Е. Леонтьев/РИА Новости
Образование

Больше чем учитель: в России свыше 500 педагогических династий

Когда школы с современным оборудованием появляются даже в селах, новые кружки и секции позволяют раскрыть талант каждого ребенка, когда техникумы и колледжи получают новые мастерские и усиливается конкурентоспособность российской высшей школы — это значит, что страна заинтересована в том, чтобы ее граждане могли в полной мере развить свои таланты и применить их на практике. На решение этих задач направлен нацпроект «Образование».

Воплощает же все эти планы в жизнь учитель. И как-то правильно, что первые годы Десятилетия науки и технологий совпали с объявлением 2023 года Годом педагога и наставника. Потому что учитель и есть тот краеугольный камень, на котором строится любая история развития и успеха. 

Престиж профессии: поднять и удержать

Исторически в России относились к наставникам с почтением и благодарностью. Говорили: «Почитай учителя, как родителя», «Учитель в школе, что посев в поле». В какой-то момент престиж профессии педагога упал, но сегодня все возвращается на круги своя. Снова вернулось понятие «учитель» в лучшем понимании этого слова. В школах появилась возможность хорошо зарабатывать. С 2022 года Госдума утвердила основной задачей учителей реализацию образовательной программы. А на поднятие престижа профессии со стороны государства направлено много усилий. Именно эта работа является одним из ключевых направлений национального проекта «Образование».

«Президентом России Владимиром Путиным 2023 год объявлен Годом педагога и наставника. Это несомненное признание значимости, высокого статуса и престижности профессии учителя. Среди первостепенных задач этого года — социальная и методическая поддержка учителей, новые подходы к профессиональному росту педагогов. Прежде всего, мы хотим воздать должное уважение к профессии учителя и повысить интерес молодежи к педагогике, привлечь на педагогические специальности амбициозных, талантливых ребят, которые будут работать в новых современных школах по всей стране. Учителя, педагоги и преподаватели — это те мудрые наставники, благодаря которым будущие поколения детей находят свое призвание и раскрывают таланты!» — отметила заместитель председателя правительства РФ Татьяна Голикова.

Проведение в России Года педагога и наставника является несомненным признанием значимости, высокого статуса и престижности профессии учителя

А тем временем, невзирая на «ветры перемен», в разных уголках России выполняют свою многолетнюю бесценную работу педагогические династии. Потому что «кто, если не мы».

500 лет стажа: династия Дубенских

Например, в Омской области широко известна династия Дубенских. Все 19 членов этой династии впитывали с молоком матери то, что делает человека учителем — не по должности, а по призванию. Их род талантлив на учителей. Даже если приблизительно прикинуть, на всех набирается около 500 лет педагогического стажа. Основательница династии Мария Александровна Фадеева в 1930–1940-х годах обогревала своим душевным теплом в приюте детей войны.

Вслед за ней стал воспитывать сирот ее сын — Леонтий Матвеевич Фадеев, который всю жизнь проработал директором детского дома в селе Ново-Ягодное Знаменского района. А дочь Зинаида Матвеевна после окончания культпросветучилища приехала работать в 1949 году в Большеречье. Так и пошло — большинство из потомков Марии Александровны и новые члены семьи были педагогами. И появилась великая династия Фадеевы — Дубенские — Кашмины — Ивановы — Балмаковы — Кравченко — Шашкина — Карпенко — Ефимовы — Барановские.

Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации
Министерство просвещения Российской Федерации

Ответственность за свою профессию эти педагоги несли не только перед учениками, но и друг перед другом. Так, Елена Петровна Кашмина (Дубенская) вспоминает, что, когда начала работать в школе, больше всего переживала не тогда, когда к ней на урок приходили представители РОНО или завуч, а когда заглядывал в класс директор — ее отец Петр Степанович Дубенский. Разочаровать его она очень боялась!

