Антон Кузнецов/ТАСС
Образование

Быть примером: эксперты обсудили на ПМЭФ роль учителя для современных школьников

Насколько хорошо сегодня работают российские школы? Что важнее: образование или воспитание? И каким должен быть современный педагог? Эти и другие вопросы, имеющие непосредственное отношение к нацпроекту «Образование» и выявлению одаренных детей, обсудили в пятницу эксперты на Петербургском международном экономическом форуме.

Лучшие в мире

Говоря о современном школьном образовании, ректор МГИМО МИД России Анатолий Торкунов отметил, что сегодня в этой сфере, к сожалению, присутствуют проблемы. И одна из них — это то, что общество недовольно его качеством в нашей стране.

«Мы знаем, что открывается много школ разного профиля и вроде в этих школах реализуются совершенно разные компетенции, и все равно все опросы... показывают, что родители и общество в целом не удовлетворены состоянием и школьного, и вузовского образования. Хотя я глубоко убежден, что в последние годы у нас немало успехов в этом направлении, и правильный ориентир в целом выбран», — рассказал эксперт на сессии «Школа — университет»: проблемы коадаптации».

Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов, в свою очередь, отметил, что, по данным международных исследований, отечественная начальная школа занимает первое место в мире по качеству образования.

Быть примером: эксперты обсудили на ПМЭФ роль учителя для современных школьников
Глава Минпросвещения России Сергей Кравцов
Антон Кузнецов/ТАСС

«Наша начальная школа — лучшая в мире по качеству образования, это международные исследования PIRLS (Международное исследование качества чтения и понимания текста. — Прим. ред.) проводит. По качеству научного образования Российская Федерация входит в пятерку стран мира», — рассказал министр.

Кравцов также напомнил, что Россия показывает выдающиеся результаты на международных олимпиадах.

«Вот буквально недавно завершилась Азиатская [физическая] олимпиада, и все золотые медали завоевали наши ребята, старшеклассники, физики, причем в очень серьезной конкуренции», — отметил он.


Наша начальная школа — лучшая в мире по качеству образования

Общие ценности

Глава Минпросвещения также призвал международное сообщество обсудить актуальные ценности, которые прививаются детям в школах.

«Мне кажется, нам очень важно договориться о неких общих ценностях, которые мы прививаем молодежи для того, чтобы мы сохранили нашу планету, наш мир, чтобы не было войн. Может быть, это немного банальные слова, но поверьте, это очень важно, и каждый из нас это прекрасно понимает. Поэтому, наверное, пришло время об этом поговорить на международном уровне», — отметил он во время своего выступления на ПМЭФ.

Быть примером: эксперты обсудили на ПМЭФ роль учителя для современных школьников
Александр Рюмин/ТАСС

Кравцов указал на то, что вопросы воспитания и привития молодому поколению определенных ценностей не менее значимы, чем сама школьная подготовка. Особенно важны, по его словам, уважение к старшим, знание своей малой родины и доброе отношение к другим народам.

Современный учитель должен уметь не только преподавать, но и общаться со школьниками

Министр добавил, что сегодня в России порядка 250 вузов готовят по педагогическим специальностям. И развивая подготовку в педагогических и классических университетах, власти также обращают особое внимание на воспитание ценностей в будущих учителях.

«Я уверен, что современный учитель должен уметь не только преподавать, но и общаться со школьниками, уметь находить с ними общий язык, знать социальные сети, информационные технологии, быть современным, быть примером для своих учеников. Важно, чтобы учитель был опорой, в том числе и нравственной», — заявил глава Минпросвещения.

Сеть «Сириуса»

Тему подготовки педагогов и единой системы ценностей поддержала также руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте России по науке и образованию Елена Шмелева. Фонд уже несколько лет развивает образовательный центр «Сириус» в Сочи, который был создан на базе олимпийской инфраструктуры по инициативе президента России Владимира Путина. Цель работы «Сириуса» — раннее выявление, развитие и дальнейшая профессиональная поддержка одаренных детей, проявивших выдающиеся способности в области искусств, спорта, естественно-научных дисциплин, а также добившихся успеха в техническом творчестве.

Быть примером: эксперты обсудили на ПМЭФ роль учителя для современных школьников
Руководитель фонда «Талант и успех», член Совета при президенте России по науке и образованию Елена Шмелева
Антон Кузнецов/ТАСС

Шмелева обратила внимание, что сегодня по поручению главы государства открываются региональные центры, которые работают по модели федерального образовательного центра «Сириус». Сегодня таких проектов уже 55, а до конца года откроются еще семь.

«И вот эта сеть программ, созданных в единой логике, позволяет нам говорить о том, (...) как опыт лучших педагогов использовать для работы с детьми», — заявила руководитель фонда «Талант и успех».

Она также отметила, что в региональные центры попадают лучшие учителя, которые предлагают детям достойный уровень обучения. Кроме того, сегодня в «Сириусе» обучают и самих педагогов, и программы их подготовки постоянно расширяются с учетом возможностей центра.

Шмелева подчеркнула, что образовательный центр «Сириус» выпустил уже 42 тысячи учеников со всей России. «Эти выпускники учатся во всех ведущих университетах. И на каждой программе ребята представляют 50, 60, а иногда и больше субъектов Федерации», — заключила она.

Подпишитесь на новости национального проекта