный рынок.

Подпишитесь на новости национального проекта