А дух учительства привит мне с детства: династия Красовских

Династия Красовских — из города Биробиджан Еврейской автономной области. В разных поколениях этой семьи учителями и воспитателями были 11 человек. В общей сложности они посвятили детям 367 лет своей жизни.

Основателем династии стала Любовь Борисовна Красовская, которая, окончив Благовещенский педагогический техникум, вернулась в родной поселок учителем начальной школы, а в годы войны, с 1943-го по 1945-й, исполняла обязанности директора школы. В 1962-м за успехи в обучении и воспитании детей была награждена знаком «Отличник народного просвещения».

Ее правнук Дмитрий Анатольевич Красовский (тоже педагог) рассказывает: «Наша мама последовала примеру своей бабушки, и тоже стала учителем. Она всегда говорила, что если бы у нее была вторая жизнь, то провела бы ее только в школе!»

Самый молодой представитель династии — Юлия Анатольевна Радионенко (Красовская). После окончания Хабаровского педагогического института по специальности «учитель биологии и химии» преподавала в школе, а с 2006 года работает в комитете образования ЕАО специалистом-экспертом.

Сыновья в почетном деле: династия Артамохиных

Педагогическая династия Артамохиных из Кемеровской области состоит пока из трех человек, но уже имеет 65 лет общего стажа. Основатель этой семьи учителей — Галина Леонидовна Артамохина — начала свою педагогическую деятельность в 1962 году в школе села Титово. В августе 2006-го ушла на заслуженный отдых. Награждена Почетной грамотой Министерства просвещения РСФСР, является отличником народного просвещения. Педагогический стаж Галины Леонидовны составляет 44 года. Но главное ее наследство — это сын и внук, которые пошли по ее стопам.

Алексей Николаевич Артамохин с 2001 года работает в Заринской средней школе поселка Плотниково учителем технологии, готовя трактористов-машинистов, и является руководителем ученической производственной бригады «Ровесник». Его педагогический стаж — 21 год.

А внук Галины Леонидовны, Павел Алексеевич Артамохин, в 2020 году окончил (с отличием) ФГБОУВО «Кузбасская государственная сельскохозяйственная академия» города Кемерово по специальности «агроинженерия». Пришел работать в Заринскую среднюю школу на должность мастера производственного обучения. Педагогический стаж Павла пока невелик, всего два года, но все еще впереди.

Больше, чем учитель: в России более 500 педагогических династий
Министерство просвещения Российской Федерации

Поколение учителей для нового поколения

Возможность учиться на примере лучших коллег позволяет педагогам и наставникам постоянно совершенствоваться в своей работе. Но и о тех, кто придет на смену, тоже не стоит забывать.

Национальный проект «Образование» особое внимание уделяет школьникам, которые планируют стать педагогами и хотят выбрать подходящий вуз. А также тем, кто хочет получить дополнительное образование. Для них создан сайт будьучителем.рф.

Это информационный ресурс и агрегатор учебных заведений среднего профессионального и высшего образования по педагогическим специальностям. Здесь собрано более 160 учебных заведений. Из них 34 вуза — профильно педагогические, в остальных есть педагогические специальности в общем каталоге направлений обучения. 

Для школьников, которые планируют стать педагогами, создан сайт будьучителем.рф

В зависимости от критериев, которые важны для каждого конкретного пользователя, навигатор предложит подборку оптимальных вузов, сориентирует в их преимуществах и особенностях. Выбрать учебное заведение можно по уровню желаемого образования — от среднего профессионального до докторантуры и программ дополнительного образования, по региону и направлению — от школьной математики до специализированных предметов (инженерная и компьютерная графика, психология и другие).  

Главная задача проекта будьучителем.рф в том, чтобы поддержать абитуриента в выборе одной из самых важных профессий в мире. В учительстве нет предела совершенству: прокачивать свои знания нужно еженедельно, усваивать новую информацию — ежедневно, а находить общий язык с учениками — ежечасно. Это непросто, но таков путь Учителя.

Ты тоже можешь — начни уже сегодня.

Подпишитесь на новости национального проекта